Что делать, если закупка у СМП и СОНО не состоялась? Решение по ч. 4 ст. 30 Закона №44-ФЗ
🔍 Что делать, если закупка у СМП и СОНО не состоялась?
В рамках реализации положений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в Российской Федерации» постановления ежегодного заключения заключают контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП) и социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНО). Обязательный объем таких закупок составляет не менее 25% от общего объема закупок , проведённых в рамках 44-ФЗ.
Однако бывают ситуации, когда закупка, ограниченная только для СМП/СОНО, не происходит — например, из-за отказа участников или отказа всех участников от подачи заявок. В этом случае важно понимать, какие действия может обеспечить руководитель и как это повлияет на соблюдение нормативов.
📚 Положения закона: ч. 1 ст. 4 ст. 30 Закона №44-ФЗ
Согласно части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ:
Если закупка товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций социальной направленности не производилась, заказчик планирует провести закупку на фундаменте.
Это означает, что при несостоявшейся закупке в СМП/СОНО заказчик получает право перехода к обычным способам закупки без ограничения по участникам.
✅ Что может сделать заказчик при несостоявшейся закупке?
Отменить ограничение и провести закупку на базовых основаниях.
Если закупка в СМП/СОНО не произведена, заказчик имеет право:
Изменить условия конкурса, запроса котировок, аукциона и т.п.
Разрешить участие всем юридическим лицам, включая крупные компании.
Не засчитывать такую закупку в 25%-ную норму.
Несостоявшаяся закупка, которая затем была проведена на группах оснований, не учитывается при расчете обязательного минимального объема закупок в СМП/СОНО.
Продолжать соблюдать 25%-ное требование через другие закупки. Чтобы соответствовать требованиям законодательства, заказчик должен организовать другие закупки , которые будут успешно завершены среди СМП/СОНО.
⚠️ Важные нюансы.
В 25%-ную норму входят только те закупки, которые проводились исключительно среди СМП/СОНО.
Если закупка перешла на общее учреждение , она не соблюдается в этой норме, даже если победителем стала организация, формально относящаяся к СМП/СОНО.
Поэтому важно планировать закупки заранее и учитывать риски их несостоятельности.
🔄 Пример практической ситуации
Ситуация:
Заказчик планирует закупить оборудование на сумму 100 млн рублей. Он решил выделить 25 миллионов рублей под закупку у СМП/СОНО. Однако ни одна организация не подала заявку, и закупка не состоялась.
Действия заказчика:
Отменяет ограничение и проводит закупку на фундаменте.
Эта закупка не засчитывается в 25%-ную норму.
Для выполнения норматива он должен организовать еще одну закупку , которая успешно завершится среди СМП/СОНО.
🛡️ Как правильно оформить документы?
После несостоявшейся закупки заказчик обязан:
Зафиксировать факт ее несостоятельности в протоколе рассмотрения заявок.
Оформить мотивированное решение об отмене ограничений и переходе на общее основание.
Укажите в отчетах, что быстрая закупка не засчитывается в 25%-ную норму.
🧾 Выводы
При несостоявшейся закупке в СМП/СОНО заказчик спланировал создание системы на базе фундамента.
Такая закупка не засчитывается в 25%-ную норму.
Важно внимательно и правильно оформлять документацию и следить за соблюдением требований законодательства.
Для соблюдения нормативов необходимо заранее планировать закупки и выборки по соответствующим категориям участников.
💬 Дополнительные рекомендации
Перед проведением закупок в СМП/СОНО стоит провести анализ рынка и проверить наличие участников.
Можно использовать сервисы ЕГРСМП и ЕГРИП для определения актуальных списков субъектов.