Разъяснили особенности применения Постановления №1875
На основании анализа Письма Минфина России от 20 марта 2025 г. № 24-03-08/27794 и связанных нормативных актов, можно выделить следующие ключевые положения:
1. Основные положения письма Минфина № 24-03-08/27794
Письмо уточняет особенности применения Постановления Правительства РФ № 1875 в части регулирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК):
НМЦК не регулируется напрямую Постановлением № 1875. Расчет НМЦК осуществляется заказчиком в соответствии с общими требованиями ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ 23.
Подпункт "и" п. 5 Постановления № 1875 (ограничение цены единицы товара до 300 тыс. руб.) применяется только к итоговой цене единицы, используемой в НМЦК. При этом требования к исходным ценам (например, рыночным данным) для расчета этой единицы не устанавливаются 26.
2. Практические аспекты применения
2.1. Использование ценовых данных
Заказчик вправе самостоятельно определять источники цен (коммерческие предложения, рыночные анализы) для расчета НМЦК, если это соответствует ст. 22 44-ФЗ. Например, допустимо использование данных, превышающих 300 тыс. руб., если итоговая цена единицы укладывается в лимит.
Методические рекомендации Минэкономразвития (например, Приказ № 567) носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.
2.2. Запрос информации о ценах
Содержание запроса о предоставлении ценовой информации не регламентируется Постановлением № 1875. Заказчик формирует его самостоятельно, руководствуясь принципами ст. 22 44-ФЗ (например, указывая характеристики товара и сроки поставки).
2.3. Ограничение в 300 тыс. рублей
Лимит применяется только к цене единицы товара, закладываемой в НМЦК. Например:
Если при расчете используется средняя цена из 10 предложений по 350 тыс. руб., это допустимо, если итоговая цена единицы в НМЦК не превышает 300 тыс. руб..
Нарушением будет включение в НМЦК цены единицы свыше 300 тыс. руб. без специального обоснования (например, уникальных характеристик товара).
3. Связь с иными нормативными актами
Закон № 44-ФЗ: Требования к обоснованию НМЦК, включая использование рыночных данных, остаются приоритетными. Например, при закупке медицинского оборудования необходимо учитывать запрет на избыточные характеристики, ограничивающие конкуренцию.
Постановление № 616 (о запрете на допуск иностранных товаров): Участник обязан подтвердить происхождение товара документами, что влияет на формирование НМЦК.
4. Рекомендации для заказчиков
При расчете НМЦК:
Используйте не менее 3 источников ценовой информации.
Указывайте четкие характеристики товара, чтобы избежать признания НМЦК необоснованной .
При работе с гарантийными обязательствами:
Учитывайте изменения, внесенные Законом № 124-ФЗ (с 2025 г. заказчик вправе не требовать обеспечение гарантий)
5. Последствия нарушений
Несоблюдение подпункта "и" п. 5 Постановления № 1875 (превышение лимита в 300 тыс. руб. без обоснования) может привести к отмене закупки или штрафным санкциям со стороны ФАС .
Отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара, влечет отклонение заявки участника
Заключение
Письмо Минфина № 24-03-08/27794 подчеркивает, что Постановление № 1875 не заменяет общих правил 44-ФЗ, а лишь дополняет их в части ограничения цены единицы товара. Заказчикам следует тщательно документировать расчеты и учитывать актуальные разъяснения Минфина и Минпромторга