Введение
В 2025 году сохраняет актуальность вопрос о порядке применения штрафных санкций за нарушение условий государственных и муниципальных контрактов. Особый интерес представляет механизм удержания неустойки непосредственно из сумм, причитающихся поставщику по контракту. Этот механизм, предусмотренный п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, позволяет заказчикам эффективно взыскивать штрафные санкции без обращения в суд, при соблюдении определенных условий.
📊 Правовая основа удержания неустойки
Закон № 44-ФЗ
Основным нормативным актом, регулирующим возможность удержания неустойки из сумм contract payments, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе предусмотреть в контракте условие об оплате контракта за вычетом суммы неустойки (штрафа, пени). Это означает, что при наличии такого условия и при нарушении поставщиком обязательств по контракту, заказчик может удержать сумму неустойки из средств, подлежащих выплате поставщику.
Позиция Минфина России
Минфин России в своих разъяснениях (письмо от 11.03.2024 № 24-06-06/21161) подчеркивает, что при наличии в контракте условия об удержании неустойки, заказчик обязан применять соответствующие меры ответственности в части удержания суммы не исполненных поставщиком требований об уплате неустоек из суммы оплаты по контракту.
📋 Условия применения удержания неустойки
Обязательные условия
Для применения механизма удержания неустойки из оплаты по контракту необходимо соблюдение следующих условий:
Наличие соответствующего условия в контракте: В текст контракта должно быть включено условие об удержании суммы неустойки из выплат, причитающихся поставщику.
Отсутствие оснований для списания неустойки: Удержание применяется только при отсутствии оснований для списания неустойки по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.
Невозможность взыскания из обеспечения исполнения контракта: Механизм удержания применяется, если нет возможности взыскать неустойку из обеспечения исполнения контракта.
Отсутствие оснований для списания неустойки: Удержание применяется только при отсутствии оснований для списания неустойки по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.
Невозможность взыскания из обеспечения исполнения контракта: Механизм удержания применяется, если нет возможности взыскать неустойку из обеспечения исполнения контракта.
Отличие от списания по правилам № 783
Важно различать удержание неустойки из оплаты по контракту и списание неустойки по правилам, утвержденным постановлением № 783:
📝 Процедура удержания неустойки
Направление претензии
Процедура удержания неустойки требует обязательного направления поставщику претензии с требованием об уплате неустойки. Претензия должна содержать:
- Реквизиты контракта
- Обоснование нарушения обязательств
- Расчет суммы неустойки
- Срок для добровольной уплаты
Удержание из выплат
Если поставщик не исполняет требование о добровольной уплате неустойки в установленный срок, заказчик вправе произвести удержание из сумм, подлежащих выплате по контракту.
Оформление документов
После удержания неустойки заказчик должен оформить:
- Акт сверки взаимных расчетов
- Уведомление об удержании с указанием суммы и основания
- Исправительные документы в бухгалтерском учете
⚖️ Правовые последствия удержания
Для заказчика
- Право на удержание: Заказчик вправе удерживать сумму неустойки при наличии условия в контракте.
- Обязанность уведомления: Заказчик обязан уведомить поставщика о произведенном удержании.
- Отчетность: Суммы удержанной неустойки подлежат отражению в бухгалтерском и бюджетном учете.
Для поставщика
- Право на обжалование: Поставщик вправе обжаловать удержание в судебном порядке.
- Возмещение убытков: При неправомерном удержании поставщик может требовать возмещения убытков.
💡 Рекомендации для заказчиков
Включение условия в контракт
Для возможности удержания неустойки из оплаты по контракту рекомендуется включать в текст контракта следующее условие:
"Заказчик вправе удерживать сумму неустойки (штрафа, пени) из сумм, подлежащих выплате Поставщику по настоящему контракту, при наличии оснований для взыскания неустойки и отсутствии оснований для ее списания в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Соблюдение процедуры
Для минимизации рисков оспаривания удержания рекомендуется:
Своевременно направлять претензию с подробным расчетом неустойки.
Соблюдать сроки для добровольной уплаты.
Документировать все этапы процедуры удержания.
Обеспечивать прозрачность расчетов.
Соблюдать сроки для добровольной уплаты.
Документировать все этапы процедуры удержания.
Обеспечивать прозрачность расчетов.
Бухгалтерский учет
Удержанные суммы неустойки подлежат отражению в бухгалтерском учете на основании:
- Приказа Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
- Письма Минфина России от 20.05.2022 № 24-06-08/46828 "О требовании заказчика об уплате поставщиком неустойки".
💡 Рекомендации для поставщиков
Защита прав
Для защиты своих прав при удержании неустойки поставщикам рекомендуется:
Внимательно изучать претензии заказчика.
Проверять расчеты неустойки.
Требовать документального обоснования удержания.
Обжаловать неправомерные удержания в судебном порядке.
Проверять расчеты неустойки.
Требовать документального обоснования удержания.
Обжаловать неправомерные удержания в судебном порядке.
Оспаривание удержания
Основаниями для оспаривания удержания могут быть:
- Отсутствие условия об удержании в контракте.
- Нарушение процедуры удержания.
- Необоснованность расчета неустойки.
- Наличие оснований для списания неустойки по правилам № 783.
📈 Судебная практика
Позиция Верховного Суда РФ
Верховный Суд РФ указал, что удержание заказчиком неустойки из суммы, подлежащей оплате поставщику, не может являться препятствием для взыскания поставщиком с заказчика неосновательного обогащения при доказанности его возникновения на стороне заказчика.
Практика арбитражных судов
Арбитражные суды при рассмотрении споров об удержании неустойки исходят из следующих принципов:
- Условие об удержании в контракте является правом заказчика, а не обязанностью.
- Согласие поставщика на удержание не требуется при наличии условия в контракте.
- Удержание не подпадает под действие Правил, утвержденных постановлением № 783.
🔮 Перспективы развития
Изменения в законодательстве
С 1 января 2025 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые:
- Уточняют порядок удержания неустойки из оплаты по контракту.
- Усиливают контроль за правомерностью удержаний.
- Вводят электронный документооборот при оформлении удержаний.
Практика применения
Ожидается, что практика применения удержания неустойки из оплаты по контракту будет развиваться в направлении:
- Увеличения прозрачности процедуры удержания.
- Стандартизации документов для оформления удержания.
- Усиления судебного контроля за правомерностью удержаний.
❌ Частые ошибки и как их избежать
Заключение
Удержание неустойки из оплаты по контракту представляет собой эффективный механизм взыскания штрафных санкций с недобросовестных поставщиков. Однако применение этого механизма требует от заказчиков строгого соблюдения установленной процедуры и наличия соответствующего условия в контракте.
Для поставщиков важно знать свои права и уметь защищать их при неправомерном удержании неустойки. В случае споров рекомендуется обращаться к судебной практике, которая в целом поддерживает право заказчиков на удержание при соблюдении всех требований закона.
Ключевые принципы, которые следует соблюдать при удержании неустойки:
Законность: Соблюдение всех требований законодательства.
Обоснованность: Наличие доказательств нарушения и правильный расчет суммы.
Пропорциональность: Соразмерность неустойки последствиям нарушения.
Процессуальная чистота: Соблюдение процедуры удержания.
Обоснованность: Наличие доказательств нарушения и правильный расчет суммы.
Пропорциональность: Соразмерность неустойки последствиям нарушения.
Процессуальная чистота: Соблюдение процедуры удержания.
Соблюдение этих принципов позволит участникам контрактной системы эффективно использовать механизм удержания неустойки минимизировать риски споров и судебных разбирательств.
См. подробнее:
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 "Об утверждении Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней)"
Письмо Минфина России от 11.03.2024 № 24-06-06/21161
Письмо Минфина России от 20.05.2022 № 24-06-08/46828
Судебная практика арбитражных судов и Верховного Суда РФ
Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 "Об утверждении Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней)"
Письмо Минфина России от 11.03.2024 № 24-06-06/21161
Письмо Минфина России от 20.05.2022 № 24-06-08/46828
Судебная практика арбитражных судов и Верховного Суда РФ