Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ/275-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Удержание неустойки из оплаты по контракту в 2025 году: порядок, условия и практика применения

Введение

В 2025 году сохраняет актуальность вопрос о порядке применения штрафных санкций за нарушение условий государственных и муниципальных контрактов. Особый интерес представляет механизм удержания неустойки непосредственно из сумм, причитающихся поставщику по контракту. Этот механизм, предусмотренный п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, позволяет заказчикам эффективно взыскивать штрафные санкции без обращения в суд, при соблюдении определенных условий.

📊 Правовая основа удержания неустойки

Закон № 44-ФЗ

Основным нормативным актом, регулирующим возможность удержания неустойки из сумм contract payments, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе предусмотреть в контракте условие об оплате контракта за вычетом суммы неустойки (штрафа, пени). Это означает, что при наличии такого условия и при нарушении поставщиком обязательств по контракту, заказчик может удержать сумму неустойки из средств, подлежащих выплате поставщику.

Позиция Минфина России

Минфин России в своих разъяснениях (письмо от 11.03.2024 № 24-06-06/21161) подчеркивает, что при наличии в контракте условия об удержании неустойки, заказчик обязан применять соответствующие меры ответственности в части удержания суммы не исполненных поставщиком требований об уплате неустоек из суммы оплаты по контракту.

📋 Условия применения удержания неустойки

Обязательные условия

Для применения механизма удержания неустойки из оплаты по контракту необходимо соблюдение следующих условий:
Наличие соответствующего условия в контракте: В текст контракта должно быть включено условие об удержании суммы неустойки из выплат, причитающихся поставщику.
Отсутствие оснований для списания неустойки: Удержание применяется только при отсутствии оснований для списания неустойки по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.
Невозможность взыскания из обеспечения исполнения контракта: Механизм удержания применяется, если нет возможности взыскать неустойку из обеспечения исполнения контракта.

Отличие от списания по правилам № 783

Важно различать удержание неустойки из оплаты по контракту и списание неустойки по правилам, утвержденным постановлением № 783:
Сравнение удержания и списания неустойки

Сравнение: удержание неустойки из оплаты и списание по Постановлению № 783

Аспект Удержание из оплаты Списание по правилам № 783
Правовая основа пункт 2 части 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ Постановление Правительства РФ № 783 от 16.06.2022
Условия применения Наличие условия об удержании в контракте Исполнение контракта в полном объёме или его расторжение
Процедура Направление претензии поставщику, учёт возражений Создание комиссии, проведение сверки расчётов, акт сверки
Размер неустойки Полная сумма, подлежащая взысканию (до 100% задолженности) Ограничен процентом от цены контракта (обычно до 5–10%, зависит от типа)

Примечание: Удержание применяется чаще и проще. Списание по № 783 — внесудебный механизм для взыскания после завершения контракта, особенно при отказе поставщика от подписания акта сверки.

📝 Процедура удержания неустойки

Направление претензии

Процедура удержания неустойки требует обязательного направления поставщику претензии с требованием об уплате неустойки. Претензия должна содержать:
  • Реквизиты контракта
  • Обоснование нарушения обязательств
  • Расчет суммы неустойки
  • Срок для добровольной уплаты

Удержание из выплат

Если поставщик не исполняет требование о добровольной уплате неустойки в установленный срок, заказчик вправе произвести удержание из сумм, подлежащих выплате по контракту.

Оформление документов

После удержания неустойки заказчик должен оформить:
  • Акт сверки взаимных расчетов
  • Уведомление об удержании с указанием суммы и основания
  • Исправительные документы в бухгалтерском учете

⚖️ Правовые последствия удержания

Для заказчика

  • Право на удержание: Заказчик вправе удерживать сумму неустойки при наличии условия в контракте.
  • Обязанность уведомления: Заказчик обязан уведомить поставщика о произведенном удержании.
  • Отчетность: Суммы удержанной неустойки подлежат отражению в бухгалтерском и бюджетном учете.

Для поставщика

  • Право на обжалование: Поставщик вправе обжаловать удержание в судебном порядке.
  • Возмещение убытков: При неправомерном удержании поставщик может требовать возмещения убытков.

💡 Рекомендации для заказчиков

Включение условия в контракт

Для возможности удержания неустойки из оплаты по контракту рекомендуется включать в текст контракта следующее условие:
"Заказчик вправе удерживать сумму неустойки (штрафа, пени) из сумм, подлежащих выплате Поставщику по настоящему контракту, при наличии оснований для взыскания неустойки и отсутствии оснований для ее списания в соответствии с законодательством Российской Федерации."

Соблюдение процедуры

Для минимизации рисков оспаривания удержания рекомендуется:
Своевременно направлять претензию с подробным расчетом неустойки.
Соблюдать сроки для добровольной уплаты.
Документировать все этапы процедуры удержания.
Обеспечивать прозрачность расчетов.

Бухгалтерский учет

Удержанные суммы неустойки подлежат отражению в бухгалтерском учете на основании:
  • Приказа Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
  • Письма Минфина России от 20.05.2022 № 24-06-08/46828 "О требовании заказчика об уплате поставщиком неустойки".

💡 Рекомендации для поставщиков

Защита прав

Для защиты своих прав при удержании неустойки поставщикам рекомендуется:
Внимательно изучать претензии заказчика.
Проверять расчеты неустойки.
Требовать документального обоснования удержания.
Обжаловать неправомерные удержания в судебном порядке.

Оспаривание удержания

Основаниями для оспаривания удержания могут быть:
  • Отсутствие условия об удержании в контракте.
  • Нарушение процедуры удержания.
  • Необоснованность расчета неустойки.
  • Наличие оснований для списания неустойки по правилам № 783.

📈 Судебная практика

Позиция Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ указал, что удержание заказчиком неустойки из суммы, подлежащей оплате поставщику, не может являться препятствием для взыскания поставщиком с заказчика неосновательного обогащения при доказанности его возникновения на стороне заказчика.

Практика арбитражных судов

Арбитражные суды при рассмотрении споров об удержании неустойки исходят из следующих принципов:
  • Условие об удержании в контракте является правом заказчика, а не обязанностью.
  • Согласие поставщика на удержание не требуется при наличии условия в контракте.
  • Удержание не подпадает под действие Правил, утвержденных постановлением № 783.

🔮 Перспективы развития

Изменения в законодательстве

С 1 января 2025 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые:
  • Уточняют порядок удержания неустойки из оплаты по контракту.
  • Усиливают контроль за правомерностью удержаний.
  • Вводят электронный документооборот при оформлении удержаний.

Практика применения

Ожидается, что практика применения удержания неустойки из оплаты по контракту будет развиваться в направлении:
  • Увеличения прозрачности процедуры удержания.
  • Стандартизации документов для оформления удержания.
  • Усиления судебного контроля за правомерностью удержаний.

❌ Частые ошибки и как их избежать

Ошибки при удержании неустойки

Типичные ошибки при удержании неустойки по контрактам (по 44-ФЗ)

Ошибка Последствие Как избежать
Ошибки заказчиков
Отсутствие условия в контракте Невозможность удержания неустойки Включать условие об удержании в 100% контрактов (ч. 7 ст. 34, ч. 8 ст. 35 Закона № 44-ФЗ)
Нарушение процедуры удержания Оспаривание удержания в ФАС или суде Строго соблюдать претензионный порядок: направление требования, учёт возражений
Неправильный расчёт неустойки Возврат сумм поставщику, штрафы от контролирующих органов Тщательно проверять расчёты, использовать официальные формулы и актуальные ставки рефинансирования
Ошибки поставщиков
Несвоевременное обжалование Потеря права на защиту, безвозражное удержание Оперативно реагировать на претензии — в течение 5 рабочих дней
Отсутствие документации Невозможность доказать неправомерность удержания Вести полный и актуальный документооборот (акты, переписка, подтверждения сроков)
Игнорирование претензий Автоматическое удержание средств без возможности оспорить Активно участвовать в претензионной работе: направлять возражения, пояснения, доказательства

Источник: Закон № 44-ФЗ (ст. 34, 35), Постановления Правительства РФ, практика ФАС и арбитражных судов.

Заключение

Удержание неустойки из оплаты по контракту представляет собой эффективный механизм взыскания штрафных санкций с недобросовестных поставщиков. Однако применение этого механизма требует от заказчиков строгого соблюдения установленной процедуры и наличия соответствующего условия в контракте.
Для поставщиков важно знать свои права и уметь защищать их при неправомерном удержании неустойки. В случае споров рекомендуется обращаться к судебной практике, которая в целом поддерживает право заказчиков на удержание при соблюдении всех требований закона.
Ключевые принципы, которые следует соблюдать при удержании неустойки:
Законность: Соблюдение всех требований законодательства.
Обоснованность: Наличие доказательств нарушения и правильный расчет суммы.
Пропорциональность: Соразмерность неустойки последствиям нарушения.
Процессуальная чистота: Соблюдение процедуры удержания.
Соблюдение этих принципов позволит участникам контрактной системы эффективно использовать механизм удержания неустойки минимизировать риски споров и судебных разбирательств.
См. подробнее:
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 "Об утверждении Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней)"
Письмо Минфина России от 11.03.2024 № 24-06-06/21161
Письмо Минфина России от 20.05.2022 № 24-06-08/46828
Судебная практика арбитражных судов и Верховного Суда РФ
2025-09-16 12:43