На основании решения Пермского УФАС от 29.01.2025 и анализа практики ФАС по применению национального режима в госзакупках медицинских изделий, ключевые аспекты нарушения и их последствия можно систематизировать следующим образом:
1. Суть нарушения заказчика
Неправомерный отказ от нацрежима: Заказчик не предоставил преимущество российским аналогам кардиостимуляторов (код ОКПД2 32.50.13.110), хотя этот код включен в Перечень товаров с ограничениями на закупку иностранной продукции (Постановление № 1875).
Необоснованная ссылка на совместимость: Требование о закупке импортных товаров для обеспечения совместимости с имеющимся оборудованием не было подтверждено документально (например, заключением врачебной комиссии или технической документацией), что противоречит п. 1 ст. 33 44-ФЗ.
Игнорирование российских аналогов: Заявитель доказал существование отечественных эквивалентов, соответствующих функциональным характеристикам, но заказчик проигнорировал эту информацию при формировании документации.
Необоснованная ссылка на совместимость: Требование о закупке импортных товаров для обеспечения совместимости с имеющимся оборудованием не было подтверждено документально (например, заключением врачебной комиссии или технической документацией), что противоречит п. 1 ст. 33 44-ФЗ.
Игнорирование российских аналогов: Заявитель доказал существование отечественных эквивалентов, соответствующих функциональным характеристикам, но заказчик проигнорировал эту информацию при формировании документации.
2. Правовые основания для признания нарушения
Ч. 1.1 ст. 33 44-ФЗ: Запрещает формулировать требования под конкретного иностранного производителя без должного обоснования.
П. 4 Постановления № 1875: Обязывает применять нацрежим при одновременном соблюдении двух условий:
П. 4 Постановления № 1875: Обязывает применять нацрежим при одновременном соблюдении двух условий:
- Товар указан в графе «Наименование» Перечня;
- Код ОКПД2 товара совпадает с кодом в Перечне.
- В данном случае оба критерия были выполнены, но заказчик их проигнорировал.
3. Последствия для заказчика
Отмена результатов закупки: Контракт с иностранным поставщиком аннулируется, процедура проводится заново с обязательным применением нацрежима.
Административная ответственность: Штраф по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (до 50 тыс. руб. для должностных лиц).
Предписание УФАС: Требование устранить нарушения в документации — включить критерии оценки эквивалентности товаров и ссылки на реестр российской промпродукции.
Административная ответственность: Штраф по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (до 50 тыс. руб. для должностных лиц).
Предписание УФАС: Требование устранить нарушения в документации — включить критерии оценки эквивалентности товаров и ссылки на реестр российской промпродукции.
4. Рекомендации по соблюдению нацрежима
Проверка перечней: Убедиться, что код ОКПД2 и точное наименование товара есть в Постановлении № 1875.
Документация для исключений: При требовании совместимости предоставить:
Документация для исключений: При требовании совместимости предоставить:
- Техническое обоснование необходимости импортного товара;
- Заключение врачебной комиссии (для медтехники);
- Подтверждение отсутствия аналогов в реестре промпродукции.
Заключение
Решение Пермского УФАС подчеркивает ужесточение практики контроля за нацрежимом в медицине. Заказчикам необходимо тщательно сверять объекты закупки с актуальными перечнями (№ 1875, № 616), а все исключения подтверждать документально. Игнорирование этих требований ведет не только к отмене закупок, но и к финансовым и репутационным рискам.