В период проведения инвентаризации запрещено изменять состав инвентаризационной комиссии, в том числе в связи с отсутствием члена комиссии по уважительной причине. При этом заседание комиссии считается правомочным, если в нем приняли участие не менее 2/3 от общего числа членов комиссии, имеющих право голоса. письмо Минфина от 01.07.2024 № 02-06-06/61122
Письмо Минфина России от 1 июля 2024 г. № 02-06-06/61122 "Методические рекомендации по применению Общих требований к организации инвентаризации активов и обязательств, установленных СГС "Учетная политика"
Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения Общих требований к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 274н" (далее - СГС "Учетная политика") подготовило Методические рекомендации по их применению (далее - Методические рекомендации по применению Общих требований к инвентаризации).
Методические рекомендации по применению Общих требований к инвентаризации размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Деятельность/Бюджет/Учет, отчетность и статистика государственных финансов/ Учет и отчетность о государственных финансах/ Учет государственных финансов/Методический кабинет".
Приложение: по тексту на 24 л., в 1 экз.
A.M. Лавров
Методические рекомендации
к Общим требованиям к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности1
I. Нормативное регулирование проведения инвентаризации
1. Единые требования к организации бухгалтерского учета (в частности инвентаризации активов и обязательств), а также правовой механизм регулирования бухгалтерского учета определяются Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 11 Закона № 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, сопоставляемое в дальнейшем с данными регистров бухгалтерского учета. Учитывая изложенное, проведение инвентаризации активов и обязательств осуществляется в целях снижения рисков отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности недостоверной информации (информации не соответствующей характеристикам полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок).
Основные требования организации ведения бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, получателей бюджетных средств, иных организаций, осуществляющих согласно бюджетному законодательству Российской Федерации полномочия ведения бюджетного учета, определяются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.
2. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом (субъектом учета) самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Порядок проведения инвентаризации устанавливается субъектом учета в рамках формирования его учетной политики согласно:
федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы");
Общим требованиям к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденным федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 № 274н (далее соответственно - Общие требования к инвентаризации, СГС "Учетная политика");
Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н, в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования его учетной политики (далее - годовая инвентаризация). Указанный порядок, начиная с годовой инвентаризации за 2024 год, должен соответствовать положениям пункта 32 Общих требований к инвентаризации.
По отдельным видам имущества Федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, принятыми во исполнение Федеральных законов (отдельными поручениями Правительства Российской Федерации), могут быть предусмотрены обязательные требования к учету и (или) инвентаризации отдельных групп материальных ценностей.
В частности, в соответствии с положениями:
постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" государственные военные организации обязаны вести учет гражданского и служебного оружия и патронов к нему на основании документов установленного образца. Согласно пункту 49 указанного постановления порядок ведения учета гражданского, служебного оружия и патронов, включая порядок инвентаризации указанных материальных ценностей, устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих государственных военных организаций;
Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 38) владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей;
Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2016 № 231н (пункт 28), инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также драгоценных камней при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.
Проведение инвентаризаций наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе учреждения, осуществляется с учетом положений Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359. При этом инвентаризация денежных документов и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе учреждения, осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.
В случае если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному учреждению (централизованной бухгалтерии), порядок проведения инвентаризации субъектами учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета (далее - субъекты централизованного учета), устанавливается с учетом порядка взаимодействия централизованной бухгалтерии с субъектами централизованного учета при проведении инвентаризации, установленного в рамках единой учетной политики при централизации учета (подпункт "г" пункта 14 СГС "Концептуальные основы").
Следует отметить, что правила документооборота, технология обработки учетной информации, порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете, в том числе документов, оформляющих результаты инвентаризаций, а также порядок взаимодействия между централизованной бухгалтерией и субъектами централизованного учета в соответствии с утвержденным графиком документооборота, устанавливаются в рамках единой учетной политики при централизации учета с учетом Общих требований к графику документооборота и правилам документооборота, утвержденными СГС "Учетная политика" (далее - Общие требования к документообороту).
3. Обращаем внимание, что дополнения (изменения) порядка проведения годовой инвентаризации активов и обязательств, связанные с установлением дополнительных случаев проведения инвентаризации и (или) расширения перечня объектов, подлежащих инвентаризации, не считается изменением учетной политики, и как следствие не приводит к ретроспективному пересчету показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 14 СГС "Учетная политика").
II. Организация проведения инвентаризации
4. При организации учетной политики начиная с 2024 года по мере организационной и технологической готовности, но не позднее 1 июля 2024 года, применяются Общие требования к инвентаризации, а также Общие требования к документообороту.
Отдельными положениями Общих требований к инвентаризации установлены требования к определению состава инвентаризационной комиссии, способам, правилам проведения инвентаризации.
В случае, когда положения правовых актов субъекта учета, определяющих учетную политику, принятых до 01.01.2024 года, не уточнены с учетом положений Общих требования к инвентаризации по состоянию на 01.07.2024 года, положения таких правовых актов подлежат применению в части не противоречащей положениям Общих требования к инвентаризации (например, проведение годовой инвентаризации осуществляется по всем активам и обязательствам субъекта учета, при этом внесение изменений в решение о проведении инвентаризации допустимо только до начала инвентаризации, срок проведения годовой инвентаризации за 2024 год не может быть ранее 1 октября 2024 года).
Общими требованиями к инвентаризации предусматриваются следующие этапы организации и проведения инвентаризации:
+-------------------+ +-------------------+ +-----------------+
¦Порядок проведения ¦ ¦ Создание ¦ ¦ Решение о ¦
¦ инвентаризации ¦ ¦инвентаризационной ¦ ¦ проведении ¦
¦ ¦ ¦ комиссии ¦ ¦ инвентаризации ¦
¦ +-----»¦ Положения о +----»¦ (ф. 0510439), ¦
¦ ¦ ¦ комиссии ¦ ¦Изменение Решения¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о проведении ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвентаризации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ф. 0510447) ¦
+-------------------+ +-------------------+ +-----------------+
----------------------------------
+-------------------+ +-------------------+ +-----------------+
¦ Представление ¦ ¦ Проверка ¦ ¦ Оформление ¦
¦комиссии первичных ¦ ¦ фактического ¦ ¦ результатов ¦
¦учетных документов ¦ ¦ наличия объекта ¦ ¦ инвентаризации ¦
¦(при необходимости)+-----»¦ инвентаризации +----»¦(Инвентаризацион-¦
¦ ¦ ¦ (активов, ¦ ¦ные описи, Акт о ¦
¦ ¦ ¦ обязательств) ¦ ¦ результатах ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвентаризации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ф. 0510463) ¦
+-------------------+ +-------------------+ +-----------------+
II.1. Инвентаризационная комиссия
5. По решению руководителя субъекта учета для проведения инвентаризации может быть создана постоянно действующая комиссия (комиссии), осуществляющая(щие) проведение инвентаризаций (инвентаризационная(ые) комиссия(и).
По отдельным решениям руководителя субъекта учета при принятии решения о проведении инвентаризации (Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439) может создаваться инвентаризационная комиссия на время проведения инвентаризации.
В то же время, по решению руководителя полномочия по проведению инвентаризации могут возлагаться на иную комиссию учреждения (например, на постоянно созданную комиссию по поступлению и выбытию активов и (или) на комиссию по подготовке и принятию решения о списании имущества (пункт 3 Общих требований к инвентаризации). В указанном случае в целях организации и (или) проведения инвентаризации указанные комиссии приобретают полномочия инвентаризационных комиссий и соответственно на регламентацию их деятельности распространяются положения Общих требований к инвентаризации (в части положений по инвентаризационным комиссиям). При этом полномочия по проведению инвентаризации обязательно должны быть закреплены в положении о комиссии, которой переданы такие полномочия.
Для одновременного проведения инвентаризации большого объема объектов инвентаризации создаются несколько инвентаризационных комиссий.
Распределение обязанностей между инвентаризационными комиссиями и порядок их взаимодействия определятся в порядке проведения инвентаризации в рамках формирования учетной политики и (или) в положениях о комиссиях.
В случаях одновременного проведения инвентаризации большого объема (по номенклатуре и (или) количеству) объектов инвентаризации и при значительном объеме работ по определению фактического наличия объектов инвентаризации по решению руководителя субъекта учета (уполномоченного им лица) при инвентаризационной комиссии могут создаваться рабочие комиссии.
Особенности проведения инвентаризации комиссией, включающей в себя рабочие комиссии, также определяются порядком проведения инвентаризации субъекта учета.
6. Состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель учреждения при ее создании распорядительным документом (например, приказом о создании комиссии).
Состав комиссии, созданной на время проведения инвентаризации, устанавливается решением о проведении инвентаризации с учетом требований, предусмотренных главой II Общих требований к инвентаризации.
В соответствии с пунктом 4 Общих требований к инвентаризации в комиссию по инвентаризации включаются:
председатель комиссии - осуществляет общее руководство деятельностью комиссии и обеспечивает коллегиальность ее работы;
заместитель председателя комиссии - замещает председателя комиссии в случае его временного (в период проведения инвентаризации) отсутствия по уважительной причине (болезнь, отпуск, служебная командировка);
другие члены комиссии.
Из состава инвентаризационной комиссии решением о ее создании определяется лицо, ответственное за оформление подлежащих подписанию членами комиссии документов (секретарь комиссии).
При этом состав инвентаризационной комиссии не может быть менее трех человек.
7. Лица, на которые возложена материальная ответственность за инвентаризируемые объекты, в состав инвентаризационной комиссии не включаются, однако их присутствие при проведении инвентаризации обязательно (пункт 5, 19 Общих требований к инвентаризации).
Случаи, при которых в состав инвентаризационной комиссии включается лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, установлены пунктом 6 Общих требований к инвентаризации:
при проведении инвентаризации денежных средств, иных ценностей на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также электронных денежных средств;
при проведении инвентаризации иных финансовых активов и (или) обязательств по оплате труда, иных выплат, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
8. Обращаем внимание, что в период проведения инвентаризации согласно пункту 9 Общих требований к инвентаризации запрещено изменять состав инвентаризационной комиссии, в том числе в связи с отсутствием члена комиссии по уважительной (не зависящей от него) причине, которая возникла после начала проведения инвентаризации (болезнь, отпуск, служебная командировка, смерть, иные объективные причины, закрепленные в порядке проведения инвентаризации).
При этом проведение инвентаризации может быть продолжено, в случае если соблюден кворум присутствующих членов инвентаризационной комиссии, определенный положением о комиссии, например, две трети присутствующих членов комиссии от общего числа членов комиссии, утвержденного состава комиссии.
В случае отсутствия ответственного лица рабочей комиссии по уважительной причине или независящей от него причине, возникшей после начала проведения инвентаризации, его полномочия возлагаются на председателя инвентаризационной комиссии (в случае отсутствия председателя комиссии на заместителя председателя комиссии).
Кроме того, при определении субъектами учета регламентации проведения инвентаризации необходимо обеспечить независимость суждений и мнений членов комиссии посредством принятия коллегиального решения комиссии большинством голосов - в случае если, к примеру, из пяти членов комиссии присутствовали при инвентаризации четверо (трое и председатель) и результаты голосования разделились поровну (два "за", два "против"), то голос председателя комиссии является решающим (подпункт "в" пункта 4 Общих требований к инвентаризации).
9. Пунктом 7 Общих требований к инвентаризации определены условия формирования состава членов инвентаризационной комиссии, когда численность работников (сотрудников) субъекта учета не превышает трех человек.
В этом случае по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств (органом, осуществляющим в отношении бюджетного (автономного) учреждения функции и полномочия учредителя) (далее - Учредитель) в состав членов инвентаризационной комиссии с правом голоса включаются представители Учредителя.
Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения Общих требований к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 274н" (далее - СГС "Учетная политика") подготовило Методические рекомендации по их применению (далее - Методические рекомендации по применению Общих требований к инвентаризации).
Методические рекомендации по применению Общих требований к инвентаризации размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Деятельность/Бюджет/Учет, отчетность и статистика государственных финансов/ Учет и отчетность о государственных финансах/ Учет государственных финансов/Методический кабинет".
Приложение: по тексту на 24 л., в 1 экз.
A.M. Лавров
Методические рекомендации
к Общим требованиям к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности1
I. Нормативное регулирование проведения инвентаризации
1. Единые требования к организации бухгалтерского учета (в частности инвентаризации активов и обязательств), а также правовой механизм регулирования бухгалтерского учета определяются Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 11 Закона № 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, сопоставляемое в дальнейшем с данными регистров бухгалтерского учета. Учитывая изложенное, проведение инвентаризации активов и обязательств осуществляется в целях снижения рисков отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности недостоверной информации (информации не соответствующей характеристикам полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок).
Основные требования организации ведения бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, получателей бюджетных средств, иных организаций, осуществляющих согласно бюджетному законодательству Российской Федерации полномочия ведения бюджетного учета, определяются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.
2. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом (субъектом учета) самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Порядок проведения инвентаризации устанавливается субъектом учета в рамках формирования его учетной политики согласно:
федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы");
Общим требованиям к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденным федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 № 274н (далее соответственно - Общие требования к инвентаризации, СГС "Учетная политика");
Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н, в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования его учетной политики (далее - годовая инвентаризация). Указанный порядок, начиная с годовой инвентаризации за 2024 год, должен соответствовать положениям пункта 32 Общих требований к инвентаризации.
По отдельным видам имущества Федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, принятыми во исполнение Федеральных законов (отдельными поручениями Правительства Российской Федерации), могут быть предусмотрены обязательные требования к учету и (или) инвентаризации отдельных групп материальных ценностей.
В частности, в соответствии с положениями:
постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" государственные военные организации обязаны вести учет гражданского и служебного оружия и патронов к нему на основании документов установленного образца. Согласно пункту 49 указанного постановления порядок ведения учета гражданского, служебного оружия и патронов, включая порядок инвентаризации указанных материальных ценностей, устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих государственных военных организаций;
Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 38) владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей;
Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2016 № 231н (пункт 28), инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также драгоценных камней при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.
Проведение инвентаризаций наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе учреждения, осуществляется с учетом положений Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У, постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359. При этом инвентаризация денежных документов и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе учреждения, осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.
В случае если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному учреждению (централизованной бухгалтерии), порядок проведения инвентаризации субъектами учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета (далее - субъекты централизованного учета), устанавливается с учетом порядка взаимодействия централизованной бухгалтерии с субъектами централизованного учета при проведении инвентаризации, установленного в рамках единой учетной политики при централизации учета (подпункт "г" пункта 14 СГС "Концептуальные основы").
Следует отметить, что правила документооборота, технология обработки учетной информации, порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете, в том числе документов, оформляющих результаты инвентаризаций, а также порядок взаимодействия между централизованной бухгалтерией и субъектами централизованного учета в соответствии с утвержденным графиком документооборота, устанавливаются в рамках единой учетной политики при централизации учета с учетом Общих требований к графику документооборота и правилам документооборота, утвержденными СГС "Учетная политика" (далее - Общие требования к документообороту).
3. Обращаем внимание, что дополнения (изменения) порядка проведения годовой инвентаризации активов и обязательств, связанные с установлением дополнительных случаев проведения инвентаризации и (или) расширения перечня объектов, подлежащих инвентаризации, не считается изменением учетной политики, и как следствие не приводит к ретроспективному пересчету показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 14 СГС "Учетная политика").
II. Организация проведения инвентаризации
4. При организации учетной политики начиная с 2024 года по мере организационной и технологической готовности, но не позднее 1 июля 2024 года, применяются Общие требования к инвентаризации, а также Общие требования к документообороту.
Отдельными положениями Общих требований к инвентаризации установлены требования к определению состава инвентаризационной комиссии, способам, правилам проведения инвентаризации.
В случае, когда положения правовых актов субъекта учета, определяющих учетную политику, принятых до 01.01.2024 года, не уточнены с учетом положений Общих требования к инвентаризации по состоянию на 01.07.2024 года, положения таких правовых актов подлежат применению в части не противоречащей положениям Общих требования к инвентаризации (например, проведение годовой инвентаризации осуществляется по всем активам и обязательствам субъекта учета, при этом внесение изменений в решение о проведении инвентаризации допустимо только до начала инвентаризации, срок проведения годовой инвентаризации за 2024 год не может быть ранее 1 октября 2024 года).
Общими требованиями к инвентаризации предусматриваются следующие этапы организации и проведения инвентаризации:
+-------------------+ +-------------------+ +-----------------+
¦Порядок проведения ¦ ¦ Создание ¦ ¦ Решение о ¦
¦ инвентаризации ¦ ¦инвентаризационной ¦ ¦ проведении ¦
¦ ¦ ¦ комиссии ¦ ¦ инвентаризации ¦
¦ +-----»¦ Положения о +----»¦ (ф. 0510439), ¦
¦ ¦ ¦ комиссии ¦ ¦Изменение Решения¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ о проведении ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвентаризации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ф. 0510447) ¦
+-------------------+ +-------------------+ +-----------------+
----------------------------------
+-------------------+ +-------------------+ +-----------------+
¦ Представление ¦ ¦ Проверка ¦ ¦ Оформление ¦
¦комиссии первичных ¦ ¦ фактического ¦ ¦ результатов ¦
¦учетных документов ¦ ¦ наличия объекта ¦ ¦ инвентаризации ¦
¦(при необходимости)+-----»¦ инвентаризации +----»¦(Инвентаризацион-¦
¦ ¦ ¦ (активов, ¦ ¦ные описи, Акт о ¦
¦ ¦ ¦ обязательств) ¦ ¦ результатах ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвентаризации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ф. 0510463) ¦
+-------------------+ +-------------------+ +-----------------+
II.1. Инвентаризационная комиссия
5. По решению руководителя субъекта учета для проведения инвентаризации может быть создана постоянно действующая комиссия (комиссии), осуществляющая(щие) проведение инвентаризаций (инвентаризационная(ые) комиссия(и).
По отдельным решениям руководителя субъекта учета при принятии решения о проведении инвентаризации (Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439) может создаваться инвентаризационная комиссия на время проведения инвентаризации.
В то же время, по решению руководителя полномочия по проведению инвентаризации могут возлагаться на иную комиссию учреждения (например, на постоянно созданную комиссию по поступлению и выбытию активов и (или) на комиссию по подготовке и принятию решения о списании имущества (пункт 3 Общих требований к инвентаризации). В указанном случае в целях организации и (или) проведения инвентаризации указанные комиссии приобретают полномочия инвентаризационных комиссий и соответственно на регламентацию их деятельности распространяются положения Общих требований к инвентаризации (в части положений по инвентаризационным комиссиям). При этом полномочия по проведению инвентаризации обязательно должны быть закреплены в положении о комиссии, которой переданы такие полномочия.
Для одновременного проведения инвентаризации большого объема объектов инвентаризации создаются несколько инвентаризационных комиссий.
Распределение обязанностей между инвентаризационными комиссиями и порядок их взаимодействия определятся в порядке проведения инвентаризации в рамках формирования учетной политики и (или) в положениях о комиссиях.
В случаях одновременного проведения инвентаризации большого объема (по номенклатуре и (или) количеству) объектов инвентаризации и при значительном объеме работ по определению фактического наличия объектов инвентаризации по решению руководителя субъекта учета (уполномоченного им лица) при инвентаризационной комиссии могут создаваться рабочие комиссии.
Особенности проведения инвентаризации комиссией, включающей в себя рабочие комиссии, также определяются порядком проведения инвентаризации субъекта учета.
6. Состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель учреждения при ее создании распорядительным документом (например, приказом о создании комиссии).
Состав комиссии, созданной на время проведения инвентаризации, устанавливается решением о проведении инвентаризации с учетом требований, предусмотренных главой II Общих требований к инвентаризации.
В соответствии с пунктом 4 Общих требований к инвентаризации в комиссию по инвентаризации включаются:
председатель комиссии - осуществляет общее руководство деятельностью комиссии и обеспечивает коллегиальность ее работы;
заместитель председателя комиссии - замещает председателя комиссии в случае его временного (в период проведения инвентаризации) отсутствия по уважительной причине (болезнь, отпуск, служебная командировка);
другие члены комиссии.
Из состава инвентаризационной комиссии решением о ее создании определяется лицо, ответственное за оформление подлежащих подписанию членами комиссии документов (секретарь комиссии).
При этом состав инвентаризационной комиссии не может быть менее трех человек.
7. Лица, на которые возложена материальная ответственность за инвентаризируемые объекты, в состав инвентаризационной комиссии не включаются, однако их присутствие при проведении инвентаризации обязательно (пункт 5, 19 Общих требований к инвентаризации).
Случаи, при которых в состав инвентаризационной комиссии включается лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, установлены пунктом 6 Общих требований к инвентаризации:
при проведении инвентаризации денежных средств, иных ценностей на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также электронных денежных средств;
при проведении инвентаризации иных финансовых активов и (или) обязательств по оплате труда, иных выплат, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
8. Обращаем внимание, что в период проведения инвентаризации согласно пункту 9 Общих требований к инвентаризации запрещено изменять состав инвентаризационной комиссии, в том числе в связи с отсутствием члена комиссии по уважительной (не зависящей от него) причине, которая возникла после начала проведения инвентаризации (болезнь, отпуск, служебная командировка, смерть, иные объективные причины, закрепленные в порядке проведения инвентаризации).
При этом проведение инвентаризации может быть продолжено, в случае если соблюден кворум присутствующих членов инвентаризационной комиссии, определенный положением о комиссии, например, две трети присутствующих членов комиссии от общего числа членов комиссии, утвержденного состава комиссии.
В случае отсутствия ответственного лица рабочей комиссии по уважительной причине или независящей от него причине, возникшей после начала проведения инвентаризации, его полномочия возлагаются на председателя инвентаризационной комиссии (в случае отсутствия председателя комиссии на заместителя председателя комиссии).
Кроме того, при определении субъектами учета регламентации проведения инвентаризации необходимо обеспечить независимость суждений и мнений членов комиссии посредством принятия коллегиального решения комиссии большинством голосов - в случае если, к примеру, из пяти членов комиссии присутствовали при инвентаризации четверо (трое и председатель) и результаты голосования разделились поровну (два "за", два "против"), то голос председателя комиссии является решающим (подпункт "в" пункта 4 Общих требований к инвентаризации).
9. Пунктом 7 Общих требований к инвентаризации определены условия формирования состава членов инвентаризационной комиссии, когда численность работников (сотрудников) субъекта учета не превышает трех человек.
В этом случае по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств (органом, осуществляющим в отношении бюджетного (автономного) учреждения функции и полномочия учредителя) (далее - Учредитель) в состав членов инвентаризационной комиссии с правом голоса включаются представители Учредителя.