Жесткие сроки претензий по 44-ФЗ: Минфин установил 5-дневный срок для неустоек в реестре контрактов по письму № 24-06-09/95869 от 03.10.2025
Минфин установил жёсткие сроки для претензий по госконтрактам: 5 рабочих дней на всё
Введение
Претензионная работа в контрактной системе всегда была областью повышенного внимания, но до недавнего времени многие заказчики позволяли себе отсрочивать направление требований об уплате неустоек на недели и даже месяцы. Новое письмо Минфина России от 03.10.2025 № 24-06-09/95869 ставит точку в этом вопросе, вводя жёсткие и бескомпромиссные сроки. Теперь претензионная работа становится неотъемлемой частью исполнения контракта, которую необходимо завершить до подачи итоговой информации в реестр контрактов. Это изменение требует срочного пересмотра внутренних процессов всех заказчиков.
1. Суть изменений: что нового внёс Минфин?
Ключевое нововведение письма Минфина заключается в однозначном определении срока для всей претензионной работы.
Раньше:
Заказчики могли направлять требования о неустойках в течение разумного, но не определённого четко срока.
Информация в реестр контрактов вносилась с существенной задержкой.
Претензионная работа часто откладывалась на потом и велась уже после формального закрытия контракта.
Теперь:
Весь цикл претензионной работы — от выявления нарушения до направления требования поставщику — должен быть уложен в жесткие временные рамки.
Крайний срок для включения информации о неустойке в реестр контрактов — не позднее 5 рабочих дней с даты исполнения контракта или его этапа.
Это означает, что направить требование поставщику, получить ответ (или зафиксировать его отсутствие) и оформить все документы нужно до истечения этого пятидневного срока.
2. Нормативная база: на что опирается Минфин?
Позиция Минфина основана на системном толковании следующих норм:
Часть 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ: Устанавливает, что информация об исполнении контракта (включая данные о начисленных неустойках) должна быть направлена в Казначейство России не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем исполнения контракта или его этапа.
Подпункт "е" пункта 11 Правил ведения реестра контрактов (утв. Постановлением Правительства № 60): Конкретизирует, что в реестр включается не просто факт начисления неустойки, а требование заказчика об уплате неустойки, направленное поставщику.
Минфин делает логичный и жёсткий вывод: поскольку в реестр нужно включить уже направленное требование, а срок на подачу информации в реестр — 5 дней, значит, и требование должно быть направлено поставщику в пределах того же срока.
3. Отсчёт срока: от какой даты считать 5 рабочих дней?
Крайне важно правильно определить момент начала отсчёта срока.
Отсчёт начинается со дня, следующего за:
Датой исполнения контракта (например, подписания документа о приёмке).
Датой исполнения отдельного этапа контракта, даже если этапы не были выделены в самом контракте, но фактически исполнение носило поэтапный характер.
Практическая рекомендация: Заказчикам необходимо в актах приёмки или иных документах, закрывающих контракт или этап, чётко указывать конкретную дату исполнения. Эта дата будет точкой отсчёта для 5-дневного срока.
4. Что нужно успеть сделать за 5 рабочих дней?
Пятидневный срок — это не время на раздумья, а время на совершение целого комплекса действий:
Выявление нарушения и расчёт неустойки. Юристы и контрактные службы должны оперативно проверить исполнение и выявить все нарушения (просрочка, некачественное исполнение и т.д.).
Подготовка и направление требования поставщику. Требование должно быть составлено по всем правилам, подписано уполномоченным лицом и направлено поставщику официальным способом (например, по почте с описью вложения).
Фиксация факта направления. Необходимо получить и сохранить документы, подтверждающие, что требование было направлено в установленный срок (почтовая квитанция, уведомление о вручении).
Включение информации в реестр контрактов. В ЕИС необходимо разместить сведения о начисленной неустойке и приложить копию направленного требования.
Важный нюанс: Требование нужно направить с таким расчётом, чтобы успеть получить подтверждающие документы от почты или курьерской службы и уложиться в 5 дней.
5. Ключевые последствия для заказчиков и поставщиков
Для государственных и муниципальных заказчиков:
Срочный пересмотр внутренних регламентов. Необходимо внести изменения в положения о контрактной службе, прописав жёсткие внутренние сроки для каждого этапа претензионной работы (1 день на обнаружение, 1 день на расчёт, 1 день на подписание и отправку и т.д.).
Автоматизация процессов. Для соблюдения сроков целесообразно использовать шаблоны требований и автоматизированные системы учёта и контроля.
Риск административной ответственности. Нарушение порядка и сроков ведения реестра контрактов является административным правонарушением и может повлечь штраф по ст. 7.29.3, 7.30 КоАП РФ.
Невозможность «задним числом» взыскать неустойку. Если требование не было направлено в 5-дневный срок, последующее его предъявление будет незаконным.
Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
Снижение риска необоснованных затяжных претензий. Все претензии будут предъявляться сразу по факту завершения контракта или этапа.
Чёткость и определённость. Поставщик будет точно знать, что если в течение 5 рабочих дней после подписания акта к нему не поступило требование, то в дальнейшем заказчик уже не вправе его предъявить по данному этапу/контракту.
Необходимость оперативно реагировать. Поставщикам также нужно быть готовыми оперативно получать и рассматривать требования в сжатые сроки.
6. Сложные ситуации и частые вопросы
Вопрос: Что делать, если контракт исполнен с нарушениями, но их масштаб стал ясен уже после подачи информации в реестр?
Ответ: Минфин не оставляет такой возможности. Вся претензионная работа должна быть завершена до внесения сведений в реестр. Если нарушение не было выявлено и зафиксировано в течение 5 дней с момента приёмки, предъявить требование позже будет нельзя.
Вопрос: Как быть с неустойками, которые впоследствии могут быть списаны по Правилам № 783?
Ответ: Минфин чётко указывает: начисленные неустойки должны быть отражены в реестре независимо от их последующего списания. Факт списания не отменяет обязанности заказчика отразить информацию о начислении в установленный срок.
Заключение
Письмо Минфина России от 03.10.2025 № 24-06-09/95869 знаменует собой новый этап в контрактной системе — этап жёсткой дисциплины и процессуальной строгости. Заказчикам больше нельзя откладывать претензионную работу «на потом». Пять рабочих дней — это новый стандарт, требующий перестройки всех внутренних процессов, повышения оперативности сотрудников и внедрения эффективных инструментов контроля.
Для добросовестных поставщиков эти изменения также несут пользу, избавляя от неопределённости и затяжных конфликтов. В конечном счёте, нововведение работает на повышение качества контрактной работы в целом, делая её более прозрачной, быстрой и предсказуемой для всех участников закупки.