Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Письмо Минфина о применении национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами ю

Участникам контрактной системы в сфере закупок

Заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации

В связи с поступлением вопросов о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление № 1875), разработанного Минфином России совместно с федеральными органами исполнительной власти во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 августа 2024 г. № ДГ-П13-27596 и решений, содержащихся в протоколах совещаний в Аппарате Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2024 г. № П13-61пр и от 13 ноября 2024 г. № АУ-П9-30пр, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктами 4.6.1 и 4.6.2 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. № 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.

скачать (PDF, 0.61 MB) ⬅️ текст письма

О применении Постановления № 1875

1. Общие положения

  • Федеральное правительство ввело меры для предоставления национального режима при закупках товаров, работ и услуг (ТРУ) для государственных и муниципальных нужд.
  • Основные меры:
  • Запрет закупок ТРУ иностранного происхождения.
  • Ограничение закупок ТРУ иностранного происхождения.
  • Преимущество для ТРУ российского происхождения.
  • Минимальная обязательная доля закупок российских товаров.

2. Применение мер

  • Запрет: Касается товаров из перечня № 1, включая промышленные товары, программное обеспечение и аудиторские/консультационные услуги.
  • Ограничение: Касается товаров из перечня № 2, включая промышленные товары, медицинские изделия, лекарственные препараты и пищевые продукты.
  • Преимущество: Предусматривается для товаров, не указанных в перечнях № 1 и № 2, за исключением лекарственных препаратов из позиции 433 перечня № 2.
  • Минимальная доля: Применяется только к отдельным заказчикам (например, хозяйственным обществам).

3. Группировка заказчиков

  • Первая группа: Заказчики по Закону № 44-ФЗ и большинство заказчиков по Закону № 223-ФЗ. Для них применяются все четыре меры (запрет, ограничение, преимущество, минимальная доля).
  • Вторая группа: Хозяйственные общества, осуществляющие закупки для специальных целей (например, оборонный заказ, использование атомной энергии). Для них применяется минимальная доля, а запрет, ограничение и преимущество действуют только в особых случаях.
  • Третья группа: Остальные хозяйственные общества. Для них действует только минимальная доля.

4. Подтверждение страны происхождения

  • Для подтверждения российского происхождения товаров или программного обеспечения используется номер реестровой записи из соответствующих реестров:
  • Реестра российской промышленной продукции.
  • Реестра российского программного обеспечения.
  • Если товар производится в России, но не включен в реестры, его происхождение считается неподтвержденным, и он участвует в закупке как иностранный товар.

5. Особенности применения мер

5.1. Запрет

  • Применяется ко всем способам определения поставщика, включая закупки у единственного поставщика.
  • Если объект закупки содержит товары из перечня № 1, заявка с предложением иностранных товаров отклоняется.

5.2. Ограничение

  • Применяется только при конкурсных закупках.
  • Если есть предложение российского товара, заявка с предложением иностранного товара отклоняется.

5.3. Преимущество

  • Применяется, если объект закупки включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях № 1 и № 2.
  • Предложение российского товара получает снижение ценового предложения на 15%.

5.4. Минимальная доля

  • Устанавливается для отдельных заказчиков, таких как хозяйственные общества.
  • Не применяется к конкурентным закупкам, где действуют другие меры.

6. Рассмотрение сложных случаев

  • Если объект закупки объединяет товары из разных перечней (№ 1, № 2 и не входящие в них), меры применяются дифференцированно:
  • Для товаров из перечня № 1 — запрет.
  • Для товаров из перечня № 2 — ограничение.
  • Для остальных товаров — преимущество.
  • В случае отсутствия производства российского товара, характеристики могут не указываться, но заказчик должен декларировать невозможность их использования.

7. Переходные положения

  • До 01.09.2025 допускается использование сертификатов о происхождении товаров (форма СТ-1) для подтверждения российского происхождения некоторых групп товаров.
  • Для медицинских изделий (позиции 400–432 перечня № 2) временно не требуются номера реестровых записей.

8. Закупки в рамках гособоронзаказа

  • Запрещаются закупки товаров из иностранных государств для выполнения мероприятий гособоронзаказа.
  • Если запрет не применяется (по причине отсутствия российского производства), используются ограничение или преимущество в зависимости от категории товара.

9. Лекарственные препараты

  • Меры ограничения и преимущества применяются только к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам (ЖНВЛП).
  • Для других лекарственных препаратов и ветеринарных средств меры не действуют.

10. Определение начальной цены контракта

  • При расчете начальной цены контракта учитываются только товары, происходящие из стран ЕАЭС.
  • Если товар не указан в реестре российской промышленной продукции, его цена рассчитывается как иностранный товар.

11. Процесс выдачи разрешений

  • Разрешение на закупку иностранного товара выдается Минпромторгом России через ГИСП (gisp.gov.ru).
  • Процесс включает:
  1. Подача заявки с указанием характеристик товара.
  2. Проверка соответствия требованиям в течение 5 рабочих дней.
  3. Если аналог российского товара найден, запрос направляется производителям.
  4. Разрешение выдается, если производители не подтверждают возможность поставки аналога.
  • Разрешение действует 18 месяцев и распространяется только на одну закупку.

12. Исключения из правил

  • Запрет и ограничение не применяются:
  • Для тест-полосок для определения глюкозы в крови.
  • Для запчастей и материалов к существующему оборудованию.
  • Для спортивного оружия и боеприпасов высших достижений.
  • Для малых закупок (до 300 тыс. рублей или общая сумма до 1 млн рублей, где цена единицы ≤ 300 тыс. рублей).

13. Отчетность

  • Заказчики обязаны формировать и размещать в ЕИС отчет об объеме закупок товаров российского происхождения.
  • Отчет формируется автоматически на основе данных реестра контрактов и должен быть подписан усиленной электронной подписью до 1 февраля следующего года.

14. Дополнительные моменты

  • Для транспортных средств предусмотрены специальные диапазоны габаритных размеров при сравнении товаров.
  • При необходимости можно представить дополнительные документы для подтверждения происхождения товара после заключения договора, но до приемки товара.
  • Недопустимо представлять такие документы уже после приемки товара, так как это противоречит закону.
Данный порядок направлен на защиту внутреннего рынка, стимулирование использования российской продукции и создание четкой системы контроля за закупками. Он регулирует порядок применения запретов, ограничений, преимуществ и минимальной доли для различных категорий заказчиков и товаров.