Лимиты и государственная политика
• Годовой лимит закупок у субъектов малого предпринимательства составляет 25% от совокупного годового объёма закупок заказчика.
• Государство предоставляет дополнительные льготы и возможности для субъектов малого предпринимательства.
Нарушения при проведении закупок
• Основные нарушения: несвоевременная отчётность, ошибки в отчётах, нарушения при проведении закупочных процедур.
• Нарушения связаны с предоставлением преимуществ, нарушением сроков оплаты и возврата обеспечения.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
• Критерии включают среднесписочную численность, доход и долю участия в уставном капитале.
• Индивидуальные предприниматели и самозанятые не относятся к субъектам малого предпринимательства.
Единый реестр субъектов малого предпринимательства
• Реестр ведёт федеральная налоговая служба, информация доступна на её сайте.
• Реестр показывает распределение субъектов по регионам, с большим количеством в Москве и Санкт-Петербурге.
Подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства
• Ранее использовались декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, но теперь достаточно информации в едином реестре.
Требования к участникам закупок
• Заказчик не может требовать дополнительные документы для подтверждения принадлежности к СМСП.
• Участник отмечает статус в личном кабинете электронной торговой площадки.
• Оператор проверяет статус участника на этапе подачи заявки.
Отклонение заявок
• Если заявка не проходит проверку, оператор возвращает её.
• Заказчик не должен отклонять заявки на этапе рассмотрения, если нет веских оснований.
• На этапе заключения контракта можно предпринимать действия, если организация не является СМСП.
Социально ориентированные некоммерческие организации
• Социально ориентированные некоммерческие организации должны предоставлять декларацию в составе заявки.
• Декларация должна быть прописана в документации закупки.
• Примеры решений ФАС показывают важность указания декларации.
Региональное законодательство
• В Москве закупки до 20 млн рублей должны проводиться у СМСП.
• Перечень товаров, работ и услуг, не требующих ограничений, периодически обновляется.
Механизмы закупок
• Механизм 1: закупки до 20 млн рублей проводятся с преимуществом для СМСП.
• Механизм 2: закупки свыше 20 млн рублей требуют привлечения субподрядчиков из числа СМСП.
Механизм 2: привлечение субподрядчиков
• Заказчик должен задать объём привлечения субподрядчиков не менее 5% от цены контракта.
• Субподрядчики должны предоставить декларацию о принадлежности к СМСП в течение 5 рабочих дней.
• Декларация должна быть подписана уполномоченным лицом и заверена печатью.
Замена исполнителя и оплата
• Замена исполнителя возможна без согласия заказчика, но исполнитель должен предоставить документы в течение 5 дней.
• Оплата должна производиться своевременно, исполнитель должен предоставить документы об оплате и приёмке в течение 10 дней.
Сроки оплаты и ответственность
• Срок оплаты по механизму номер 2 составляет 7 рабочих дней с момента отгрузки.
• Исполнитель несёт гражданско-правовую ответственность за непредоставление документов и не привлечение субподрядчиков.
Ответственность заказчика
• Заказчик несёт ответственность за непривлечение поставщика к ответственности за нарушения.
• Вводится новый вид ответственности за непривлечение поставщика к ответственности.
Практика контролёров
• Формальные ошибки в контрактах могут привести к ответственности.
• Привлечение субподрядчиков не требуется, если победитель является СМП или СОНКО.
• Минфин выпустил письмо, разъясняющее, что если поставщик перестал быть СМП, он не обязан привлекать субподрядчиков.
Договор поставки и привлечение субподрядчиков
• Договор поставки не подтверждает привлечение субподрядчиков.
• Верховный суд и ФАС России имеют единую позицию по этому вопросу.
Ответственность за нарушения
• Поставщик должен оповестить заказчика о привлечении субподрядчиков и предоставить документы.
• За непредоставление документов предусмотрены штрафы.
Штрафы за нарушения в закупках
• Участник привлёк субподрядчика без документов, что привело к штрафу почти на 600 000 ₽.
• Суд не снизил штраф, несмотря на несоразмерность.
• Важно соблюдать постановление 14 66 как со стороны заказчика, так и со стороны победителя.
Антидемпинговые меры при закупках среди СМП и СОНО
• Участник освобождается от обеспечения исполнения контракта при наличии сведений из реестра контрактов.
• Размер обеспечения не может быть меньше 10% от цены контракта.
• Выплата аванса не осуществляется при демпинге.
Ограничение участия СМП и СОНО в закупках
• Квота по СМП и СОНО не работает, если в сфере деятельности заказчика нет таких участников.
• Субподрядчиков можно привлекать для различных задач, включая составление документации.
Штрафы и ответственность за нарушения в закупках
• Штрафы за несоблюдение норм закупок увеличены до 60 000 ₽ на должностное лицо.
• Вводятся новые штрафы за неверный выбор способа закупки, несоблюдение объёма закупок и нарушение срока заключения контракта.
• Заказчики должны применять меры ответственности к нарушителям контракта.
Изменения в КоАП по 223
• Новые штрафы за неправомерные требования к участникам закупки
• Новые штрафы за несоблюдение объёма закупок у СМП
• Новые штрафы за нарушение сроков заключения договора
Штрафы за ошибки в отчётах
• Штрафы за ошибки в реестровых записях
• Штрафы за несвоевременное размещение отчёта
Ответственность за несвоевременную оплату
• Штрафы за несвоевременную оплату по контракту
• Дисквалификация за повторное нарушение срока оплаты
• Срок оплаты начинается с момента подписания документа о приёмке
Письмо ФАС России от 2019 года
• Отсутствие состава административного правонарушения при отсутствии лимитов бюджетных обязательств
• Пример из практики ярославского УФАС России
Определение конституционного суда
• Комиссия обязана использовать все доступные меры проверки информации в заявке
• Комиссия обязана отклонить заявку, а не проставить 0 баллов
Рекомендации ФАС России
• Усиленное внимание к недостоверным сведениям в заявках
• Рекомендации по проверке достоверности сведений через официальные источники информации
Выявление недостоверной информации
• При выявлении недостоверной информации в закупках, информация направляется в правоохранительные органы.
• Возбуждение уголовного дела по части 5 статьи 327 УК РФ не требуется.
Реестр недостоверных сведений
• В 2024 году создан реестр недостоверных сведений, представленный участниками закупок.
• Реестр публикуется на сайте ФАС России и содержит сведения о конкретных документах и контрагентах.
Рекомендации для заказчиков
• Заказчики должны проверять контракты на наличие в реестре.
• Если контрагент предоставил недостоверные сведения, контракт должен быть отклонен.
Ответственность за нарушения
• За нарушение правил закупок предусмотрена ответственность, включая штрафы.
• Отчёт об объёме закупок должен быть размещён до 1 апреля 2025 года.
Правила оформления отчёта
• Отчёт составляется в форме электронного документа и подписывается квалифицированной электронной подписью.
• Изменения в форму отчёта внесены с 1 января 2025 года.
Исключения для размещения отчёта
• Заказчики минобороны, внешней разведки, ФСБ, Росгвардии и некоторые другие не размещают отчёт.
• Организации, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, также не размещают отчёт.
• Информация, составляющая гостайну, не указывается в отчёте.
Алгоритм размещения отчёта
• Входим в личный кабинет, выбираем блок отчётов, берём тип отчёта.
• Готовим отчёт, проверяем все графы, подписываем и размещаем в единый информационный системе.
• Отчёт отображается на странице перечня отчётов.
Заполнение отчёта
• Отчёт содержит 3 раздела: сведения о заказчике, информация об объёме закупок, информация о заключённых контрактах.
• В 1 разделе указывается код территории нахождения заказчика.
• В 2 разделе заполняется информация об объёме закупок в тысячах рублей.
• В 3 разделе указываются суммы оплаты по контрактам.
Особенности расчёта с гос
• Сгос включает контракты, исполненные в текущем году.
• Контракты, заключённые в конце года, входят в сгос следующего года.
• Контракты для нужд обороны и безопасности государства не учитываются.
Нововведения в законодательстве
• Часть 71 статьи 112 44 федерального закона касается медучреждений.
• Закупки у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным 46 федеральным законом, теперь регулируются правительством РФ.
• Госдума приняла законопроект о внесении изменений в законодательные акты в части поддержки экономики.
Изменения в расчёте сгоз
• Исключены закупки, установленные правительством РФ
• Порядок применения: если закупки у ед. поставщика, то они исключаются из расчёта сгоз
• Порядок применения: если закупки у ед. поставщика, то они исключаются из расчёта сгоз
Проведение закупок ует поставщика
• Если все закупки ует поставщика, то остаётся обязанность сформировать отчёт
• Отчёт должен быть размещён, иначе штраф 50 000 ₽
Практика судов
• Суды негативно смотрят на проведение всех закупок у смп и сонко
• Пример: постановление 9 кассационного суда
Региональные особенности
• Обязаны проводить закупки у смп и сонко в соответствии с региональным законодательством
• Пример: Москва, до 20 000 000 ₽, если товар не входит в перечень исключений
Проблема дробления
• Дробление закупок ует поставщика может привести к претензиям
• Рекомендуется проводить конкурентные процедуры
Расчёт с гос от цены контракта или кассового расхода
• Объём рассчитывается от фактически уплаченных денежных средств
• Пример: контракты, заключённые отток, не исполняются
Заполнение отчёта
• Раздел 2: общий объём финобеспечения, за исключением гостайны
• Раздел 3: уникальные номера реестровой записи, контракты, заключённые по статье 30
Проверка и размещение отчёта
• Проверка и сохранение отчёта
• Подписание отчёта квалифицированной электронной подписью
• Размещение отчёта в единой информационной системе
Публикация отчётов
• Проверьте, опубликован ли отчёт, если нет, исправьте ошибки и подпишите.
• Не ждите до последних дней марта, чтобы избежать перегрузки системы.
• Подготовьте отчёты заранее, чтобы избежать ошибок и проблем.
Организация закупок у СМП
• Включайте закупки у СМП в план и проводите их конкурентным способом.
• Избегайте неконкурентных закупок, чтобы снизить коррупционные риски.
• Набирайте квоту закупок у СМП до конца года.
Коррупционные риски и конкурентные закупки
• Конкурентные закупки снижают риски ответственности и коррупции.
• Контролёры проверяют конкурентные процедуры, а не единичные закупки.
• Старайтесь избегать единичных закупок, чтобы избежать проблем.
Реестр недостоверных сведений
• Реестр недостоверных сведений находится на сайте ФАС России.
• Можно найти реестр в Google или Яндексе и скачать его в виде экселевского файла.
Формирование отчетности по закупкам у СМП
• Кредиторка входит в гос.
• Закупки у единственного поставщика не учитываются в отчёте.
• Если все закупки у СМП, в отчёте будут нули.
Учет контрактов при формировании отчета в ЕИС
• Контракты учитываются по исполненным суммам.
• Если контракт заключен в январе 25 года, учитывается сумма 25 года.
• Если контракт заключен в декабре 24 года, учитывается сумма 24 года.
Проблемы с сохранением контрактов в ЕИС
• Контракты могут быть подгружены в разные разделы.
• Техническая поддержка предлагает удалить повторяющиеся реестровые записи.
• Рекомендуется фиксировать ошибки и обращаться в техподдержку.
Кредиторка и дополнительные вопросы
• Кредиторка включается в гос. в зависимости от даты оплаты.
• Максимальная доля привлечения СМП минимальная.
• Заказчик может проводить все конкурентные закупки только для СМП.
Письмо Свердловской области
• С гос. берется из бухгалтерской формы.
• Сумма гос. складывается из контрактов, исполненных в текущем году.
• Контракты, заключенные в предыдущем году, учитываются в текущем году.
Контракт, не исполненный в 24 году
• Контракт, не исполненный в 24 году, учитывается в 25 году.
• Оплата будет проходить в 25 году, что учитывается в гос. 25 года.