Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ/275-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Требование лицензии на услуги, не подлежащие лицензированию

Решение Рязанского УФАС от 16.01.2025 № 062/06/106-6/2025: Нельзя требовать получения лицензии на комплексную деятельность при закупке услуг дезинфекции.

В январе 2025 года Рязанское УФАС России впоследствии обратилось к участнику закупки, где было обжаловано требование о предоставлении лицензии на кратковременную деятельность по дезинфекции , установленное заказчиком. В результате было принято, что требование о лицензии было неправомерным , так как услуги по дератизации, дезинсекции и акарицидной обработке не были достигнуты в Европе . Решение № 062/06/106-6/2025 стало прецедентом в сфере контрактной системы.

Описание ситуации

Что закупал заказчик?

Заказчик проводит конкурс на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и акарицидной обработке . В документации по закупкам было указано, что:
  • Участник должен представить лицензию на масштабную деятельность по дезинфекции ;
  • Без данной лицензии заявка будет отклонена за несоответствие требованиям .
Участник закупки, не имеющий такой мощности, но готовой резервной работы, был отклонён . Он подал жалобу в УФАС , сообщив, что его заявку отклонили неправомерно .

Позиция УФАС

1. Модераторы признали жалобу партийной

Первоначально УФАС отказал в удовлетворении жалобы, поскольку участник не приложил лицензию , и поэтому заявка была отклонена по основаниям части 1 ст. 31 44-ФЗ (несоответствие требованиям).
Однако после проведения внеплановой проверки контролеры пришли к следующим выводам:
«Требование о наличии лицензии на крупные операции по дезинфекции является неправомерным, так как указанный вид работ не относится к условиям, нарушениям условий».

2. Услуги по дезинфекции не относятся к медицинской среде.

Контролеры сослались на перечень работ и услуг, утвержденный Минздравом РФ. В этот перечень не входят дератизация, дезинсекция и акарицидная обработка .
Следовательно, требование о масштабной деятельности по дезинфекции не соответствует действующему законодательству .

3. Нарушено положение ч. 6 ст. 31 44-ФЗ

Статья 31 44-ФЗ регулирует допустимые требования к участникам закупок. В частности, часть 6 запрещает:
«Установление требований, ограничивающих участие в закупках юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, если такие требования не зависят от характера закупаемых товаров, работ, услуг и их качественного качества».
Таким образом, требование о лицензии, не предусмотренной законом , является неправомерным ограничением , нарушающим равенство участников.

Правовые последствия

В результате:
  • Жалоба участника признана обоснованной .
  • Заявка участника должна быть восстановлена .
  • Заказчику грозит административная ответственность :По части 7 ст. 7.30.1 КоАП РФ за нарушения в сфере договорной системы.
  • Штраф может быть назначен в размере от 5 000 до 30 000 рублей для лиц, виновных в совершении преступления.

Каковы ошибки заказчика?

  1. Установил требование о лицензии, не предусмотренное законом .
  2. Не проверена актуальность нормативного регулирования .
  3. Не учел, что дератизация и дезинсекция не проходят по всему континенту .
  4. Отказал участнику без объективного обоснования , что противоречит принципам открытости и прозрачности закупок.

Что делать участникам закупок?

Если вы столкнулись с ремонтом, когда:
  • В извещении требуется лицензия на небольшую деятельность , но вы оказываете технические услуги ;
  • Лицензия не предусмотрена законом ;
— необходимо:
  1. Подать жалобу в УФАС , указав:
  • Отсутствие лицензии;
  • То, что требование не соответствует законодательству ;
  • Ссылаться на статьи 3, 85, 94, 31 44-ФЗ .
  1. Обратиться за медицинской помощью , если есть сложности с формулировками.
  2. Докажите , что вид деятельности не подлежит заключению , ссылаясь на официальные перечни.

Что нужно заказчику?

Для организаций, проводящих закупки:
  1. Проверить, какие виды деятельности продвигаются по Европе , используя официальные источники:
  • Постановления науки РФ;
  • Перечные, утвержденные Минздравом, Роспотребнадзором и другими гарантиями.
  1. Не включать в документацию по закупкам требования, не предусмотренные законом .
  2. Проконсультироваться с юристами , чтобы избежать ошибок.
  3. Следить за изменениями в нормативной базе , особенно в сфере континентальния.

Заключение

Решением Рязанского УФАС от 16 января 2025 года № 06/06/106-6/2025 утверждено соблюдение законных требований при проведении закупок . Требование о редкой деятельности при закупке услуг по дезинфекции — это неправомерное ограничение , нарушающее права участников и может привести к получению таких штрафов для заказчика .
Этот случай служит напоминанием: все требования к участникам должны быть обоснованными, законными и соответствовать характеру закупаемой услуги .
2025-07-22 20:51