Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
статьи кадры

Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2025 году: инструкция для работодателя

Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2025 году доступно далеко не каждому предприятию, возможно, по этой причине нормативные акты и бланки документов не выкладываются в широкий доступ. Инструкция поможет сориентироваться в общих шагах, а нюансы придется уточнять в комиссии по бронированию.

Бронирование доступно не каждому работодателю, к предприятию и работнику предъявляются следующие условия:

· Предприятие ведет деятельность в интересах обороны страны, обеспечивает жизнедеятельность населения, ведет подготовку по военно-учетным специальностям.

· Работник принимает существенное участие в выполнении мобилизационных заданий.

Цель бронирования – обеспечить бесперебойную работу предприятия в военное время или в случае мобилизации.

Важно! Работодатель бронирует должности, а не граждан. Если работник увольняется, его бронь аннулируется. Бронированию подлежит новый сотрудник, принятый на освободившуюся должность.

Новые правила бронирования граждан в 2025 году

С марта 2025 года бронировать сотрудников на время мобилизации и военного положения надо будет по-новому (постановление Правительства от 05.06.2024 № 766с). Документ секретный, поэтому что именно изменится, пока неясно. Как только будет официальная информация, мы обновим статью. Оформленные ранее брони сотрудникам, которые пребывают в запасе, будут действовать до 21 марта 2025 года. На информационных ресурсах некоторых муниципальных администраций есть новые инструкции по бронированию для работодателей. Например, есть на сайте администрации Зеленогорска и на сайте Чудовского муниципального района Новгородской области. Бронировать граждан, пребывающих в запасе, сейчас нужно в соответствии с:

Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ;

Методическими рекомендациями от 11.07.2017;

Постановлением от 05.06.2024 № 766с.

Кто бронирует работников в 2025 году

Какие предприятия и учреждения могут бронировать работников – определяет комиссия по бронированию. Работодатель должен обратиться в комиссию по месту своего нахождения. Искать информацию о комиссии необходимо на официальных сайтах местных органов власти. В первую очередь, необходимо узнать в комиссии, может ли ваше предприятие бронировать работников. В открытом доступе такая информация не размещается, информацию можно получить только при непосредственном обращении. Если предприятие может бронировать сотрудников, комиссия выдаст комплект необходимых документов: Нормативные акты, определяющие порядок бронирования. Бланки документов для оформления броней, Список и бланки отчетных форм, а также сроки их предоставления.

Бронирование работников в 2025 году: инструкция для работодателя

Ниже назовем основные шаги процедуры бронирования работников, нюансы необходимо уточнять в комиссии по бронированию.

Шаг 1: узнать в комиссии, может ли организация бронировать работников. Если может, получить в комиссии перечень бронируемых должностей. Список не публикуется в открытом доступе и подвергается ежегодному уточнению.

Шаг 2: назначить сотрудника, ответственного за бронирование. Это может быть ранее назначенный ответственный за ведение воинского учета или другой сотрудник организации. Назначение оформляется приказом о бронировании граждан, составленным в произвольном виде.

Шаг 3: составить план работы по бронированию граждан на 2025 год. Если план воинского учета на текущий год уже имеется, дополнить его мероприятиями по бронированию. При составлении или дополнении плана необходимо руководствоваться указаниями, рекомендациями и разъяснениями, полученными в комиссии.

Шаг 4: составить список сотрудников для оформления брони. Список для бронирования граждан можно составить в произвольном виде с указанием ФИО и должности. Или воспользоваться бланком формы № 8. Направить список в комиссию для согласования. В ответ комиссия предоставит список должностей, для которых предоставлена отсрочка.

Шаг 5: оформить отсрочку забронированным сотрудникам. Отсрочка подтверждается удостоверением о бронировании по форме № 4. Срок оформления – 10 дней с даты приема сотрудника на работу или окончания испытательного срока, если он предусмотрен трудовым договором. Удостоверение является бланком строгой отчетности, его изготавливает Министерство Обороны, а выдает комиссия по мобилизации. Работодатель, получив бланки чистых удостоверений, обязан:

·Внести полученные бланки в книгу учета бланков специального воинского учета.

·Выдавать заполненные бланки сотрудникам под роспись.

·Предоставлять по запросу военкомата отчет о количестве неиспользованных бланков. Изымать бланки при увольнении работника или снятии брони.

·Возвращать в комиссию неиспользованные бланки при утрате права на бронирование сотрудников.

Шаг 6: после выдачи сотрудникам удостоверений сдать в военкомат отрывную часть – извещение о зачислении на специальный воинский учет. Необходимо заранее уточнить в военкомате, нужно ли прилагать к извещениям дополнительные документы. Обычно военкоматы требуют список забронированных сотрудников, их военные билеты и личные карточки.

Шаг 7: внести в карточки формы 10 и личные карточки сотрудников отметки о переводе с общего на специальный воинский учет.

Шаг 8: сдавать отчетность в военкомат. При бронировании сотрудников работодатель должен сдавать в военкомат следующие отчеты:

Обычные отчеты, предоставляемые в рамках общего ВУ,

Отчетность специального учета: форма № 6 – отчет о численности работающих и забронированных граждан, форма № 19 – сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами, доклад о состоянии работы по бронированию – составляется произвольным текстом, донесение по форме 11/МУ о количестве забронированных граждан.

Работодателю необходимо уточнить в комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, и военкомате, какие еще отчетные формы необходимо сдавать в связи с бронированием сотрудников и ведением специального воинского учета. Например, военкомат может запрашивать сведения об остатке неиспользованных бланков удостоверений по форме № 4. Ответ необходимо оформлять в виде справки по форме 20. В открытом доступе данной справки нет, необходимо получить ее в комиссариате.