Новости учебного центра_______

Письмо Минфина России и Минтранса России об определении начальной (максимальной) цены контракта на осуществление регулярных перевозок

Информационное письмо Минфина России и Министерства транспорта РФ от 2 февраля 2024 г. №№ 24-01-07/9128, АК-Д3-22/2123 “Об определении начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, об изменении существенных условий такого контракта”

В связи с поступлением вопросов исполнительных органов субъектов Российской Федерации, касающихся определения начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) при осуществлении в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам (далее - регулярные перевозки), а также изменения существенных условий контрактов на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок, Минфин России и Минтранс России сообщают следующее.

1. Об определении НМЦК при закупках в сфере регулярных перевозок.

Частью 22 статьи 22 Закона N 44-ФЗ установлены полномочия Правительства Российской Федерации на определение сферы закупок, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, а также на определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление такого порядка.

В реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2016 г. N 1028 издан приказ Минтранса России от 20 октября 2021 г. N 351 (далее - Приказ N 351), устанавливающий порядок определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок.

Приказ N 351 является нормативным правовым актом, в связи с чем утвержденный им порядок подлежит обязательному применению заказчиками при определении НМЦК при закупках в сфере регулярных перевозок.

2. О финансовом обеспечении закупок в сфере регулярных перевозок.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (пункт 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации) (далее - БК РФ), за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 БК РФ, при которых допускается заключение таких контрактов на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Проекты планов-графиков государственных заказчиков, действующих от имени субъекта Российской Федерации, муниципальных заказчиков, формируются на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, формируемых при составлении проекта бюджетной сметы (бюджетной сметы) таких заказчиков как получателей бюджетных средств (пункт 9 положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 1279).

Бюджетная смета казенного учреждения (обоснования (расчеты) плановых сметных показателей) составляется в пределах доведенных до казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок, предусмотренных при формировании планов-графиков закупок, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (пункт 2 статьи 221 БК РФ). Положения статьи 161 БК РФ об особенностях правового положения казенных учреждений по общему правилу распространяются, в том числе, на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) (пункт 11 статьи 161 БК РФ).

Учитывая, что утвержденный Приказом N 351 порядок носит обязательный характер, во избежание недостаточности финансового обеспечения для осуществления закупок в сфере регулярных перевозок представляется целесообразным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств субъектов Российской Федерации (местного бюджета), государственным заказчикам, действующим от имени соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципальным заказчикам, являющимся получателями бюджетных средств, при планировании соответствующих закупок исходить из объема финансового обеспечения закупок в сфере регулярных перевозок, определяемого с учетом требований Приказа N 351.

При недостаточности доведенных до государственного заказчика, действующего от имени субъекта Российской Федерации, муниципального заказчика, лимитов бюджетных обязательств на закупки в сфере регулярных перевозок, соответствующему заказчику, являющемуся получателем бюджетных средств, целесообразно направить в установленном порядке главному распорядителю (распорядителю) предложение, предусматривающее увеличение объема доведенных до такого получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств до объема, позволяющего осуществить планирование финансового обеспечения закупок в сфере регулярных перевозок в объеме, определенном с учетом требований Приказа N 351.

При невозможности такого увеличения заказчику в целях непревышения доведенных до него лимитов бюджетных обязательств целесообразно рассмотреть вопрос о возможности изменения предусмотренных Приказом N 351 таких параметров расчета НМЦК, которые в соответствии с Приказом N 351 допускается изменить заказчику.

3. Об изменении существенных условий контрактов на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок.

Если при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность исполнения такого контракта на первоначальных условиях, его существенные условия могут быть изменены по соглашению сторон на основании:

решений высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации), местной администрации (если контракт заключен для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования), если контракт заключен на срок не менее чем три года (если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации), не менее одного года (если контракт заключен для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования) и его цена составляет либо превышает размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186 (пункты 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ);

решений высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации), местной администрации (если контракт заключен для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования), если контракт заключен до 1 января 2025 г., вне зависимости от его срока действия и цены (часть 651 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).

Перечень независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, Законом N 44-ФЗ не ограничивается. При этом из положений Закона N 44-ФЗ следует, что для целей изменения существенных условий контракта указанные обстоятельства должны оказывать такое влияние на ход его исполнения, которое приводит к ситуации невозможности дальнейшего исполнения такого контракта одной или обеими его сторонами.

С учетом положений абзаца второго пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации к такой ситуации относится ситуация, при которой стороны не стали бы заключать контракт на содержащихся в нем условиях, если бы они могли предвидеть наступление вышеуказанных обстоятельств.

В период исполнения контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок могут происходить изменения, в том числе, застройки территории, конфигурации улично-дорожной сети, схем организации дорожного движения, показателей транспортного спроса, транспортных корреспонденций населения.

Указанные изменения согласно методическим рекомендациям по разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Минтрансом России от 30 июня 2020 г., являются основанием для внесения изменений в документ планирования регулярных перевозок, который в свою очередь служит непосредственным основанием, в том числе, для изменения маршрутов регулярных перевозок (пункты 4 и 9).

Таким образом, если в период исполнения контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность исполнения такого контракта на содержащихся в нем условиях, в том числе заказчиком в связи с изменением потребности в осуществлении регулярных перевозок (например, вследствие изменения застройки территории, конфигурации улично-дорожной сети, схем организации дорожного движения, показателей транспортного спроса, транспортных корреспонденций населения), существенные условия такого контракта могут быть в установленном порядке изменены на основании пунктов 3 или 4 части 1 статьи 95 либо части 651 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

от Минфина России А.М. Лавров
от Минтранса России А.А. Костюк