Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика допустима, если работы или услуги могут выполняться только органами исполнительной власти, государственными учреждениями, ГУПами или АО со 100% госучастием, чьи полномочия прямо установлены федеральными законами или актами Президента/Правительства РФ. Однако в описанной ситуации заказчик допустил нарушения, что подтверждается судебной практикой и позицией ФАС. Вот ключевые аспекты:
1. Требования к исключительности полномочий поставщика
Нормативное обоснование: Заказчик обязан доказать, что полномочия ФГУП на выполнение работ/услуг закреплены федеральным законом, указом Президента или постановлением Правительства РФ. Например, если услуги связаны с обороной, космической деятельностью или иными сферами, где монополия установлена законом.
Пример нарушения: Если ФГУП имеет лицензию, но его исключительные права не подтверждены нормативным актом, закупка признается незаконной. Так, в деле № А40-64998/2024 суд указал, что наличие лицензии и отсутствие конкурентов на рынке не заменяют требование о законодательном закреплении монополии.
Пример нарушения: Если ФГУП имеет лицензию, но его исключительные права не подтверждены нормативным актом, закупка признается незаконной. Так, в деле № А40-64998/2024 суд указал, что наличие лицензии и отсутствие конкурентов на рынке не заменяют требование о законодательном закреплении монополии.
2. Судебная практика и позиция ФАС
Постановление АС Московского округа: Суды требуют, чтобы заказчик предоставил прямые ссылки на нормативные акты, подтверждающие, что:
- Услуги входят в исключительную компетенцию ФГУП;
- Иные организации не вправе оказывать такие услуги.
3. Рекомендации для заказчиков
Проверьте нормативную базу: Убедитесь, что полномочия ФГУП прямо указаны в:
- Федеральном законе (например, ФЗ «О космической деятельности» для Госкорпорации «Роскосмос»);
- Указе Президента или постановлении Правительства РФ.
Сформируйте документальное обоснование:
- Приложите к контракту выдержки из нормативных актов;
- Укажите, как услуги связаны с исключительными полномочиями поставщика.
Учтите позицию Минфина: С 2025 года ужесточены требования к закупкам с нацрежимом, включая проверку исключительности поставщиков.
4. Пример корректного применения п. 6 ч. 1 ст. 93
Ситуация
5. Последствия нарушений
Административная ответственность: Штраф до 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ) 610.
Репутационные риски: Включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков) при злоупотреблениях.
Отмена контракта: Поставщик вправе требовать возмещения убытков, если контракт признан недействительным.
Репутационные риски: Включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков) при злоупотреблениях.
Отмена контракта: Поставщик вправе требовать возмещения убытков, если контракт признан недействительным.
Заключение:
Для правомерного применения п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик должен строго следовать нормативным требованиям, а не ограничиваться формальными аргументами (наличие лицензии, отсутствие конкурентов). Подробнее о судебной практике можно узнать из Постановления АС Московского округа от 03.04.2025.