статьи кадры

Нагрузка преподавателей, тарификация и оплата труда в 2025 году.

Нагрузка преподавателей, тарификация и оплата труда в 2025 году: ответы на вопросы

Нагрузка преподавателей, тарификация и оплата труда в 2025 году: ответы на вопросы

В 2025 году вопросы тарификации, оплаты труда и установления норм нагрузки остаются актуальными для образовательных организаций. Рассказываем, как правильно оформлять трудовые отношения с педагогами, оплачивать участие в государственной итоговой аттестации (ГИА), предоставлять налоговые вычеты и соблюдать нормы законодательства.

1. Совокупная нагрузка преподавателя-совместителя

Вопрос: Преподаватель колледжа работает по совместительству. В одни месяцы он реализует менее 36 часов, в другие — более 36 часов. Это нарушение?

Ответ: Нет, это не является нарушением статьи 284 ТК РФ. Такой режим работы возможен при условии, что годовая учебная нагрузка не превышает 360 часов, установленных для преподавателей СПО.

Важно: контроль ведется по итогам учебного года, а не помесячно. Таким образом, колебания в рамках месяцев допустимы.

2. Нагрузка педагога, ведущего ОБЗР в СПО

Вопрос: Какая максимальная нагрузка может быть у педагогического работника, ведущего предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) в системе среднего профессионального образования?

Ответ: Учебная нагрузка должна соответствовать требованиям к предмету. Для преподавателя-организатора ОБЗР она составляет:

  • не более 36 часов в месяц;
  • не более 9 часов в неделю.

Эти нормы установлены в целях обеспечения качества преподавания и соблюдения требований к организации учебного процесса.

3. Оплата за участие в ГИА

Вопрос: У преподавателя годовая нагрузка — 1440 часов. Он привлекается к работе в экзаменационной комиссии ГИА. Как оплачивать такую работу?

Ответ: Работа по проведению ГИА считается дополнительной оплачиваемой работой и оплачивается на основании:

  • статьи 60.2 ТК РФ — о выполнении другой работы;
  • статьи 151 ТК РФ — об оплате сверхурочной работы;

Форма оплаты может быть:

  • поставочной (за фактические часы);
  • поштучной (за каждое мероприятие или проверенную работу).

Условия оплаты закрепляются локальным актом учреждения.

4. Вычет по НДФЛ при неполной нагрузке

Вопрос: Педагог дополнительного образования имеет неполную ставку — 16 часов вместо 72. Его зарплата около 16 000 руб., у него четверо детей, и положенный вычет — 16 200 руб. Также он часто берет больничный по уходу за ребенком. Возможно ли отсутствие НДФЛ?

Ответ: Да, такое возможно. Если сумма стандартного налогового вычета превышает начисленную заработную плату, то НДФЛ не удерживается.

Как отразить в 6-НДФЛ:

  • начисленную сумму указывают в строке 120;
  • вычет — в строке 130 раздела 2;
  • данные приводят нарастающим итогом с начала года.

Важно: даже если база по НДФЛ равна нулю, подавать расчет в ИФНС всё равно необходимо.

5. Оплата труда педагога-наставника

Вопрос: Учитель имеет высшую категорию и дополнительно присвоена категория «педагог-наставник». Как оплачивать его работу: как повышение категории или как коэффициент?

Ответ: Согласно Единым рекомендациям по оплате труда педагогов, утвержденным Российской трехсторонней комиссией (письмо № 10пр от 23.12.2024):

Надбавки за дополнительные категории и звания начисляются с учетом объема учебной нагрузки.

Таким образом, работа педагога-наставника должна находить отражение в оплате труда — либо как надбавка к окладу, либо как коэффициент, установленный коллективным договором или локальным нормативным актом.

6. Сравнение зарплаты с МРОТ

Вопрос: Учитель работает 18 часов в неделю по основной нагрузке и еще 6 часов — по дополнительной. Он хочет, чтобы ему доплатили до МРОТ за основные часы, а за дополнительные — выплатили сверх этой суммы. Прав ли он?

Ответ: Да, учитель прав. Согласно действующему законодательству:

  • за выполнение нормы часов (например, 18 часов в неделю) зарплата не может быть ниже МРОТ;
  • за дополнительные часы (6 часов) оплата производится сверх МРОТ.

Такой подход соответствует нормам оплаты труда педагогов и позволяет избежать нарушений трудового законодательства.

Заключение

Работа с педагогическими работниками требует внимательного подхода к формированию нагрузки, тарификации и оплате труда. Особенно важно соблюдать следующие моменты:

  • контроль годовой нагрузки внешних совместителей;
  • правильное распределение времени у педагогов ОБЗР;
  • оформление и оплата участия в ГИА;
  • применение налоговых вычетов и заполнение 6-НДФЛ;
  • доплата до МРОТ за норму часов;
  • начисление надбавок педагогам-наставникам.

Соблюдение этих принципов поможет избежать споров с сотрудниками, штрафов со стороны контролирующих органов и обеспечит прозрачность расчетов.

2025-07-01 11:24