Новости учебного центра Pro-ability бухучет1

Минфин разъяснил нюансы применения КБК при планировании бюджетов на 2026 год

🔍 Введение: Значение изменений в бюджетной классификации

Формирование бюджетов на 2026 год требует особого внимания к правилам применения кодов бюджетной классификации. Министерство финансов России в письме от 10.10.2025 № 02-05-07/98204 подробно разъяснило ключевые изменения и особенности использования КБК при подготовке бюджетных проектировок. Эти разъяснения особенно важны в свете вступления в силу новых нормативных актов: Приказа Минфина от 10.06.2025 № 70н "Об утверждении кодов бюджетной классификации на 2026 год" и изменений, внесенных Приказом от 10.06.2025 № 71н в Порядок формирования КБК.
Документ адресован финансовым органам всех уровней бюджетной системы и имеет существенное значение для корректного планирования расходов и доходов бюджетов на предстоящий трехлетний период. Несоблюдение новых требований может привести к ошибкам в бюджетном учете и проблемам при кассовом обслуживании исполнения бюджетов.

📊 Основные нормативные документы для 2026 года

Ключевые правовые акты

При формировании бюджетных проектировок на 2026 год необходимо руководствоваться следующими документами:
  • Приказ Минфина России от 24.05.2022 № 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации" в редакции Приказа от 10.06.2025 № 71н
  • Приказ Минфина России от 10.06.2025 № 70н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год"
  • Сопоставительные таблицы, включая таблицы соответствия разделов и видов расходов, а также изменений единых видов расходов

Доступ к нормативным документам

Все указанные документы размещены на официальном сайте Минфина России (minfin.gov.ru) в рубрике "Бюджет", разделе "Бюджетная классификация Российской Федерации". Финансовым органам рекомендуется использовать именно эти источники для обеспечения актуальности применяемых кодов.

💼 Изменения в классификации доходов бюджетов

Новые коды для административных штрафов

В целях детализации учета поступлений от административных штрафов за нарушение ПДД, фиксируемых автоматическими средствами, вводятся специальные коды доходов:
  • 1 16 01121 01 0010 140 — штрафы за нарушение ПДД и правил эксплуатации транспортного средства при автоматической фиксации
  • 1 16 01121 01 0011 140 — штрафы за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта при автоматической фиксации
  • 1 16 01122 01 0002 140 — штрафы, налагаемые органами власти субъектов РФ при передаче полномочий
Данное нововведение позволит более точно учитывать поступления от различных видов административных правонарушений в области дорожного движения и анализировать эффективность автоматизированных систем фиксации.

🏛️ Особенности применения целевых статей расходов

Расходы на территориальные органы местной администрации

В соответствии с Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", расходы на обеспечение деятельности территориальных органов местной администрации должны предусматриваться в местном бюджете отдельно от других расходов.
Практические рекомендации:
  • Финансовым органам муниципальных образований необходимо присвоить обособленное направление расходов или обособленную целевую статью для указанных расходов
  • Это требование распространяется на все муниципальные образования, в структуре местных администраций которых созданы территориальные органы
  • Учет таких расходов отдельной строкой повысит прозрачность бюджетных ассигнований и упростит контроль за использованием средств

Расходы на сокращение непригодного жилого фонда

Проектом федерального бюджета на 2026 год предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда через публично-правовую компанию "Фонд развития территорий".
Таблица: Коды целевых статей для расходов на сокращение непригодного жилого фонда
Источники финансирования
Источник финансирования Код целевой статьи Примечания
Средства Фонда развития территорий XX X И2 67483 Целевая статья содержит код федерального проекта И2
Средства бюджетов субъектов РФ XX X И2 67484 За исключением высвобождаемых средств
Высвобождаемые средства бюджетов субъектов РФ XX X И2 6748X X — буква русского или латинского алфавита (кроме «S»)
Средства местных бюджетов XX X И2 6748S S — специальное значение для местных бюджетов

Субвенции на социальные доплаты к пенсии

С 1 января 2026 года вступают в силу изменения в Федеральный закон № 178-ФЗ, предусматривающие возможность передачи полномочий по выплате региональных социальных доплат к пенсии Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Порядок отражения операций:
  • Предоставление субвенций из бюджетов субъектов РФ отражается по виду расходов 530 "Субвенции"
  • Рекомендуемое направление расходов: 31940 "Субвенции бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии"
  • Поступления в доход бюджета Фонда учитываются по коду вида доходов 000 2 02 33194 06 0000 150

📑 Изменения в применении видов расходов

Субсидии по социальному заказу (КВР 615 и 625)

Приказом Минфина № 71н уточнен порядок применения видов расходов 615 и 625 для субсидий на финансовое обеспечение исполнения государственного (муниципального) социального заказа.
Ключевые изменения:
  • Субсидии по КВР 615 и 625 могут предоставляться любому бюджетному или автономному учреждению, ставшему исполнителем услуг по результатам отбора
  • Это касается и учреждений, созданных публично-правовым образованием, от имени которого выступает удержавший орган
  • Новый порядок позволяет более гибко формировать социальный заказ и привлекать к его исполнению различные учреждения

Расходы в рамках концессионных соглашений

Уточнены правила отражения расходов по концессионным соглашениям:
  • КВР 891 — субсидии на финансирование капитального гранта, платы концедента
  • КВР 892 — субсидии на финансовое обеспечение иных расходов, возмещение недополученных доходов
  • КВР 415 — бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями (для создания имущества, передаваемого концессионеру)

Обязательные отчисления за интернет-рекламу

В соответствии с Федеральным законом № 38-ФЗ "О рекламе", расходы на уплату обязательных отчислений за распространение рекламы в интернете подлежат отражению по виду расходов 853 "Уплата иных платежей".
Практическое значение:
  • Все государственные и муниципальные заказчики, размещающие рекламу в интернете, должны использовать КВР 853 для указанных расходов
  • Это обеспечит единство методологии учета и повысит прозрачность соответствующих расходов бюджетов

💡 Рекомендации по применению новых правил

Для финансовых органов субъектов РФ

  1. Обеспечить присвоение обособленных направлений расходов для территориальных органов местных администраций
  2. Сформировать целевые статьи для расходов на сокращение непригодного жилого фонда с учетом источников финансирования
  3. Использовать рекомендованные коды для субвенций Фонду пенсионного и социального страхования

Для главных распорядителей бюджетных средств

  1. При планировании субсидий по социальному заказу применять КВР 615 и 625 с учетом новых правил
  2. Отражать расходы на обязательные отчисления за интернет-рекламу по КВР 853
  3. Корректно применять виды расходов для различных форм финансового участия в концессионных соглашениях

Для муниципальных образований

  1. Выделить отдельные направления расходов для территориальных органов местных администраций
  2. Использовать код XX X И2 6748S для расходов местных бюджетов на сокращение непригодного жилого фонда
  3. Обеспечить соответствие применяемых кодов бюджетной классификации рекомендациям Минфина

💎 Заключение

Изменения в порядке применения кодов бюджетной классификации на 2026 год направлены на повышение детализации бюджетного учета и усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств. Ключевые нововведения касаются отражения расходов на социальный заказ, обязательных отчислений за интернет-рекламу, а также расходов на территориальные органы местных администраций.
Своевременное и правильное применение новых правил позволит финансовым органам и главным распорядителям бюджетных средств избежать ошибок в бюджетном планировании и обеспечить соответствие формируемых бюджетных проектировок требованиям бюджетного законодательства. Рекомендуется заблаговременно внести соответствующие изменения в методики и программное обеспечение, используемое для составления проектов бюджетов.