ФАС опубликовала обзор практики по 44-ФЗ за 1 квартал 2024 года с учетом особенностей различных сфер. В обзор вошли следующие основные вопросы: - Подтверждение участником закупки наличия лицензии; - Особенности закупок в сфере строительства (ПП № 2571, требования о членстве в СРО); - Особенности формирования лота в закупках на содержание (ремонт) автодорог и в закупках по организации регулярных пассажирских перевозок; - Особенности формирования извещений по закупкам в сфере здравоохранения. Обзор ФАС России
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОМ ЗАКУПОК НАЛИЧИЯ ЛИЦЕНЗИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 04.05.2021 № 99-ФЗ Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Разъяснения ФАС России от 09.01.2024 № МШ/211/24 Если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия в силу положений Закона № 99-ФЗ, заказчику необходимо установить требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о наличии соответствующей лицензии у участника закупки. Таким образом, в целях исполнения требований подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена). Подтверждением соответствия участника закупки вышеуказанным требованиям будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу части 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ
Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Разъяснения ФАС России от 09.01.2024 № МШ/211/24
ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ НАЛИЧИЯ ОПЫТА СТРОИТЕЛЬСТВА (РЕКОНСТРУКЦИИ) ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЦЕЛЯХ СООТВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ № 2571 Документы, предусмотренные графой «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» приложения к Постановлению № 2571 должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует вышеуказанным требованиям. Разъяснения ФАС России от 11.01.2024 № МШ/875/24
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ УЧАСТНИКОМ ЗАКУПКИ КОНТРАКТОВ (ДОГОВОРОВ) В КАЧЕСТВЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПРИ НАЛИЧИИ В РЕЕСТРЕ КОНТРАКТОВ (РЕЕСТРЕ ДОГОВОРОВ) ИНФОРМАЦИИ О КОНТРАКТЕ (ДОГОВОРЕ) СО СТАТУСОМ «ИСПОЛНЕНИЕ» По мнению ФАС России, наличие в реестре контрактов (реестре договоров) информации о контракте (договоре) со статусом «Исполнение» не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта выполнения работ (поставки товара, оказания услуг) в случае наличия в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, полного перечня документов, предусмотренных Постановлением № 2571. Разъяснения ФАС России от 11.01.2024 № МШ/875/24 Абзацем шестым подпункта «б» пункта 3 Постановления № 2571 установлены позиции Постановления № 2571, в соответствии с которыми подтверждением опыта у участника закупки является контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). ФАС России обращает внимание, что обязанность по размещению информации и документов об исполнении контракта, договора, предоставляемого участником закупки в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением № 2571, в реестре контрактов, реестре договоров в соответствии со статьей 103 Закона о контрактной системе и статьей 4.1 Закона о закупках возлагается на заказчика, с которым заключен такой контракт, договор. При этом у поставщика (подрядчика, исполнителя) отсутствуют полномочия по размещению документов и информации в реестре контрактов (реестре договоров) и по внесению изменений в отношении статуса исполнения контракта (договора) в ЕИС, а также полномочия по размещению документов и информации в реестре контрактов (реестре договоров).
По мнению ФАС России, наличие в реестре контрактов (реестре договоров) информации о контракте (договоре) со статусом «Исполнение» не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта выполнения работ (поставки товара, оказания услуг) в случае наличия в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, полного перечня документов, предусмотренных Постановлением № 2571. Разъяснения ФАС России от 11.01.2024 № МШ/875/24
УСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ О ЧЛЕНСТВЕ В СРО И ПРОВЕРКА У УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК ЧЛЕНСТВА В СРО При этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в едином реестре членов СРО, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Разъяснения ФАС России от 11.07.2023 № МШ/54828/23 При формировании извещения об осуществлении закупки на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливается требование к участникам закупки о членстве в СРО в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ). С учетом положений статьи 55.17 ГрК РФ наличие сведений в едином реестре членов СРО в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей СРО. Таким образом, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки в таком реестре, в том числе уровня ответственности члена СРО.
При этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в едином реестре членов СРО, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Разъяснения ФАС России от 11.07.2023 № МШ/54828/23