Новости учебного центра Pro-ability бухучет1

Зарплаты руководителей госсектора ограничат пятикратным размером от средней оплаты труда сотрудников

Введение

20 августа 2025 года депутаты Государственной Думы от фракции "Справедливая Россия — За правду" внесли на рассмотрение законопроект № 998033-8, который предусматривает установление жестких ограничений на соотношение заработных плат руководства и рядовых сотрудников в организациях с государственным участием. Инициатива, разработанная под руководством Сергея Миронова и Дмитрия Гусева, направлена на устранение существующей несправедливости в оплате труда и снижение социальной напряженности в государственном секторе.

📌 Основные положения законопроекта

Предельное соотношение зарплат

Законопроектом предлагается установить предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и подчиненных в кратности от 1 до 5. Это означает, что зарплата руководителя не может быть более чем в пять раз больше заработной платы подчиненного.

Категории организаций, подпадающих под регулирование

Ограничения будут применяться к следующим типам организаций:
  • Государственные внебюджетные фонды РФ
  • Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
  • Государственные и муниципальные учреждения
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  • Государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества с долей государственной собственности более 50%

Кто попадает под ограничения

Под действие законопроекта попадают:
  • Руководители организаций
  • Их заместители
  • Главные бухгалтеры
  • Члены коллегиальных исполнительных органов, заключающих трудовой договор

🔍 Цели и обоснование законопроекта

Сокращение разрыва в доходах

Авторы законопроекта отмечают, что в настоящее время сфера оплаты труда руководства в организациях с государственным участием фактически не регулируется, что приводит к ситуациям, когда "начальники начисляют себе кто во что горазд" 3. По словам Сергея Миронова, это приводит к необоснованному превышению доходов руководства над зарплатами подчиненных.

Оптимизация механизмов оплаты труда

Дмитрий Гусев подчеркивает, что принятие законопроекта позволит оптимизировать механизмы оплаты труда внутри государственных организаций и сэкономить бюджетные средства. "Мы должны заботиться о каждом работнике, а не только о тех, кто на верхушке", - отмечает парламентарий.

Снижение социальной напряженности

Законопроект направлен на снижение социальной напряженности и установление справедливой системы оплаты труда в государственном секторе. Авторы инициативы считают, что существующий разрыв в доходах подрывает социальную стабильность и демотивирует сотрудников.

📊 Сравнительная таблица: текущая и предлагаемая ситуация

Изменения в регулировании соотношения зарплат

Предлагаемые изменения в регулировании соотношения зарплат в госсекторе

Аспект Текущее регулирование Предлагаемые изменения
Соотношение зарплат Регулируется нормативными актами разного уровня (федеральные, отраслевые, ведомственные) Единое ограничение 1:5 (максимальная зарплата руководителя не более чем в 5 раз превышает среднюю по организации)
Сфера действия Разные правила для бюджетных учреждений, госкомпаний, унитарных предприятий и др. Единые правила для всех организаций с участием государства
Ответственность Разрозненные механизмы: административные взыскания, замечания Усиление ответственности: штрафы, дисквалификация руководителей, ограничение финансирования
Прозрачность Частичное раскрытие информации (по отдельным категориям организаций) Полное раскрытие информации о зарплатах руководства и средней по организации на официальных сайтах и в отчётности

Источник: Проекты нормативных актов Минтруда и Минфина, предложения по совершенствованию системы оплаты труда в госсекторе (2024–2025 гг.).

⚠️ Правовые аспекты и существующее регулирование

Действующее законодательство

В настоящее время соотношение зарплат руководителей и работников регулируется частью второй статьи 145 Трудового кодекса РФ. Для разных типов организаций предельные размеры соотношения устанавливаются:
  • Для федеральных учреждений - нормативными правовыми актами Правительства РФ
  • Для учреждений субъектов РФ - нормативными правовыми актами субъектов РФ
  • Для муниципальных учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

Критика существующей системы

Авторы законопроекта указывают, что хотя формально регулирование существует, "по факту эта сфера толком не регулируется". По словам Сергея Миронова, "рулит тот, у кого больше власти, полномочий и кто влияет на утверждение тарифной сетки или распределение премий".

🏢 Последствия для организаций госсектора

Финансовые последствия

Принятие законопроекта позволит существенно сэкономить бюджетные средства за счет оптимизации фондов оплаты труда руководящего состава. Высвобожденные средства могут быть направлены на повышение зарплат рядовых сотрудников или решение других социальных задач.

Административные изменения

Организациям госсектора потребуется:
  • Пересмотреть системы оплаты труда руководящего состава
  • Внести изменения в локальные нормативные акты
  • Обеспечить прозрачность в расчете и выплате зарплат
  • Наладить систему отчетности о соотношении зарплат

Ответственность за несоблюдение

В случае принятия законопроекта, несоблюдение установленных ограничений будет рассматриваться как нарушение трудового законодательства и повлечет соответствующую ответственность для руководителей организаций.

💡 Исторический контекст и предыдущие инициативы

Предыдущие попытки регулирования

Законопроект № 998033-8 не является первой попыткой ограничения зарплат руководства в госсекторе. Еще в 2017 году рассматривался аналогичный законопроект № 715823-6, который не был принят. Тогда авторы также аргументировали необходимость ограничений чрезмерным разрывом в доходах между руководством и рядовыми сотрудниками.

Изменение политического контекста

За прошедшие годы проблема социального неравенства и несправедливого распределения доходов в госсекторе не только не потеряла актуальности, но и обострилась, что увеличивает шансы на принятие подобных инициатив.

🔮 Перспективы принятия законопроекта

Процедура принятия

Законопроект ожидает рассмотрение в комитетах Государственной Думы, после чего будет вынесен на пленарное заседание. В случае одобрения в первом чтении, последует этап доработки и внесения поправок.

Время вступления в силу

Если законопроект будет принят, он вступит в силу через 90 дней после официального опубликования. Этот переходный период потребуется организациям для приведения своих систем оплаты труда в соответствие с новыми требованиями.

Возможные поправки

В процессе обсуждения в законопроект могут быть внесены изменения, касающиеся:
  • Дифференциации ограничений по отраслям или регионам
  • Механизма расчета среднемесячной заработной платы
  • Переходных периодов для отдельных категорий организаций
  • Особых условий для высокотехнологичных отраслей

Заключение

Законопроект об ограничении соотношения зарплат руководителей и подчиненных в организациях с государственным участием представляет собой серьезную инициативу, направленную на установление более справедливой системы оплаты труда в госсекторе. Если он будет принят, это потребует значительных изменений в практике формирования фондов оплаты труда и может привести к перераспределению бюджетных средств в пользу рядовых сотрудников.
Учитывая растущую социальную напряженность и усиление внимания к проблеме неравенства доходов, шансы на принятие подобного регулирования выглядят более высокими, чем в предыдущие годы. Однако законопроекту предстоит пройти сложный путь согласований и обсуждений, в ходе которого его положения могут быть существенно скорректированы.
Для организаций госсектора уже сейчас целесообразно начать анализ потенциальных последствий возможного принятия законопроекта и подготовку к возможным изменениям в системах оплаты труда.
2025-09-02 11:18