Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Разъяснили особенности применения Постановления №1875

На основании анализа Письма Минфина России от 20 марта 2025 г. № 24-03-08/27794 и связанных нормативных актов, можно выделить следующие ключевые положения:

1. Основные положения письма Минфина № 24-03-08/27794

Письмо уточняет особенности применения Постановления Правительства РФ № 1875 в части регулирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК):
  • НМЦК не регулируется напрямую Постановлением № 1875. Расчет НМЦК осуществляется заказчиком в соответствии с общими требованиями ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ 23.
  • Подпункт "и" п. 5 Постановления № 1875 (ограничение цены единицы товара до 300 тыс. руб.) применяется только к итоговой цене единицы, используемой в НМЦК. При этом требования к исходным ценам (например, рыночным данным) для расчета этой единицы не устанавливаются 26.

2. Практические аспекты применения

2.1. Использование ценовых данных

  • Заказчик вправе самостоятельно определять источники цен (коммерческие предложения, рыночные анализы) для расчета НМЦК, если это соответствует ст. 22 44-ФЗ. Например, допустимо использование данных, превышающих 300 тыс. руб., если итоговая цена единицы укладывается в лимит.
  • Методические рекомендации Минэкономразвития (например, Приказ № 567) носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.

2.2. Запрос информации о ценах

  • Содержание запроса о предоставлении ценовой информации не регламентируется Постановлением № 1875. Заказчик формирует его самостоятельно, руководствуясь принципами ст. 22 44-ФЗ (например, указывая характеристики товара и сроки поставки).

2.3. Ограничение в 300 тыс. рублей

  • Лимит применяется только к цене единицы товара, закладываемой в НМЦК. Например:
  • Если при расчете используется средняя цена из 10 предложений по 350 тыс. руб., это допустимо, если итоговая цена единицы в НМЦК не превышает 300 тыс. руб..
  • Нарушением будет включение в НМЦК цены единицы свыше 300 тыс. руб. без специального обоснования (например, уникальных характеристик товара).

3. Связь с иными нормативными актами

  • Закон № 44-ФЗ: Требования к обоснованию НМЦК, включая использование рыночных данных, остаются приоритетными. Например, при закупке медицинского оборудования необходимо учитывать запрет на избыточные характеристики, ограничивающие конкуренцию.
  • Постановление № 616 (о запрете на допуск иностранных товаров): Участник обязан подтвердить происхождение товара документами, что влияет на формирование НМЦК.

4. Рекомендации для заказчиков

При расчете НМЦК:
  • Используйте не менее 3 источников ценовой информации.
  • Фиксируйте обоснование выбранной методики расчета.
При формировании закупочной документации:
  • Указывайте четкие характеристики товара, чтобы избежать признания НМЦК необоснованной .
При работе с гарантийными обязательствами:
  • Учитывайте изменения, внесенные Законом № 124-ФЗ (с 2025 г. заказчик вправе не требовать обеспечение гарантий)

5. Последствия нарушений

  • Несоблюдение подпункта "и" п. 5 Постановления № 1875 (превышение лимита в 300 тыс. руб. без обоснования) может привести к отмене закупки или штрафным санкциям со стороны ФАС .
  • Отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара, влечет отклонение заявки участника

Заключение

Письмо Минфина № 24-03-08/27794 подчеркивает, что Постановление № 1875 не заменяет общих правил 44-ФЗ, а лишь дополняет их в части ограничения цены единицы товара. Заказчикам следует тщательно документировать расчеты и учитывать актуальные разъяснения Минфина и Минпромторга
2025-04-14 10:05