Ужесточение правил использования бюджетных средств с 7 октября 2025 года: что нужно знать о Постановлении Правительства № 1487
Правительство ужесточило правила использования бюджетных средств с 7 октября 2025 года
С 7 октября 2025 года вступают в силу масштабные изменения в процедуре исполнения федерального бюджета. Постановление Правительства РФ от 27.09.2025 № 1487 вносит существенные коррективы в механизм использования лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), направленные на повышение дисциплины и эффективности бюджетных расходов. Новые правила наделяют Казначейство дополнительными полномочиями по изъятию неосвоенных средств и их последующему перераспределению. Эти изменения затрагивают всех участников бюджетного процесса и требуют от главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) повышенного внимания к срокам и процедурам заключения контрактов.
📌 Суть изменений: новый механизм возврата лимитов бюджетных обязательств
Ключевое нововведение Постановления № 1487 заключается в установлении четкой процедуры возврата на единый счет бюджета лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которые были доведены до ГРБС, но не использованы ими для заключения контрактов в установленные сроки .
Раньше неиспользованные лимиты могли оставаться на счетах распорядителей продолжительное время, что снижало равномерность и эффективность исполнения бюджета. Теперь же вводится автоматизированный механизм их возврата и перераспределения.
Новый порядок включает несколько последовательных шагов :
Отзыв лимитов бюджетных обязательств: Федеральное казначейство обязано отозвать на единый лицевой счет ГРБС те ЛБО, в пределах которых были поставлены на учет бюджетные обязательства по итогам закупок (на основе извещений, приглашений или проектов контрактов), но которые не были использованы для заключения контрактов в установленные сроки.
Приостановление распределения: Одновременно с отзывом Казначейство приостанавливает дальнейшее распределение этих лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем.
Перечисление в резервный фонд: Бюджетные ассигнования в объеме отозванных лимитов бюджетных обязательств подлежат зачислению в резервный фонд Правительства РФ для их последующего перераспределения на более приоритетные или "реальные" нужды.
Этот механизм призван высвободить "замороженные" средства и направить их на решение актуальных задач, обеспечивая более гибкое и рациональное управление бюджетными ресурсами в течение финансового года.
🛡️ Условия, позволяющие избежать возврата средств
Законодатель предусмотрел два исключительных случая, когда возврата лимитов бюджетных обязательств можно избежать. Эти исключения направлены на защиту уже начатых и стратегически важных проектов.
1. Решение о повторной закупке
Возврата средств не последует, если в течение 10 рабочих дней с момента их отзыва Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов будет принято решение о проведении повторной закупки товаров, работ или услуг на те же цели . Это исключение учитывает ситуации, когда первоначальная закупка не состоялась по объективным причинам (например, неучастие поставщиков, признание торгов несостоявшимися), но потребность в товаре или услуге остается актуальной.
2. Перераспределение на другие объекты капитального строительства
Второе исключение касается бюджетных ассигнований на капитальные вложения. Возврата можно избежать, если в течение 20 рабочих дней с даты отзыва лимитов бюджетных обязательств будет принято решение о их перераспределении на финансирование других объектов капитального строительства . Важным условием является наличие утвержденной проектной документации по этим новым объектам. Такое решение принимается президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
⚖️ Практические последствия для участников бюджетного процесса
Внедрение новых правил оказало существенное влияние на работу всех ведомств и учреждений, получающих федеральное финансирование.
Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС):
Повышение ответственности за сроки: Крайне важно строго следить за сроками заключения контрактов после проведения закупочных процедур. Любое промедление создает риск потери финансирования.
Необходимость оперативного реагирования: При возникновении риска срыва заключения контракта необходимо в сжатые сроки (в течение 2 рабочих дней) проинформировать об этом территориальный орган Казначейства для приостановления операции по отзыву .
Усиление рения: Требуется более тщательное и реалистичное планирование закупок, чтобы избегать ситуаций с неосвоением доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Для Федерального казначейства:
Расширение контрольных функций: Казначейство не только осуществляет традиционные функции по учету и платежам, но и активно участвует в управлении бюджетными лимитами, проводя их мониторинг и отзыв.
Автоматизация процессов: Действия по отзыву лимитов бюджетных обязательств должны осуществляться в кратчайшие сроки – не позднее одного рабочего дня после внесения изменений в бюджетное обязательство для его аннулирования .
💎 Заключение и рекомендации
Постановление Правительства № 1487 знаменует собой новый этап в повышении эффективности управления бюджетными средствами. Оно переводит работу с лимитами бюджетных обязательств в режим "реального времени", минимизируя периоды их бездействия.
Главные выводы:
С 7 октября 2025 года неиспользуемые в установленные сроки лимиты бюджетных обязательств подлежат безусловному возврату в резервный фонд Правительства РФ.
Закон предусматривает два узких "коридора" для сохранения финансирования: решение о повторной закупке и перераспределение на другие капитальные объекты.
Главным распорядителям бюджетных средств критически важно наладить внутренний контроль за соблюдением сроков заключения контрактов и оперативно взаимодействовать с органами Федерального казначейства.
Новые правила побуждают ведомства к более ответственному и профессиональному управлению доверенными им бюджетными ресурсами, что в конечном итоге должно положительно сказаться на качестве предоставления государственных и муниципальных услуг.