Новости учебного центра Pro-abiliti_1

Прокуратура подала в суд о признании недействительными контрактами с едпостащиком

Учреждение заключило контракт с подрядчиком на выполнение работ по рубкам ухода с едпоставщиком. Также заключен с подрядчиком договор – купли продажи. Прокуратура провела проверку и пришла к выводу, что контракт и договор являются взаимосвязанными, с нарушением норм законодательства. Прокурор обратился в суд. Суд признал недействительными заключенные договоры.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 марта 2023 года по делу № А28-3864/2022
Решение от 28 июня 2022 г. по делу № А28-3864/2022
Арбитражный суд Кировской области (АС Кировской области)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru


Именем Российской Федерации



РЕШЕНИЕ





Дело № А28-3864/2022
г. Киров
28 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 июня 2022 года


Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Погудина С.А.

при ведении протокола судебного заседания c использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

прокурора Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610000, Россия, <...>) в интересах министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610020, Россия, <...>)

к Кировскому областному государственному специализированному автономному учреждению "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610025, Россия, Кировская область,

<...>)

индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>, адрес: Россия, Кировская область, Советский район)

о признании сделок недействительными,


при участии в судебном заседании представителя:

от истца: ФИО3, по доверенности от 29.12.2021,

от ответчика КОГСАУ "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов": ФИО4, по доверенности от 27.05.2021,

от ответчика ИП ФИО2: ФИО5, по доверенности от 07.06.2022,

установил:


прокурор Кировской области в интересах министерства лесного хозяйства Кировской области (далее – истец, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском в интересах Российской Федерации в лице министерства лесного хозяйства Кировской области к Кировскому областному государственному специализированному автономному учреждению "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов", индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ответчики, Учреждение, Предприниматель) о признании недействительными контракта на выполнение работ по рубкам ухода (сплошные санитарные рубки) от 07.10.2021 №3690 и договора купли-продажи лесоматериалов от 02.11.2021 №3754.

Исковые требования основаны на нормах статей 12, 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 19, 60.1, 60.2, 60.3, 60.7, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 2, 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", статей 8, 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и мотивированы совершением ответчиками указанных взаимосвязанных сделок, направленных на фактическую продажу автономным учреждением лесных насаждений без проведения предусмотренных императивными требованиями закона конкурсных процедур, что повлекло предоставление Предпринимателю преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ.

Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее – Министерство) в письменном мнении на исковое заявление указало, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться не только органами государственной власти путем проведения закупок данных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, но и специально созданными ими государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, на основании соответствующего государственного задания. Учреждение является специализированным автономным учреждением Кировской области, созданным в целях выполнения работ по охране (тушение лесных пожаров, осуществление мер пожарной безопасности в лесах), защите и воспроизводству лесов, выполнения авиационных и наземных хозяйственных работ в области лесных отношений, вправе осуществлять приносящую доход деятельность, в том числе по реализации древесины. Заключение Учреждением спорных сделок с индивидуальным предпринимателем ФИО2 не повлекло, по мнению Министерства, нарушения положений действующего законодательства, выполнение государственного задания.

В ходатайстве от 23.05.2022 Министерство просило не учитывать вышеизложенную позицию, содержащуюся в письменном мнении на исковое заявление, при этом иное мнение по существу иска не выразило.

Учреждение представило письменные возражения против иска, в которых указало, что государственный контракт № 3690 от 07.10.2021 между Предпринимателем и Учреждением был заключён на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», следовательно, в течение срока подачи предложений любой поставщик, зарегистрированный на портале малых закупок, был вправе предложить свою цену выполнения работ без каких-либо ограничений. Выводы Истца о том, что учреждением фактически были проданы лесные насаждения, ответчик считает несостоятельными, так как правом продавать лесные насаждения Учреждение не обладает. По условиям заключенного контракта № 3690 от 07.10.2021, стоимость единицы работ (м3) составляет 0,01 рублей, что является наиболее привлекательным для учреждения, ведёт к непосредственной экономии бюджетных денежных средств. Кроме того, цена за 1 куб.м. договора купли-продажи древесины № 3754 от-02.11.2021 основана на прейскуранте цен на продажу лесоматериалов, утвержденных приказом КОГСАУ «Лесоохрана» от 08.04.2019 № 37. Условия контракта не содержат условия гарантий последующего приобретения вырубленной древесины. В соответствии с уставом Учреждения оно обязано выполнять государственное задание, утвержденное учредителем в соответствии с предусмотренными уставом основными видами деятельности, вправе осуществлять приносящую доход деятельность (платные услуги), в том числе по реализации древесины, пиломатериалов. Заготовленная древесина в рамках исполнения государственного задания поступает на баланс учреждения и является ее собственностью, которой учреждение вправе распоряжаться по своему усмотрению.

Предприниматель в отзыве на иск также просил в удовлетворении требований истца отказать, сославшись на то, что действующее законодательство не содержит запрета для автономных учреждений привлекать для исполнения государственного задания третьих лиц на основании договоров подряда или возмездного оказания услуг. В соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 2.2.4 контракта права на полученную в результате рубок древесину принадлежат Учреждению. Таким образом, контракт №3690 от 07.10.2021 не имеет признаков недействительной сделки. В момент его исполнения лесонасаждения как объект правоотношений были переработаны в новый объект гражданских правоотношений - древесину в определенном ассортименте. В соответствии с положениями части 2 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Учреждение имело полномочия распоряжаться поступившей в его владение древесиной. При заключении договора купли-продажи №3754 от 02.11.2021 конкурентные процедуры не являлись обязательными, так как в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» новые положения части 4 статьи 20 Лесного кодекса РФ (о реализации древесины на организованных торгах) вступили в силу с 01.01.2022. По мнению ответчика, из искового заявления не следует, что истец или лицо, в защиту интересов которого подается иск, имеют какой-либо охраняемый законом интерес в признании оспариваемых сделок недействительными без применения последствий их недействительности.

В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивал.

Представители ответчиков в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

Заслушав представителей сторон, исследовав в полном объеме материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

Между Министерством (продавец) и Учреждением (покупатель) подписаны нижеследующие договоры купли-продажи лесных насаждений от 01.11.2021:

№ ГЗ-13 (в отношении лесных насаждений: Кировская область, Суводское лесничество, Заречное сельское участковое лесничество, квартал № 69, выдел № 46, делянка № 2, площадь 3,6 га, выдел № 47, делянка № 2, площадь 0,6 га);

№ ГЗ-14 (в отношении лесных насаждений: Кировская область, Суводское лесничество, Заречное сельское участковое лесничество, квартал № 12, выдел № 1, делянка № 1, площадь 6,6 га, выдел № 4, делянка № 4, площадь 2,2 га, выдел № 11, делянка № 1, площадь 1,2 га);

№ ГЗ-15 (в отношении лесных насаждений: Кировская область, Суводское лесничество, Заречное сельское участковое лесничество, квартал № 69, выдел № 4, делянка № 1, площадь 2,8 га);

№ ГЗ-16 (в отношении лесных насаждений: Кировская область, Суводское лесничество, Заречное сельское участковое лесничество, квартал № 67, выдел № 18, делянка № 2, площадь 2,2 га, выдел № 19, делянка № 2, площадь 0,7 га, выдел № 26, делянка № 2, площадь 2,4 га, выдел № 27, делянка № 2, площадь 0,8 га, выдел № 32, делянка № 2, площадь 3,0 га).

Согласно пункту 1 договоров покупателю в целях выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ) Учреждения на 2021-2023 годы, утвержденного приказом Министерства от 29.12.2020 №261 (пункт 1), передаются в собственность лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, для заготовки древесины в соответствии с частью 3 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации; Учреждение обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с условиями договоров.

Лесные насаждения переданы покупателю по актам №1 от 01.11.2021, которые являются приложениями к каждому из указанных договоров.

Учреждение (заказчик) и Предприниматель (подрядчик) заключили контракт на выполнение работ по рубкам ухода (сплошные санитарные рубки) от 07.10.2021 №3690 (далее – контракт), в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предметом которого явилось выполнение работ по рубкам ухода (сплошные санитарные рубки), в соответствии с приложением № 1 к контракту «Техническое задание» (пункты 1.1 и 1.2 договора).

Согласно пункту 4.1 Цена контракта составляет 54 рубля 78 копеек, без НДС.

Техническим заданием к контракту (приложением №1) предусмотрено проведение сплошных санитарных рубок на территории Заречного сельского лесничества Суводского лесничества (квартал/выдел 11/4, 12/1, 12/4, 12/11, 67/18, 67/19, 67/26, 67/27, 67/32, 69/47, 69/46) на площади 21,6 га, объем древесины – 5 478 куб. метров. Согласно техническому заданию работы производятся в соответствии с государственным заданием на оказание государственных услуг (работ) областному государственному специализированному автономному учреждению «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» на 2021 год, утвержденным приказом от 29.12.2020 г. № 261 «О государственном задании КОГСАУ «Лесоохрана» на выполнение работ в 2021 году и на плановый период 2022-2023 годов».

Стороны подписали сводный акт №1 сдачи-приемки выполненных работ, датированный декабрем 2021 года, согласно которому подрядчик выполнил работ по проведению сплошных санитарных рубок в объеме 6 034 куб. метров на сумму 60 рублей 34 копейки.

Выполненные Подрядчиком работы Учреждение оплатило платежным поручением №4454 от 28.12.2021 на сумму 60 рублей 34 копейки.

Между Учреждением (продавец) и Предпринимателем (покупатель) заключен договор купли-продажи от 02.11.2021 (далее – договор), по условиям которого продавец обязался передать в собственность Покупателя лесоматериалы общим объемом 4 857 куб. метров стоимостью 3 901 700 рублей, а Покупатель обязуется принять этот товар и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных договором (пункты 1.1, 1.2, 2.1 договора).

Согласно пункту 1.4 договора передача товара осуществляется в месте его нахождения: Кировская область, Суводское лесничество, Заречное сельское участковое лесничество, квартал/выдел 69/4, 46, 47, 12/1, 4, 11, 67/18, 19, 26, 27, 32.

По товарной накладной №106 от 27.12.2021 покупателю передан товар на сумму 3 901 850 рублей.

Полагая, что контракт и договор являются взаимосвязанными сделками, заключены с нарушением норм действующего законодательства, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на следующих принципах:

обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;

платность использования лесов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).

Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.

В силу пункта 1 статьи 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение распространения вредных организмов.

Согласно пункту 1 статьи 60.7 ЛК РФ предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений;

Согласно статье 19 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых сделок) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.

При осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.

Пунктом 2 Положения о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1261, предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Лесным кодексом Российской Федерации одновременно осуществляют продажу лесных насаждений для заготовки древесины.

Частью 3 статьи 29.1 ЛК РФ предусмотрено, что при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта.

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (часть 1 статьи 75 ЛК РФ).

Согласно статье 77 того же Кодекса за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.

При заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам торгов на право заключения такого договора изменение условий торгов на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Согласно части 11 статьи 78 ЛК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений устанавливается в размере цены заготавливаемой древесины, равной минимальному размеру платы по договору купли-продажи лесных насаждений, определенному в соответствии со статьей 76 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Статьей 4 того же Федерального закона предусмотрено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Таким образом, лесное законодательство, основываясь на принципах обеспечения рационального использования лесов, их сохранения посредством охраны и защиты, а также платности использования лесов, предусматривает возможность осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий (в случае, если обязанность по их проведению не возложена на лиц, которые используют леса) двумя основными способами: непосредственно государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану, в рамках доведенного до них государственного (муниципального) задания либо путем осуществления закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Продажа лесных насаждений осуществляется по результатам проведения торгов на право заключения договора их купли-продажи, которые проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и вышеупомянутыми положениями Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом исключение из правила о продаже лесных насаждений на торгах при проведении работ по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в спорный период было предусмотрено лишь в случае проведения последних непосредственно силами государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Согласно пункта 2.1 Устава Учреждения оно является специализированным автономным учреждением, созданным в целях выполнения работ по тушению лесных пожаров, осуществлению мер пожарной безопасности в лесах, выполнения авиационных и наземных хозяйственных работ в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 2.2.24 к основным видам деятельности Учреждения отнесено выполнение мероприятий по защите и воспроизводству лесов на территории Кировской области в соответствии с установленным государственным заданием.

Распоряжением министерства лесного хозяйства № 731 от 30.12.2020 «О выполнении Кировским областным государственным специализированным автономным учреждением «Кировская база авиационной и наземной охраны лесов» государственного задания на 2021 год» до КОГСАУ «Лесоохрана» доведено месторасположение и объемы мероприятий, предусмотренных государственным заданием на оказание государственных услуг (работ). КОГСАУ «Лесоохрана» поручено принять к исполнению выполнение государственного задания.

Приказом Министерства лесного хозяйства Кировской области от 29.12.2020 № 261 утверждено государственное задание Учреждению на 2021 - 2023 годы, включающее выполнение работ по проведению сплошных санитарных рубок.

Распоряжением Министерства от 30.12.2020 № 731 утверждены объемы и месторасположение мероприятий, предусмотренных государственным заданием Учреждения, календарный план мероприятий на 2021 год.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статья 8 того же Закона предусматривает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, проведение мероприятий по защите и охране лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины без проведения торгов на право заключения соответствующего контракта противоречит существу правового регулирования соответствующих отношений.

Суд, оценив материалы дела, соглашается с утверждением истца о том, что обе оспариваемые сделки имели взаимную связь, поскольку цена заключенного сторонами контракта на выполнение работ по проведению сплошных санитарных рубок явно несопоставима с финансовыми затратами на проведение мероприятий в предусмотренном договором объеме. Следовательно, интерес в заключении данного контракта заключался исключительно в приобретении возможности последующей покупки полученных лесных ресурсов в отсутствие обязательных конкурентных процедур. Заключенные сторонами сделки нарушают установленный лесным законодательством запрет на отчуждение лесных насаждений при проведении защитных мероприятий без проведения торгов, нарушает публичные интересы, обеспечиваемые соблюдением указанных запретов в целях рационального использования лесов, обеспечения их воспроизводства, установления рыночных механизмов образования цены отчуждаемых ресурсов, недопустимости ограничения конкуренции путем совершения подобных соглашений.

Принимая во внимание, что оспариваемые сделки нарушают явно установленный запрет, посягают на публичные интересы, требование истца о признании их недействительными законно, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Судом отклоняются возражения ответчика о том, что истцом не доказано наличие охраняемого законом интереса в признании ничтожных сделок недействительными без применения последствий их недействительности, поскольку оспаривание данных сделок отнесено АПК РФ к полномочиям прокурора в арбитражном процессе, удовлетворение требований которого в данном случае не ставится в зависимость от возможности применения последствий недействительности сделок.

Иные доводы ответчиков подлежат отклонению, как не влияющие на оценку обоснованности заявленных требований.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены, на основании статьи 110 АПК РФ с ответчиков в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в общем размере 12 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


исковые требования удовлетворить; признать недействительными заключенные Кировским областным государственным специализированным автономным учреждением "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610025, Россия, <...>) и индивидуальным предпринимателем ФИО2 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>, адрес: Россия, Кировская область, Советский район): контракт на выполнение работ по рубкам ухода (сплошные санитарные рубки) №3690 от 07.10.2021, договор купли-продажи №3754 от 02.11.2021.

Взыскать с Кировского областного государственного специализированного автономного учреждения "Кировская база авиационной и наземной охраны лесов" (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610025, Россия, <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>, адрес: Россия, Кировская область, Советский район) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.



СудьяС.А. Погудин


2023-08-30 11:05