Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ/275-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Изменения в обосновании цен по ГОЗ в 2025 году: новые требования к отчетной калькуляции и заключению военпредов

Уточнены правила обоснования цен в гособоронзаказе: что изменилось для поставщиков

С 22 сентября 2025 года вступают в силу изменения в правилах формирования и обоснования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (ГОЗ). Постановление Правительства РФ № 1454, подписанное 20 сентября, вносит поправки в ключевой документ, регулирующий ценообразование в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) — Положение, утвержденное постановлением № 1465.
Нововведения конкретизируют перечень документов, которые исполнитель должен предоставить для обоснования предложенной цены при использовании затратного метода, метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат. Основные изменения касаются требований к отчетной калькуляции и заключению военного представителя.

Ключевое изменение №1: Согласование отчетной калькуляции с военпредом

Пункт 37 Положения № 1465, который содержит исчерпывающий перечень документов для обоснования цены, был скорректирован в нескольких подпунктах.
Раньше требование о предоставлении отчетной калькуляции затрат на ранее поставленную продукцию (или ее аналог) носило общий характер.
Теперь норма уточнена: представленная отчетная калькуляция должна быть согласована с военным представительством Минобороны России или иного госзаказчика, которое уполномочено осуществлять деятельность в организации-поставщике.
Важный нюанс: Это требование распространяется не на всю продукцию, а только на ту, которая:
  • Имеет утвержденную (согласованную) государственным заказчиком нормативно-техническую документацию (НТД).
  • Исключение: Продукция, поставляемая по заказам Госкорпорации «Роскосмос» в рамках мероприятий в области космической деятельности, от этого требования освобождена.
  • Для ядерного оружейного комплекса: Правило действует для продукции с утвержденной НТД, по которой контрактом предусмотрены контроль качества и приемка военным представителем.
Аналогичные уточнения внесены в подпункт «ж» пункта 37, касающийся отчетной калькуляции затрат на производство ранее поставленной продукции.

Ключевое изменение №2: Унификация правил для заключения о цене

Существенно изменен подпункт «и» пункта 37, регулирующий предоставление заключения о цене от военного представителя.
Раньше порядок и случаи представления этого документа могли трактоваться неоднозначно.
Теперь требования унифицированы и приведены в соответствие с другими пунктами Положения. Заключение о цене представляется согласно четкому порядку, установленному пунктом 37.1 Положения, и требуется для продукции:
  1. Для серийных поставок: Продукция, имеющая утвержденную НТД (за исключением продукции «Роскосмоса»).
  2. Для НИОКР: Продукция, по которой утверждено тактико-техническое (техническое) задание (за исключением продукции «Роскосмоса»).
  3. Для ядерного оружейного комплекса: Продукция с утвержденной НТД, по которой контрактом предусмотрены (или планируются) контроль качества и приемка военным представителем.

Практические последствия для предприятий ОПК

  1. Усиление роли военных представительств. Новые правила законодательно закрепляют ключевую роль военпредов не только в контроле качества, но и в процессе ценообразования на ранних стадиях. Их согласование становится обязательным элементом подготовки документов для обоснования цены.
  2. Повышение прозрачности и обоснованности затрат. Необходимость согласования отчетной калькуляции с военным представителем направлена на повышение достоверности данных о фактических затратах и борьбу с завышением цен. Военпред, находящийся на предприятии, имеет доступ к первичной документации и может более объективно оценить обоснованность затрат.
  3. Четкое разграничение для «Роскосмоса». Установленные исключения для госкорпорации «Роскосмос» подтверждают ее особый статус в системе ГОЗ и наличие собственных, внутрикорпоративных процедур контроля и ценообразования.
  4. Переходный период. Федеральные органы исполнительной власти, «Росатом» и «Роскосмос» обязаны в течение 6 месяцев привести свои подзаконные акты в соответствие с новым постановлением. Это означает, что в ближайшее время могут быть обновлены ведомственные инструкции и методические рекомендации.

Заключение

Внесенные поправки являются частью продолжающейся работы Правительства РФ по совершенствованию и ужесточению контроля за ценообразованием в сфере ГОЗ. Основной вектор изменений — усиление ведомственного контроля на этапе формирования цены и повышение ответственности поставщиков за достоверность предоставляемых данных.
Что делать предприятиям ОПК?
  • Ознакомиться с текстом постановления № 1454.
  • Наладить эффективное взаимодействие с военными представительствами по вопросам согласования отчетных калькуляций на стадии подготовки к заключению контрактов.
  • Ожидать обновления внутренних инструкций от государственных заказчиков в течение установленного 6-месячного срока.
  • Уделять повышенное внимание корректности и прозрачности формируемой отчетной калькуляции, так как она становится ключевым документом, проходящим внешнее согласование.