Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
статьи госзаказ

Выполнение квот по закупке у СМП и СОНКО по 44-ФЗ. Подготовка отчётов.

Лимиты и государственная политика

• Годовой лимит закупок у субъектов малого предпринимательства составляет 25% от совокупного годового объёма закупок заказчика.  
• Государство предоставляет дополнительные льготы и возможности для субъектов малого предпринимательства.  

Нарушения при проведении закупок

• Основные нарушения: несвоевременная отчётность, ошибки в отчётах, нарушения при проведении закупочных процедур.  
• Нарушения связаны с предоставлением преимуществ, нарушением сроков оплаты и возврата обеспечения.  

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

• Критерии включают среднесписочную численность, доход и долю участия в уставном капитале.  
• Индивидуальные предприниматели и самозанятые не относятся к субъектам малого предпринимательства.  

Единый реестр субъектов малого предпринимательства

• Реестр ведёт федеральная налоговая служба, информация доступна на её сайте.  
• Реестр показывает распределение субъектов по регионам, с большим количеством в Москве и Санкт-Петербурге.  

Подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства

• Ранее использовались декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, но теперь достаточно информации в едином реестре.  

Требования к участникам закупок

• Заказчик не может требовать дополнительные документы для подтверждения принадлежности к СМСП.  
• Участник отмечает статус в личном кабинете электронной торговой площадки.  
• Оператор проверяет статус участника на этапе подачи заявки.  

Отклонение заявок

• Если заявка не проходит проверку, оператор возвращает её.  
• Заказчик не должен отклонять заявки на этапе рассмотрения, если нет веских оснований.  
• На этапе заключения контракта можно предпринимать действия, если организация не является СМСП.  

Социально ориентированные некоммерческие организации

• Социально ориентированные некоммерческие организации должны предоставлять декларацию в составе заявки.  
• Декларация должна быть прописана в документации закупки.  
• Примеры решений ФАС показывают важность указания декларации.  

Региональное законодательство

• В Москве закупки до 20 млн рублей должны проводиться у СМСП.  
• Перечень товаров, работ и услуг, не требующих ограничений, периодически обновляется.  

Механизмы закупок

• Механизм 1: закупки до 20 млн рублей проводятся с преимуществом для СМСП.  
• Механизм 2: закупки свыше 20 млн рублей требуют привлечения субподрядчиков из числа СМСП.  

Механизм 2: привлечение субподрядчиков

• Заказчик должен задать объём привлечения субподрядчиков не менее 5% от цены контракта.  
• Субподрядчики должны предоставить декларацию о принадлежности к СМСП в течение 5 рабочих дней.  
• Декларация должна быть подписана уполномоченным лицом и заверена печатью.  

Замена исполнителя и оплата

• Замена исполнителя возможна без согласия заказчика, но исполнитель должен предоставить документы в течение 5 дней.  
• Оплата должна производиться своевременно, исполнитель должен предоставить документы об оплате и приёмке в течение 10 дней.  

Сроки оплаты и ответственность

• Срок оплаты по механизму номер 2 составляет 7 рабочих дней с момента отгрузки.  
• Исполнитель несёт гражданско-правовую ответственность за непредоставление документов и не привлечение субподрядчиков.  

Ответственность заказчика

• Заказчик несёт ответственность за непривлечение поставщика к ответственности за нарушения.  
• Вводится новый вид ответственности за непривлечение поставщика к ответственности.  

Практика контролёров

• Формальные ошибки в контрактах могут привести к ответственности.  
• Привлечение субподрядчиков не требуется, если победитель является СМП или СОНКО.  
• Минфин выпустил письмо, разъясняющее, что если поставщик перестал быть СМП, он не обязан привлекать субподрядчиков.  

Договор поставки и привлечение субподрядчиков

• Договор поставки не подтверждает привлечение субподрядчиков.  
• Верховный суд и ФАС России имеют единую позицию по этому вопросу.  

Ответственность за нарушения

• Поставщик должен оповестить заказчика о привлечении субподрядчиков и предоставить документы.  
• За непредоставление документов предусмотрены штрафы.  

Штрафы за нарушения в закупках

• Участник привлёк субподрядчика без документов, что привело к штрафу почти на 600 000 ₽.  
• Суд не снизил штраф, несмотря на несоразмерность.  
• Важно соблюдать постановление 14 66 как со стороны заказчика, так и со стороны победителя.  

Антидемпинговые меры при закупках среди СМП и СОНО

• Участник освобождается от обеспечения исполнения контракта при наличии сведений из реестра контрактов.  
• Размер обеспечения не может быть меньше 10% от цены контракта.  
• Выплата аванса не осуществляется при демпинге.  

Ограничение участия СМП и СОНО в закупках

• Квота по СМП и СОНО не работает, если в сфере деятельности заказчика нет таких участников.  
• Субподрядчиков можно привлекать для различных задач, включая составление документации.  

Штрафы и ответственность за нарушения в закупках

• Штрафы за несоблюдение норм закупок увеличены до 60 000 ₽ на должностное лицо.  
• Вводятся новые штрафы за неверный выбор способа закупки, несоблюдение объёма закупок и нарушение срока заключения контракта.  
• Заказчики должны применять меры ответственности к нарушителям контракта.  

Изменения в КоАП по 223

• Новые штрафы за неправомерные требования к участникам закупки  
• Новые штрафы за несоблюдение объёма закупок у СМП  
• Новые штрафы за нарушение сроков заключения договора  

Штрафы за ошибки в отчётах

• Штрафы за ошибки в реестровых записях  
• Штрафы за несвоевременное размещение отчёта  

Ответственность за несвоевременную оплату

• Штрафы за несвоевременную оплату по контракту  
• Дисквалификация за повторное нарушение срока оплаты  
• Срок оплаты начинается с момента подписания документа о приёмке  

Письмо ФАС России от 2019 года

• Отсутствие состава административного правонарушения при отсутствии лимитов бюджетных обязательств  
• Пример из практики ярославского УФАС России  

Определение конституционного суда

• Комиссия обязана использовать все доступные меры проверки информации в заявке  
• Комиссия обязана отклонить заявку, а не проставить 0 баллов  

Рекомендации ФАС России

• Усиленное внимание к недостоверным сведениям в заявках  
• Рекомендации по проверке достоверности сведений через официальные источники информации  

Выявление недостоверной информации

• При выявлении недостоверной информации в закупках, информация направляется в правоохранительные органы.  
• Возбуждение уголовного дела по части 5 статьи 327 УК РФ не требуется.  

Реестр недостоверных сведений

• В 2024 году создан реестр недостоверных сведений, представленный участниками закупок.  
• Реестр публикуется на сайте ФАС России и содержит сведения о конкретных документах и контрагентах.  

Рекомендации для заказчиков

• Заказчики должны проверять контракты на наличие в реестре.  
• Если контрагент предоставил недостоверные сведения, контракт должен быть отклонен.  

Ответственность за нарушения

• За нарушение правил закупок предусмотрена ответственность, включая штрафы.  
• Отчёт об объёме закупок должен быть размещён до 1 апреля 2025 года.  

Правила оформления отчёта

• Отчёт составляется в форме электронного документа и подписывается квалифицированной электронной подписью.  
• Изменения в форму отчёта внесены с 1 января 2025 года.  

Исключения для размещения отчёта

• Заказчики минобороны, внешней разведки, ФСБ, Росгвардии и некоторые другие не размещают отчёт.  
• Организации, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, также не размещают отчёт.  
• Информация, составляющая гостайну, не указывается в отчёте.  

Алгоритм размещения отчёта

• Входим в личный кабинет, выбираем блок отчётов, берём тип отчёта.  
• Готовим отчёт, проверяем все графы, подписываем и размещаем в единый информационный системе.  
• Отчёт отображается на странице перечня отчётов.  

Заполнение отчёта

• Отчёт содержит 3 раздела: сведения о заказчике, информация об объёме закупок, информация о заключённых контрактах.  
• В 1 разделе указывается код территории нахождения заказчика.  
• В 2 разделе заполняется информация об объёме закупок в тысячах рублей.  
• В 3 разделе указываются суммы оплаты по контрактам.  

Особенности расчёта с гос

• Сгос включает контракты, исполненные в текущем году.  
• Контракты, заключённые в конце года, входят в сгос следующего года.  
• Контракты для нужд обороны и безопасности государства не учитываются.  

Нововведения в законодательстве

• Часть 71 статьи 112 44 федерального закона касается медучреждений.  
• Закупки у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным 46 федеральным законом, теперь регулируются правительством РФ.  
• Госдума приняла законопроект о внесении изменений в законодательные акты в части поддержки экономики.  

Изменения в расчёте сгоз

• Исключены закупки, установленные правительством РФ
• Порядок применения: если закупки у ед. поставщика, то они исключаются из расчёта сгоз

Проведение закупок ует поставщика

• Если все закупки ует поставщика, то остаётся обязанность сформировать отчёт  
• Отчёт должен быть размещён, иначе штраф 50 000 ₽  

Практика судов

• Суды негативно смотрят на проведение всех закупок у смп и сонко  
• Пример: постановление 9 кассационного суда  

Региональные особенности

• Обязаны проводить закупки у смп и сонко в соответствии с региональным законодательством  
• Пример: Москва, до 20 000 000 ₽, если товар не входит в перечень исключений  

Проблема дробления

• Дробление закупок ует поставщика может привести к претензиям  
• Рекомендуется проводить конкурентные процедуры  

Расчёт с гос от цены контракта или кассового расхода

• Объём рассчитывается от фактически уплаченных денежных средств  
• Пример: контракты, заключённые отток, не исполняются  

Заполнение отчёта

• Раздел 2: общий объём финобеспечения, за исключением гостайны  
• Раздел 3: уникальные номера реестровой записи, контракты, заключённые по статье 30  

Проверка и размещение отчёта

• Проверка и сохранение отчёта  
• Подписание отчёта квалифицированной электронной подписью  
• Размещение отчёта в единой информационной системе  

Публикация отчётов

• Проверьте, опубликован ли отчёт, если нет, исправьте ошибки и подпишите.  
• Не ждите до последних дней марта, чтобы избежать перегрузки системы.  
• Подготовьте отчёты заранее, чтобы избежать ошибок и проблем.  

Организация закупок у СМП

• Включайте закупки у СМП в план и проводите их конкурентным способом.  
• Избегайте неконкурентных закупок, чтобы снизить коррупционные риски.  
• Набирайте квоту закупок у СМП до конца года.  

Коррупционные риски и конкурентные закупки

• Конкурентные закупки снижают риски ответственности и коррупции.  
• Контролёры проверяют конкурентные процедуры, а не единичные закупки.  
• Старайтесь избегать единичных закупок, чтобы избежать проблем.  

Реестр недостоверных сведений

• Реестр недостоверных сведений находится на сайте ФАС России.  
• Можно найти реестр в Google или Яндексе и скачать его в виде экселевского файла.  

Формирование отчетности по закупкам у СМП

• Кредиторка входит в гос.  
• Закупки у единственного поставщика не учитываются в отчёте.  
• Если все закупки у СМП, в отчёте будут нули.  

Учет контрактов при формировании отчета в ЕИС

• Контракты учитываются по исполненным суммам.  
• Если контракт заключен в январе 25 года, учитывается сумма 25 года.  
• Если контракт заключен в декабре 24 года, учитывается сумма 24 года.  

Проблемы с сохранением контрактов в ЕИС

• Контракты могут быть подгружены в разные разделы.  
• Техническая поддержка предлагает удалить повторяющиеся реестровые записи.  
• Рекомендуется фиксировать ошибки и обращаться в техподдержку.  

Кредиторка и дополнительные вопросы

• Кредиторка включается в гос. в зависимости от даты оплаты.  
• Максимальная доля привлечения СМП минимальная.  
• Заказчик может проводить все конкурентные закупки только для СМП.  

Письмо Свердловской области

• С гос. берется из бухгалтерской формы.  
• Сумма гос. складывается из контрактов, исполненных в текущем году.  
• Контракты, заключенные в предыдущем году, учитываются в текущем году.  

Контракт, не исполненный в 24 году

• Контракт, не исполненный в 24 году, учитывается в 25 году.  
• Оплата будет проходить в 25 году, что учитывается в гос. 25 года.