статьи бухгалтерия

Обязательно ли вводить в штат должность главного бухгалтера?

Главный бухгалтер предприятия — лицо, на которое должно быть возложено ведение бухгалтерского учета компании. Но что, если компания настолько маленькая, что не может позволить себе для этого отдельную штатную единицу?! Может ли данную функцию выполнять другой сотрудник?! На этот вопрос ответил Роструд в своем письме от 26.01.2024 № ПГ/00436-6-1. Ведомство отметило, трудовое законодательство не обязывает иметь в штате главного бухгалтера.

Согласно требованиям закона № 402-ФЗ организация бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия. А он уже для исполнения этой обязанности может:

· вести бухгалтерский учет лично;

· ввести в штат главного бухгалтера;

· передать ведение бухгалтерского учета третьему лицу (на аутсорсинг).

Ведомство напомнило, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в общем виде сложившееся разделение труда между работниками. Порядок составления штатного расписания. в действующем законодательстве не определен.

Отсюда можно сделать вывод, что для экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также для субъектов среднего предпринимательства возможно ведение бухгалтерского учета непосредственно их руководителями. Такие кадровые решения довольно часто встречаются на практике.

Если же ваша организация не относится к малому и среднему предпринимательству, то необходимо ввести в штат должность главного бухгалтера.

В законе о бухучете прописаны строгие требования, которые предъявляются к данной должности. В частности, это обязательное наличие высшего образования, стаж работы не менее 3 лет из последних 5, отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления. Однако они распространяются не на всех главбухов, а только на лиц, занимающих эту должность в прямо указанных в законе компаниях (см. п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ). К главбухам в малом и среднем бизнесе эти требования не относятся.
Письмо № ПГ/00436-6-1 от 26.01.2024


Вопрос: Так как численность работников и оборот товаров в организации небольшие, то в штате не предусмотрена должность главного бухгалтера. Бухгалтерию директор организации ведет лично и имеет профильное образование (курсы бухгалтера, есть диплом). Обязательно ли вводить в штат должность главного бухгалтера?

Ответ: Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение, зарегистрированное 11 января 2024 года, в пределах компетенции сообщает.

В целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, работодатель самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).

Согласно Постановлению Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" штатное расписание (форма N Т-3) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением) (с 1 января 2013 года не является обязательным к применению). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Таким образом, штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками.

Порядок составления штатного расписания в действующем законодательстве не определен. Как правило, штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Трудовое законодательство не обязывает иметь в штате главного бухгалтера.

Настоящее письмо не является правовым актом.



Начальник Правового управления

Б.С.ГУДКО