Электронные площадки будут передавать данные о ценах на стройресурсы по запросам Минстроя: как заработает новая система мониторинга
Введение
В августе 2025 года Правительство РФ сделало значительный шаг towards повышению прозрачности и эффективности в строительной отрасли. Было принято Постановление № 1260, которое наделяет подведомственное учреждение Минстроя России правом получать от операторов электронных торговых площадок (ЭТП) актуальную информацию о ценах на строительные ресурсы. Этот механизм позволит создать единую систему мониторинга цен, что в перспективе должно привести к более обоснованному ценообразованию в госзакупках и коммерческих закупках по 223-ФЗ. Данная статья предоставляет максимально подробный разбор нового нормативного акта, его целей, механизма работы и практических последствий для всех участников рынка.
1. Суть нововведения: что меняет Постановление № 1260?
Постановление Правительства РФ от 21.08.2025 № 1260 вносит изменения в правила функционирования электронных площадок в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ключевое новшество — создание правового основания для формирования централизованной базы данных о ценах на строительные ресурсы.
Основные положения:
- Субъекты: Операторы электронных торговых площадок, аккредитованных для проведения закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Объекты: Информация о ценах, содержащаяся в контрактах на поставку строительных материалов, изделий, конструкций, техники и оборудования.
- Получатель: Подведомственное учреждение Минстроя России (предположительно, ФАУ «ФЦЦС» — Федеральный центр ценообразования в строительстве).
- Правовой механизм: Передача данных осуществляется не в автоматическом режиме, а по запросам уполномоченного учреждения.
2. Правовая основа и цели нововведения
Нормативная база
- Постановление Правительства РФ от 21.08.2025 № 1260 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления информации о ценах на строительные ресурсы».
- Федеральные законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ, в части регулирования деятельности электронных площадок.
- Единый классификатор строительных ресурсов (ЕКСР), утверждаемый Минстроем России.
Ключевые цели
Повышение обоснованности начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК): Заказчики получат доступ к актуальным рыночным данным для более точного расчета.
Снижение коррупционных рисков: Прозрачность цен затруднит завышение стоимости в сметной документации и контрактах.
Создание объективной статистической базы: Минстрой сможет анализировать динамику цен по регионам, видам ресурсов и времени, что необходимо для корректировки сметных нормативов.
Контроль за рынком: Выявление ценовых сговоров и недобросовестной конкуренции.
Снижение коррупционных рисков: Прозрачность цен затруднит завышение стоимости в сметной документации и контрактах.
Создание объективной статистической базы: Минстрой сможет анализировать динамику цен по регионам, видам ресурсов и времени, что необходимо для корректировки сметных нормативов.
Контроль за рынком: Выявление ценовых сговоров и недобросовестной конкуренции.
3. Механизм работы новой системы: пошаговый алгоритм
Работа системы мониторинга будет выстроена по следующему алгоритму:
Шаг 1: Формирование перечня
Минстрой России утверждает перечень строительных ресурсов, данные о ценах на которые подлежат мониторингу. В этот перечень войдут ключевые позиции: цемент, металлопрокат, железобетонные изделия, кирпич, строительное оборудование и т.д.
Шаг 2: Направление запроса
Подведомственное учреждение Минстроя формирует и направляет запрос операторам ЭТП. В запросе указывается:
- Перечень интересующих строительных ресурсов (с кодами ЕКСР).
- Период, за который запрашиваются данные (например, контракты, заключенные в I квартале 2025 года).
- Формат предоставления информации.
Шаг 3: Обработка запроса площадкой
Оператор ЭТП обязан в установленные сроки обработать запрос и предоставить информацию по всем контрактам, соответствующим критериям запроса. Для этого площадки будут использовать единый классификатор строительных ресурсов (ЕКСР), что обеспечит сопоставимость данных с разных площадок.
Шаг 4: Анализ и использование данных
Минстрой аккумулирует полученные данные, проводит их анализ и формирует отчеты, которые могут быть использованы:
- Для разработки и актуализации федеральных единичных расценок (ФЕР) и территориальных единичных расценок (ТЕР).
- Для публикации официальных индексов изменения сметной стоимости.
- Для методической поддержки заказчиков.
4. Какие площадки и контракты попадают под действие правил?
Электронные площадки
Под действие новых правил подпадают все операторы ЭТП, аккредитованные для проведения закупок в соответствии с:
- Законом № 44-ФЗ (8 федеральных площадок).
- Законом № 223-ФЗ (более 200 коммерческих площадок).
Контракты и информация
Передаче подлежит информация по контрактам, которые включают поставку строительных ресурсов из утвержденного Минстроем перечня. Ключевые данные, которые будут передаваться:
- Наименование строительного ресурса (с кодом ЕКСР).
- Цена за единицу измерения.
- Количество.
- Общая стоимость поставки по контракту.
- Регион поставки.
- Дата заключения контракта.
5. Последствия для участников закупок
Для государственных и корпоративных заказчиков
- Плюсы: Появление надежного инструмента для обоснования НМЦК, снижение риска претензий ФАС и финансового контроля.
- Минусы: Повышение ответственности за обоснованность цены контракта. Необоснованное завышение цены будет легче выявить.
Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
- Плюсы: Создание более здоровой конкурентной среды, где побеждает тот, кто предлагает реальную рыночную цену, а не занижает ее для победы в аукционе.
- Минусы: Сложнее будет обосновать высокую цену в контракте без наличия объективных причин. Ценовая конкуренция усилится.
Для операторов электронных площадок
- Обязанность: Необходимость доработать программное обеспечение для интеграции с классификатором ЕКСР и создания функционала для обработки запросов от Минстроя.
- Расходы: Дополнительные затраты на реализацию новых требований.
- Риски: Административная ответственность за непредоставление информации или ее несвоевременное предоставление.
6. График реализации и дальнейшие перспективы
- Сентябрь-Октябрь 2025: Минстрой России утверждает Единый классификатор строительных ресурсов (ЕКСР) и перечень ресурсов для мониторинга.
- IV квартал 2025 — I квартал 2026: Операторы ЭТП дорабатывают свое ПО для соответствия новым требованиям.
- II квартал 2026: Ожидается начало полноценного функционирования системы — направление первых запросов и получение данных.
Дальнейшие перспективы: В будущем система может быть расширена и трансформирована в автоматический режим передачи данных, а также интегрирована с ГИИС «Ценообразование в строительстве».
Заключение
Принятие Постановления Правительства № 1260 от 21.08.2025 — это логичный и важный этап на пути цифровизации строительной отрасли и повышения эффективности управления государственными и корпоративными расходами. Новая система мониторинга цен на строительные ресурсы позволит получить уникальный массив реальных, а не заявленных данных, что в перспективе должно привести к значительной оптимизации затрат в строительном комплексе России.
Для успешной адаптации к новым условиям всем участникам рынка — от заказчиков до поставщиков и операторов площадок — уже сейчас следует начать изучение новых требований и подготовку к их внедрению в свою практику.