Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости учебного центра Pro-abiliti__

Заказчикам не следует включать в один лот работы из разных позиций доптребований

Заказчик приобретал работы по комплексному обслуживанию помещений, в т. ч. текущему ремонту и уборке. В извещении установили доптребования к опыту техобслуживания зданий, сооружений. Контролерам пожаловались на ограничение конкуренции: - столь крупный лот мешал менее опытным лицам поучаствовать в закупке; - для некоторых видов работ есть отдельные позиции доптребований, хотя в извещении предусмотрели лишь одну из них. Жалобу признали частично обоснованной: - кроме техобслуживания заказчик приобретал работы по текущему ремонту и уборке. Их сметная стоимость выше 1 млн руб., что обязывало применять разные позиции доптребований. При этом устанавливать их по двум или трем позициям нельзя. Это ограничивает число участников; - заказчик составил объект закупки неверно. В один лот объединили работы, которые требуют отличную друг от друга правоспособность. Отметим, в практике есть пример, когда апелляция не увидела нарушения в том, что в извещении установили две позиции доптребований. Решение Московского УФАС России от 19.10.2023 по делу № 077/06/106-14639/2023

РЕШЕНИЕ
по делу №077/06/106-14639/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе
19.10.2023 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее – Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего — главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей:
ГБУ «ГАУИ»: Л.Ю. Корочкивой (дов.№ГАУИ-Д-12/23 от 23.03.2023),
Р.Ю. Копылова (дов.№ГАУИ-Д-13/23 от 23.03.2023),
в отсутствие представителей ИП Чернова Е.В., о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных надлежащим Московским УФАС России, по средствам функционала Единой информационной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу ИП Чернова Е.В. (далее — Заявитель) на действия ГБУ «ГАУИ» (далее — Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений (Закупка №0373200557023000013) (далее — аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые Московским УФАС России, документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявителем обжалуется неправомерное объединение в составе одного лота несвязанных между собой видов работ, что существенно ограничивает количество участников закупочной процедуры, которые не имеют достаточного количества квалифицированного персонала под все виды работ. Ввиду чего в составе жалобы Заявитель отмечает целесообразность дробление лота для возможности увеличения потенциального круга участников.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с положениями технической части закупочной документации Заказчиком закупаются услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерных коммуникаций, оконных и деревянных заполнений, светопрозрачных конструкций, проемов, полов, проведение штукатурно-малярных работ во внутренних помещениях, а также оказание услуг по мойке окон, санитарному содержанию помещений и пр.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В свою очередь представитель Заказчика указал, что услуги, включенные в объект закупки, имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения единой цели по комплексному обслуживанию помещений Заказчика.
Из положений норм Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение требований к объекту закупки, являющимися значимыми для заказчика. При этом такое описание не должно противоречить положениям ст.33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод Заявителя о нарушении описании объекта закупочной процедуры, положений ст.33 Закона о контрактной системы и неправомерном объединении в рамках одного лота работ, несвязанных между собой, в рамках нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В составе жалобы Заявителем указано, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п.14 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее — постановление № 2571), поскольку в рамках сформированного лота также содержатся работы по текущему ремонту, которые соответствуют п.15 Приложения к Постановлению
№2571, а также услуги по уборке помещений, которые соответствуют п.36 Приложения к Постановлению №2571.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановление № 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 05.10.2023 №0373200557023000013 объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений с начальной (максимальной) ценой контракта 28 751 597,52 рублей, при этом к участникам закупочной процедуры предъявлены дополнительные требования на основании п.14 Приложения к Постановлению №2571.
В Приложении к постановлению № 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно позиции 14 Приложения к постановлению № 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Подтверждающими документами сведения являются: исполненный договор; акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Согласно позиции 15 Приложения к постановлению № 2571 при проведении конкурентных процедур по проведению работ по текущему ремонту зданий, сооружений к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, соответствие которым подтверждается наличием у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
При этом если предусмотренные приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее
- единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра.
Согласно позиции 36 Приложения к постановлению № 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пп.«а» п.3 постановления № 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиция приложения к постановлению применяется с учетом положений п.3 постановления № 2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки»;
- позиция 14, 15, 36 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Таким образом, дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение к Постановлению №2571 и в ряде случаев превышает определенную НМЦК.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что положения п.36 Приложения к Постановлению №2571 не учитывались в рамках настоящей закупочной процедуры, поскольку в рамках исполнения обязательств по государственному контракту не предусмотрены работы по уборке территорий Заказчика, ввиду чего услуги по контракту в полной мере не соответствуют услугам, описанным в п.36 Приложения к Постановлению №2571.
В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что согласно сметной документации стоимость оказания услуг по уборке помещений превышает 1 млн. руб., а также стоимость выполнения работ по текущему ремонту превышает 1млн. руб., что свидетельствует о необходимости применения дополнительных требований к участникам закупочной процедуры на основании п.15, п.36 Приложения к Постановлению №2571.
При этом Комиссия Управления обращает внимание, что установление дополнительных требований по двум/трем позициям Приложения к Постановлению № 2571 неправомерно, поскольку, так например, исключает возможность участия в закупке субъектов, обладающих опытом выполнения работ по техническому обслуживанию зданий, и не обладающих опытом оказания услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий и текущему ремонту помещений, что также аналогично по отношению к субъектам, обладающих обратным опытом.
Кроме того, по мнению Комиссии Управления, объединение вышеназванных работ и услуг в один лот приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку указанные работы, услуги образуют отдельную правоспособность участия, предусмотренную либо п.14, либо п.15, либо п.36 Приложения к Постановлению № 2571.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчика ч.6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, при объединении в рамках одного лота работ, требующие отличную друг от друга правоспособность.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления


Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ИП Чернова Е.В. на действия ГБУ «ГАУИ» обоснованной в части неправомерного формирования объекта закупочной процедуры.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ИП Тарков А.А. по делу о нарушении Законодательства о контрактной системе №077/06/106-14583/2023 от 18.10.2023. Кроме того, при исполнении предписания по вышеуказанному делу Заказчику необходимо руководствоваться также позицией контролирующего органа, изложенной в настоящем решении.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.


Председательствующий С.И. Казарин