Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости учебного центра Pro-ability.ru

В закупке среди СМП и СОНО не устанавливается условие предоставить обеспечение заявки в соответствии с постановлением №579

Частью 18 статьи 44 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок участниками закупок, являющимися иностранными лицами. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 №579. Извещение о проведении закупки должно быть сформировано с учетом положений указанного постановления - Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 05.09.2023 по делу №44-3623/23. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие определенным условиям хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Постановление №579 распространяется только на иностранные организации (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированные на территории государств членов ЕАЭС (за исключением Российской Федерации). Учитывая изложенное, в случаях если закупка размещена с установлением преимущества для СМП и СОНО в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона №44-ФЗ, указание в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в закупке условия о возможности предоставления обеспечения заявок в соответствии с Постановлением №579 является излишним и не соответствует пункту 16 части 1 статьи 42 Закона №44-ФЗ. Решение УФАС по Челябинской области от 14.09.2023 по делу № 074/06/105-2126/2023
Решение по жалобе № 202300146956001786

ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области»

454048, г. Челябинск, ул. Елькина, д. 77

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21
ООО «РТС-тендер»
121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А
ООО «ПИТИП»
111250, г. Москва, ул. Лефортовский вал, д. 24, помещение 1/п

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-2126/2023 (№ 400-ж/2023)



г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 11.09.2023

В полном объеме решение изготовлено 14.09.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

Кулезневой Е.В.

-ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,



Кокшаровой И.О.

-заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «ПИТИП», при участии в дистанционном режиме:

- представителя ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» Бронского А.В., действующего на основании доверенности № 14 от 31.05.2023,

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» Куликовой И.Г., действующего на основании доверенности № 12 от 13.06.2023,

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» Петраковой К.С., действующего на основании доверенности № 11 от 09.06.2023,

- представителя ООО «ПИТИП» Коридзе И.Ш., действующего на основании доверенности № 30 от 06.09.2023,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 04.09.2023 поступила жалоба ООО «ПИТИП» на положения извещения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке предпроектной документации по объекту «Реконструкция трамвайного Депо №1» (извещение № 0869200000223007056) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 18.08.2023 ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» объявил о проведении аукциона.

Заказчиком выступило ОГКУ «Организатор перевозок Челябинской области» объявила о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 9 350 000, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе – 04.09.2023.

На момент рассмотрения жалобы ООО «ПИТИП» контракт не заключен.

В жалобе указано, что заказчиком неправомерно не установлено требование о декларировании участником закупки наличия у него исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, тогда как сам проект контракта включает в себя условия о передаче предпроектной документации в качестве результата интеллектуальной деятельности, необоснованно установлено условие о предоставлении обеспечения заявок в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 579, так как закупка размещена для субъектов малого предпринимательства, которые не могут иметь статус иностранных лиц.

На заседании Комиссии заявитель пояснил, что заказчиком неправомерно выбран метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме того, заявитель пояснил, что в описании объекта закупки содержатся требования к проектированию в части разработки конкретных разделов проектной документации, что требует от участника закупки наличия членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

Представители заказчик и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

Требование к участнику закупки по пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены, так как результаты интеллектуальной деятельности будут переданы только при исполнении контракта, а не на момент проведения закупки.

Условие о наличии участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования не установлено, так как техническое задание не предполагает разработку проектной документации, а только отдельные этапы проектирования с проработкой концептуальных решений.

Порядок обеспечения заявок установлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 579, начальная (максимальная) цена контракта установлена с учетом того, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным при обосновании цены контракта.



Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.



1. Пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в требованиях к составу и содержанию заявки в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

При этом, в соответствии с подпунктом «о» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе единое требование к участнику закупки об обладании участника закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а также требование о декларировании соответствия указанному требованию в составе заявки, устанавливается с учетом условий исполнения контракта, заключаемого по результатам конкурентной закупки.

При этом, из положений законодательства о контрактной системе следует, что декларирование соответствия указанному требованию подразумевает подтверждение наличия исключительных прав при исполнении контракта.

В пункте 3.13 проекта контракта предусмотрено, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по контракту, а также имущественные права на документацию и материалы, относящиеся к использованию результатов интеллектуальной деятельности (далее - сопутствующая документация), принадлежат субъекту Российской Федерации - Челябинской области.

В пунктах 3.14 - 3.17 проекта контракта предусмотрены условия передачи исключительных прав на техническую документацию, которая является результатом исполнения контракта.

Таким образом, указанные условия проекта контракта позволяют прийти к выводу, что заказчик относит разработку предпроектной документации на объект капитального строительства к результатам интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые переходят заказчику, что обязывает установить в требованиях к содержанию и составу заявки предоставление декларации об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.

Вместе с тем в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «о» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в пунктах 1.2, 2.1 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке (Приложение № 4 к извещению о закупке) предусмотрено декларирование соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 7.1, 9 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, без указания о необходимости подтверждения соответствия пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.



2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

С учетом изложенного, участник закупки должен подтвердить свое соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в целях подтверждения наличия у него правоспособности, позволяющей осуществлять деятельность на основании специального разрешения с учетом содержания объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.

Таким образом, архитектурно-строительное проектирование, включая результат указанной деятельности, представляет собой подготовку проектной документации в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 утверждены требования к составу разделов проектной документации и требования к их содержанию.

При этом, частью 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

С учетом изложенного, членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования требуется только в том случае, если хозяйствующим субъектом осуществляется подготовка проектной документации в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Вместе с тем, предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по разработке предпроектной документации.

В пункте 9 технического задания указано, что в состав и содержание работ входят следующие виды деятельности:

- топографическая съёмка участка в объёме необходимом для стадии «предпроектные проработки»;

- техническое дообследование зданий и сооружений депо (при необходимости);

- архитектурно-планировочные решения (концептуальные);

- технологические решения (концептуальные);

- инженерные решения (концептуальные);

- расчёт стоимости реализации объекта (концептуальные).

В пункте 17 технического задания предусмотрено, что результатом работ являются:

- техническое задание по выполнению работ по разработке проектной документации по объекту «Реконструкция трамвайного Депо № 1» с сопутствующими схемами, необходимыми отчётами по произведенным изысканиям, а также иными документами и материалами, предусмотренными пунктами 11-15 настоящего технического задания;

- расчёт стоимости реализации объекта (концептуальные). Подрядчиком выполняется укрупненный расчёт ориентировочной стоимости реализации проекта реконструкции трамвайного депо, на основании объектов аналогов с обоснованием стоимости основного дорогостоящего технологического и инженерного оборудования коммерческими предложениями поставщиков.

- расчёт (смета) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий по объекту «Реконструкция трамвайного Депо № 1», составленная на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с федеральным реестром сметных нормативов, в порядке и по форме, предусмотренными в том числе приказом Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр «Об утверждении Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации».

Таким образом, из указанного описания объекта закупки не следует, что подрядчик передает заказчику проектную документацию в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

Так, из пункта 13 раздела II Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, следует, что раздел 3 «объемно-планировочные и архитектурные решения» содержит:

1) в текстовой части

- описание внешнего вида объекта капитального строительства, описание и обоснование пространственной, планировочной и функциональной организации объекта капитального строительства;

- обоснование принятых объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений, в том числе в части соблюдения предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства;

- обоснование принятых архитектурных решений в части обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений установленным требованиям энергетической эффективности (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности не распространяются);

- перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности к архитектурным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности не распространяются);

- описание и обоснование принятых архитектурных решений, направленных на повышение энергетической эффективности объекта капитального строительства;

- описание и обоснование использованных композиционных приемов при оформлении фасадов и интерьеров объекта капитального строительства;

- описазначения и технического назначения - для объектов непроизводственного назначения;

2) в графической части

- отображение фасадов;

- цветовое решение фасадов (при необходимости);

- поэтажные планы зданий и сооружений с приведением экспликации помещений - для объектов непроизводственного назначения;

- поэтажные планы зданий, строений и сооружений с приведением экспликации помещений и размещения технологического оборудования - для объектов производственного назначения;

- чертежи характерных разрезов зданий, строений и сооружений с изображением несущих и ограждающих конструкций, указанием относительных высотных отметок уровней конструкций, полов, низа балок, ферм, покрытий, описанием конструкций кровель и других элементов конструкций, а также верхних отметок основного технологического оборудования - для объектов производственного назначения;

- иные графические и экспозиционные материалы, выполняемые в случае, если необходимость этого указана в задании на проектирование.

Кроме того, в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию содержатся раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения», раздел 6 «Технологические решения».

Так, при анализе состава разделов проектной документации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, антимонопольный орган приходит к выводу, что объем выполнения работ, указанный в техническом задании, в части разработки архитектурно-планировочных решений, технологических решений, инженерных решений, не совпадает с содержанием разделов проектной документации, предусмотренных в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

В связи с изложенным, доводы жалобы о необходимости установления в извещении о закупке требования к членству участника закупки в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в связи с необходимостью подготовки проектной документации, являются необоснованными, так как не соответствуют содержанию работ, являющихся объектом закупки, не предусматривающему заключение по результатам закупки договора на подготовку проектной документации с учетом положений части 4 статьи 48 ГрК РФ.

При этом заявитель также не представил при рассмотрении жалобы документы и сведения, из которых следует, что предпроектная документация включает в себя разработку проектной документации или ее разделов в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.



3. Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.

Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 № 579 «Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами».

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 № 579 установлено, что если при проведении предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) электронных процедур предусмотрено предоставление обеспечения заявки на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка), участники закупки, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - участники закупки), вправе предоставить обеспечение заявок в виде денежных средств с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 № 579.

Вместе с тем в рассматриваемом случае закупка размещена с учетом установления преимуществ участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Таким образом, установление в извещении о закупке порядка предоставления обеспечения заявок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 № 579 при проведении закупки с ограничениями для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не требуется, так как данный нормативный правовой акт распространяется только на иностранные организации (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных на территории государств членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), которые не могут быть участниками такой закупки.

С учетом изложенного, указание в пункте 5.2 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке (Приложение № 4 к извещению о закупке) условия о возможности предоставления обеспечения заявок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 № 579 является излишним и не соответствует пункту 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Согласно доводам жалобы заявитель оспаривает порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта в части неправомерно выбора заказчиком метода при обосновании цены контракта.

Вместе с тем, указанные доводы в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупки не относятся к компетенции антимонопольного органа, так как в силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.



При проведении внеплановой проверки оспариваемых положений установлено следующее.



1. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

Пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги должно содержаться в извещении о закупке.

В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, описание объекта закупки, условия извещении о закупке должны содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.

Так, в пунктах 9, 11 технического задания указано, что подрядчику в рамках разработки предпроектной документации необходимо осуществить техническое обследование состояния зданий и сооружений, в том числе в зоне влияния строительства, и с целью демонтажа (при необходимости), вместе с тем необходимость выполнения видов и объемов работ, которые образуют описание объекта закупки, должны быть определены заказчиком и предусмотрены в извещении о закупке, тогда как указание на предположение о возможности проведения технического обследования зданий и сооружений, входящих в трамвайное Депо № 1, свидетельствует о неясности и неопределенности потребности заказчика в выполнении указанных работ, что противоречит пункту 7 части 1 статьи 42, пункту 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом в техническом задании не определено, в каком порядке будет приниматься решение о проведении технического дообследования зданий и сооружений, в каком объеме требуется провести указанное дообследование, что также создает неопределенность в условиях исполнения данного вида работ.

Более того, в составе извещения о закупке размещены 20 заключений по итогам обследования технического состояния зданий и сооружений объектов городского электрического транспорта города Челябинска (Приложение № 2 к Техническому заданию), каждое из которых содержит вводную часть; наименование объекта, на который распространяется заключения; данные о заказчике; цель и содержание обследования; в том числе результаты проведенного обследования: натурное обследование, состояние фундаментов и отмостки, состояние стенового ограждения, состояние перекрытия и кровли и иных элементов сооружений; выводы по результата обследования, а также перечень рекомендуемых мероприятий. При этом большая часть заключений содержит рекомендации по разработке проекта на ремонт зданий и сооружений.

В связи с указанными обстоятельствами антимонопольный орган критически относится к положения технического задания о необходимости проведения технического дообследования зданий и сооружений при наличии размещенных в единой информационной системе заключений по итогам обследования технического состояния зданий и сооружений, входящих в структуру Депо №1.



2. Частью 2 статьи 47 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов).

Частью 6 стать и 47 ГрК РФ предусмотрено, что виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок их представления для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 утвержден перечень видов инженерных изысканий, к которым относятся:

- инженерно-геодезические изыскания;

- инженерно-геологические изыскания;

- обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.

В пункте 11 технического задания указано, что в рамках предпроектных проработки предусмотреть выполнение следующих работ:

- инженерно-геодезические изыскания в объёме достаточном для стадии предпроектные проработки;

- инженерно-геологические изыскания в объёме достаточном для стадии предпроектные проработки;

- техническое дообследование состояния зданий и сооружений в зоне влияния строительства и с целью демонтажа (при необходимости).

Таким образом, хозяйствующие субъекты, которые вправе выполнять указанные работы, должны иметь членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (за исключением оснований, предусмотренных в части 2.1 статьи 47 ГрК РФ).

Более того, в пункте 21 технического задания указано, что при выполнении работ по инженерным изысканиям подрядчик должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, в нарушение пункта 12 части 1, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в единых требованиях к участнику закупки не установлено условие о наличии членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (за исключением оснований, предусмотренных в части 2.1 статьи 47 ГрК РФ), что подтверждается сведениями, содержащимися в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,



РЕШИЛА:



1. Признать доводы жалобы ООО «ПИТИП» на действия заказчика обоснованными в части установления требований к содержанию и составу заявки участника закупки, а также требований в части порядка предоставления обеспечения заявки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 31, пункта 16 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «о» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 7, 12 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

6. Передать жалобу ООО «ПИТИП» в части довода, касающегося обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в Главное контрольное управление Челябинской области.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии А.А. Козлова



Члены Комиссии Е.В. Кулезнева



И.О. Кокшарова