Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
111

Разъяснения Банка России, Минфина и ФАС об ответственности за выдачу независимых гарантий

Банк России, Минфин РФ и ФАС России в своих разъяснениях напомнили Банкам, что при выдаче независимых гарантий для целей обеспечения заявок или обеспечения исполнения контрактов (договоров), Банки обязаны соблюдать требования статей 45 и 37 Закона № 44-ФЗ, статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, Постановления Правительства РФ №1005 от 08.11.2013 года и Постановления Правительства РФ №1397 от 09.08.2022 года (для участников закупок по 223-ФЗ с участием СМиСП). Этот однозначный вывод следует из нижеуказанных разъяснений: 1️) Банка России: Требования к независимой гарантии, предоставляемой в целях обеспечения исполнения контракта, определены положениями федеральных законов, регламентирующих осуществление закупок, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ, контроль и надзор за соблюдением которых не относится к компетенции Банка России (см. Письмо Банка России от 01 марта 2024 года №31-4-1/354). 2️) ФАС России: В действиях банков могут быть установлены нарушения части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, выразившиеся, в том числе: - в выдаче независимых гарантий, несоответствующих Типовым формам; - в выдаче независимых гарантий несоответствующих Дополнительным требованиям предусмотренным Постановлением Правительства РФ №1005 от 08 ноября 2013 года; - в выдаче независимых гарантий несоответствующих положениям Закона о контрактной системе (в т.ч. части 1 и части 2 статьи 37 №44-ФЗ при заключении контракта со снижением НМЦК на 25% и более). Письмо ФАС России от 26 марта 2024 года №28/25182/24
Письмо ФАС России от 26.03.2024 №28/25182/24
О рассмотрении обращения
Уважаемый Александр Викторович!
ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального
закона от 05.04.2013 No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(далее – Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок органами контроля,
указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе,
осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных
управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных
органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций,
операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных
площадок, банков, государственной корпорации «ВЭБ.РФ», региональных
гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией,
гарантийными организациями действий, предусмотренных Законом о контрактной
системе, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской
Федерации.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен механизм
контроля за действиями банков при осуществлении такими банками действий,
предусмотренных Законом о контрактной системе.
Частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрено,
что дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей
Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой
информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования
и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него
информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма
независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе,
форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 No 1005
«О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление No 1005)
утверждены, в том числе дополнительные требования к независимой гарантии,
используемой для целей Закона о контрактной системе, типовая форма,
предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы,
услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также типовая
форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения
контракта (далее соответственно – Дополнительные требования, Типовые формы).
ФАС России сообщает, что по результатам проведения контрольных
мероприятий на основании жалоб и обращений участников закупок в действиях
банков ФАС России устанавливались нарушения части 8.2 статьи 45 Закона
о контрактной системе, выразившиеся, в том числе в выдаче независимых гарантий,
несоответствующих Типовым формам, Дополнительным требованиям
и положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если при осуществлении закупок товаров, работ,
услуг нарушаются права и законные интересы участника закупки, такое лицо вправе
обратиться с жалобой в ФАС России в порядке, предусмотренном главой 6
Закона о контрактной системе.
Кроме того, ФАС России направлены в адрес Президента Ассоциации
банков «Россия» Г.И. Лунтовского, Президента Ассоциации российских банков
Г.А. Тосуняна письма от 21.11.2022 NoNo ПИ/105307/22, ПИ/105297/22
о необходимости соблюдения банками требований, предусмотренными статьей 45
Закона о контрактной системе, Постановлением No 1005, при выдаче независимых
гарантий (прилагается).
Дополнительно ФАС России отмечает, что банк не отнесен
к предусмотренным частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011
No 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(далее – Закон о закупках) субъектам контроля, в связи с чем проведение
контрольных мероприятий в отношении действий банка, выдавшего ненадлежащую
банковскую гарантию для целей участия в закупке, осуществляемой
в соответствии с положениями Закона о закупках, не представляется возможным
в силу отсутствия полномочий.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Начальник Управления контроля размещения
государственного заказа
О.В. Горбачева