Участникам контрактной системы в сфере закупок
Заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации
В связи с поступлением вопросов о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление № 1875), разработанного Минфином России совместно с федеральными органами исполнительной власти во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 августа 2024 г. № ДГ-П13-27596 и решений, содержащихся в протоколах совещаний в Аппарате Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2024 г. № П13-61пр и от 13 ноября 2024 г. № АУ-П9-30пр, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктами 4.6.1 и 4.6.2 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. № 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.
скачать (PDF, 0.61 MB) ⬅️ текст письма
Заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации
В связи с поступлением вопросов о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление № 1875), разработанного Минфином России совместно с федеральными органами исполнительной власти во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 августа 2024 г. № ДГ-П13-27596 и решений, содержащихся в протоколах совещаний в Аппарате Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2024 г. № П13-61пр и от 13 ноября 2024 г. № АУ-П9-30пр, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктами 4.6.1 и 4.6.2 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. № 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.
скачать (PDF, 0.61 MB) ⬅️ текст письма
О применении Постановления № 1875
1. Общие положения
- Федеральное правительство ввело меры для предоставления национального режима при закупках товаров, работ и услуг (ТРУ) для государственных и муниципальных нужд.
- Основные меры:
- Запрет закупок ТРУ иностранного происхождения.
- Ограничение закупок ТРУ иностранного происхождения.
- Преимущество для ТРУ российского происхождения.
- Минимальная обязательная доля закупок российских товаров.
2. Применение мер
- Запрет: Касается товаров из перечня № 1, включая промышленные товары, программное обеспечение и аудиторские/консультационные услуги.
- Ограничение: Касается товаров из перечня № 2, включая промышленные товары, медицинские изделия, лекарственные препараты и пищевые продукты.
- Преимущество: Предусматривается для товаров, не указанных в перечнях № 1 и № 2, за исключением лекарственных препаратов из позиции 433 перечня № 2.
- Минимальная доля: Применяется только к отдельным заказчикам (например, хозяйственным обществам).
3. Группировка заказчиков
- Первая группа: Заказчики по Закону № 44-ФЗ и большинство заказчиков по Закону № 223-ФЗ. Для них применяются все четыре меры (запрет, ограничение, преимущество, минимальная доля).
- Вторая группа: Хозяйственные общества, осуществляющие закупки для специальных целей (например, оборонный заказ, использование атомной энергии). Для них применяется минимальная доля, а запрет, ограничение и преимущество действуют только в особых случаях.
- Третья группа: Остальные хозяйственные общества. Для них действует только минимальная доля.
4. Подтверждение страны происхождения
- Для подтверждения российского происхождения товаров или программного обеспечения используется номер реестровой записи из соответствующих реестров:
- Реестра российской промышленной продукции.
- Реестра российского программного обеспечения.
- Если товар производится в России, но не включен в реестры, его происхождение считается неподтвержденным, и он участвует в закупке как иностранный товар.
5. Особенности применения мер
5.1. Запрет
- Применяется ко всем способам определения поставщика, включая закупки у единственного поставщика.
- Если объект закупки содержит товары из перечня № 1, заявка с предложением иностранных товаров отклоняется.
5.2. Ограничение
- Применяется только при конкурсных закупках.
- Если есть предложение российского товара, заявка с предложением иностранного товара отклоняется.
5.3. Преимущество
- Применяется, если объект закупки включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях № 1 и № 2.
- Предложение российского товара получает снижение ценового предложения на 15%.
5.4. Минимальная доля
- Устанавливается для отдельных заказчиков, таких как хозяйственные общества.
- Не применяется к конкурентным закупкам, где действуют другие меры.
6. Рассмотрение сложных случаев
- Если объект закупки объединяет товары из разных перечней (№ 1, № 2 и не входящие в них), меры применяются дифференцированно:
- Для товаров из перечня № 1 — запрет.
- Для товаров из перечня № 2 — ограничение.
- Для остальных товаров — преимущество.
- В случае отсутствия производства российского товара, характеристики могут не указываться, но заказчик должен декларировать невозможность их использования.
7. Переходные положения
- До 01.09.2025 допускается использование сертификатов о происхождении товаров (форма СТ-1) для подтверждения российского происхождения некоторых групп товаров.
- Для медицинских изделий (позиции 400–432 перечня № 2) временно не требуются номера реестровых записей.
8. Закупки в рамках гособоронзаказа
- Запрещаются закупки товаров из иностранных государств для выполнения мероприятий гособоронзаказа.
- Если запрет не применяется (по причине отсутствия российского производства), используются ограничение или преимущество в зависимости от категории товара.
9. Лекарственные препараты
- Меры ограничения и преимущества применяются только к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам (ЖНВЛП).
- Для других лекарственных препаратов и ветеринарных средств меры не действуют.
10. Определение начальной цены контракта
- При расчете начальной цены контракта учитываются только товары, происходящие из стран ЕАЭС.
- Если товар не указан в реестре российской промышленной продукции, его цена рассчитывается как иностранный товар.
11. Процесс выдачи разрешений
- Разрешение на закупку иностранного товара выдается Минпромторгом России через ГИСП (gisp.gov.ru).
- Процесс включает:
- Подача заявки с указанием характеристик товара.
- Проверка соответствия требованиям в течение 5 рабочих дней.
- Если аналог российского товара найден, запрос направляется производителям.
- Разрешение выдается, если производители не подтверждают возможность поставки аналога.
- Разрешение действует 18 месяцев и распространяется только на одну закупку.
12. Исключения из правил
- Запрет и ограничение не применяются:
- Для тест-полосок для определения глюкозы в крови.
- Для запчастей и материалов к существующему оборудованию.
- Для спортивного оружия и боеприпасов высших достижений.
- Для малых закупок (до 300 тыс. рублей или общая сумма до 1 млн рублей, где цена единицы ≤ 300 тыс. рублей).
13. Отчетность
- Заказчики обязаны формировать и размещать в ЕИС отчет об объеме закупок товаров российского происхождения.
- Отчет формируется автоматически на основе данных реестра контрактов и должен быть подписан усиленной электронной подписью до 1 февраля следующего года.
14. Дополнительные моменты
- Для транспортных средств предусмотрены специальные диапазоны габаритных размеров при сравнении товаров.
- При необходимости можно представить дополнительные документы для подтверждения происхождения товара после заключения договора, но до приемки товара.
- Недопустимо представлять такие документы уже после приемки товара, так как это противоречит закону.
Данный порядок направлен на защиту внутреннего рынка, стимулирование использования российской продукции и создание четкой системы контроля за закупками. Он регулирует порядок применения запретов, ограничений, преимуществ и минимальной доли для различных категорий заказчиков и товаров.