статьи кадры

Медкнижки в электронном виде: что важно знать кадровику

С 1 сентября 2023 года работникам будут оформлять медкнижки по новой форме.

Теперь личные медицинские книжки будут выдаваться в электронном виде. Бумажные бланки с голографическими марками продолжат действовать, пока в них не закончатся страницы. Так что причин отказывать сотруднику в приеме такого документа после 1 сентября 2023-го у работодателя не будет.

Как будет выглядеть новая медицинская книжка?

Согласно новой утвержденной электронной форме, медицинская книжка будет содержать следующие сведения:

Ø Уникальный идентификатор из подсистемы ЭЛМК Федеральной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера. Оператор этой системы – Роспотребнадзор.

Ø Двухмерный штрих-код – он же интернет-ссылка на подсистему ЭЛМК о том, что книжка выдана, пройдена профподготовка по гигиене и аттестация.

Ø дату формирования ЭЛМК;

Ø сведения о владельце медкнижки: ФИО, дата рождения, место регистрации;

Ø данные о работодателе — при переходе на другое место работы вносятся соответствующие записи;

Ø отметки о прививках, о перенесенных инфекционных заболеваниях;

Ø результаты прохождения медосмотров и дату проведения очередного периодического медосмотра из ЕГИСЗ;

Ø сведения о сдаче санминимума;

Ø дату очередной аттестации работника.

В медкнижке отразятся не только результаты обязательных медосмотров, но и случаи вакцинации, а также подготовку работников по гигиене и итоги аттестации.

Как и другой электронный документ, медкнижка будет подписываться квалифицированной электронной подписью. Подписантом будет выступать сотрудник уполномоченного федерального медучреждения при Роспотребнадзоре.

Как проверить наличие электронной медицинской книжки у сотрудника?

Кадровик должен проверить наличие личной медицинской книжки у кандидата и ее достоверность, если она нужна для работы по вакансии. Проверить, что медкнижка в электронном виде у работника действительно есть, вы сможете двумя способами.

Первый способ- проверить самостоятельно на сайте Роспотребнадзора или его территориальных управлений. С сентября 2023-го каждой медкнижке будут присваивать уникальный идентификатор. Учет книжек будут вести в подсистеме электронных личных медкнижек (ЭЛМК).

Второй вариант — попросить работника получить медкнижку в виде бумажного документа. Для этого он должен будет обратиться в центр гигиены и эпидемиологии с заявлением, в котором попросит предоставить ее в бумажном виде. Сотрудники московского центра пояснили, что это будет уже просто распечатка, а не специальный бланк с голограммой, как сейчас. Бумажный вариант медкнижки подтвердит содержание электронного документа.

Если медицинской книжки у кандидата нет, то ему нужно оформить ее впервые. С 1 сентября 2023 года по умолчанию выдают личные медкнижки в форме электронного документа.

Как оформить электронную медицинскую книжку?

Работодатель направляет соискателя на прохождение предварительного медицинского осмотра (раздел II Порядка № 29н). В медицинской организации гражданин:

Ø оформляет согласие на обработку персональных данных и передачу сведений в подсистему ЭЛМК;

Ø проходит осмотры у врачей и другие обследования состояния здоровья.

Медучреждение формирует в виде электронных документов заключения врачей, результаты лабораторных, инструментальных исследований соискателя и передает их в ЕГИСЗ. Уже оттуда данные поступают в подсистему ЭЛМК.

Сотрудник может обратиться за оформлением электронной медкнижки и самостоятельно, без направления работодателя.