Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Закупка компьютеров по 44-ФЗ в 2025 году

1. Новые правила национального режима

С 2025 года введены унифицированные правила для 44-ФЗ и 223-ФЗ, направленные на приоритет российской продукции. Для компьютеров это означает:
  • Запрет на закупку иностранных товаров из Перечня №1 (включая радиоэлектронику и ПО).
  • Ограничение допуска иностранных аналогов из Перечня №2 по принципу «второй лишний»: если есть хотя бы одна заявка с российским/евразийским товаром, иностранные предложения отклоняются.
  • 15% преференция для российских товаров при оценке заявок (цена снижается на 15% для сравнения, но контракт заключается по исходной стоимости).
Пример: Если участник предлагает российский компьютер за 100 тыс. руб., при оценке его цена считается как 85 тыс. руб., но контракт подписывается на 100 тыс. руб.

2. Подтверждение происхождения товаров

Для участия в закупках требуется:
  • Номер реестровой записи из Реестра российской промышленной продукции (РРПП) или евразийского реестра.
  • Для радиоэлектронной продукции (компьютеры, серверы) — указание уровня локализации:
  • 1 уровень: полный цикл производства в РФ/ЕАЭС.
  • 2 уровень: частичная сборка.
  • Для программного обеспечения — регистрация в Реестре российского ПО. Иностранное ПО запрещено для объектов КИИ (энергетика, оборона, здравоохранение).
Исключения: Закупка иностранных компьютеров возможна только при отсутствии аналогов в РФ/ЕАЭС и наличии разрешения Минпромторга.

3. Требования к техническому заданию (ТЗ) 813:

  • Характеристики компьютеров должны соответствовать параметрам российских аналогов.
  • Запрещено указывать спецификации, исключающие участие отечественных производителей (например, уникальные стандарты).
  • Обязательное включение требований энергоэффективности (согласно письмам Минфина).

4. Особенности расчета НМЦК

  • Запрет на использование иностранных цен: НМЦК обосновывается только на основе предложений российских поставщиков.
  • Метод сопоставимых рыночных цен: требуется минимум 3 коммерческих предложения от российских производителей.

5. Документы для участия в закупке

  • Реестровая запись РРПП или ЕАЭС с указанием уровня локализации.
  • Сертификат СТ-1 (для переходного периода до августа 2025 года).
  • Декларация о соответствии требованиям энергоэффективности.

6. Ответственность за нарушения

  • Штрафы для заказчиков:
  • До 50 тыс. руб. за неправильный выбор способа закупки .
  • До 100 тыс. руб. за несоблюдение национального режима.
  • Отклонение заявки поставщика при отсутствии подтверждающих документов .

7. Цифровизация закупок

  • С 1 апреля 2025 года все изменения и расторжение контрактов оформляются через ЕИС.
  • Обязательное использование машиночитаемых доверенностей (МЧД) для подписания документов.

Рекомендации для поставщиков

  1. Регистрируйте товары в РРПП до подачи заявки.
  2. Анализируйте перечни №1 и №2 в Постановлении №1875, чтобы избежать отклонения.
  3. Участвуйте в закупках малого объема (ЗМО), где конкуренция ниже, а требования мягче.
  4. Используйте преференции: снижайте цену на 15% для победы в аукционах.

Пример закупки компьютеров

Ситуация: Заказчик проводит аукцион на поставку 50 ноутбуков.
Действия поставщика:
  • Предоставляет реестровую запись РРПП с уровнем локализации 1.
  • Указывает цену 80 тыс. руб. за единицу (при оценке — 68 тыс. руб.).
  • Побеждает, так как иностранные аналоги отклонены по принципу «второй лишний».

Реестр РРПП https://minpromtorg.gov.ru/ .
Письмо Министерства финансов Российской Федерации
от 30 апреля 2020 г. N 24-03-06/35429

Вопрос:

Об ограничении допуска иностранной радиоэлектронной продукции при закупках; о применении запрета на допуск иностранных программ для ЭВМ при закупке компьютерного оборудования; о формировании объекта закупки.



Ответ:

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) и постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Минфин России считает возможным сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, являющийся приложением к Постановлению N 878, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Таким образом, при закупке радиоэлектронной продукции, включенной перечень, являющийся приложением к Постановлению N 878, устанавливаются ограничения допуска товаров иностранного происхождения.

При этом согласно пункту 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 указанного постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие поставки, технического обслуживания персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

Таким образом, в случае осуществления закупок, предметом которых является поставка компьютерного оборудования, запрет, установленный Постановлением N 1236, применяется в случае, если программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.

В части разделения объектов на разные закупки сообщаем следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог, Правила формирования каталога, Правила использования каталога).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается наименование товара, работы, услуги.

Пунктом 4 Правил использования каталога установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции;

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Учитывая, что Закон N 44-ФЗ по общему правилу не содержит ограничений в отношении возможности включения в один объект закупки нескольких товаров, работ, услуг, содержание понятий "наименование объекта закупки" и "наименование товара, работы, услуги" не является тождественным.

На основании изложенного заказчик самостоятельно формирует наименование объекта закупки, при этом наименования закупаемых товаров, работ, услуг указываются в соответствии с информацией, включенной в позиции каталога.

Согласно обращению заявителя в целях осуществления закупки "На поставку автоматизированных рабочих мест" наименования закупаемых товаров сформированы в соответствии со сведениями позиций каталога "Компьютер персональный настольный (моноблок)" (код позиции каталога 26.20.15.000-00000035), "Клавиатура" (код позиции каталога 26.20.16.110-00000002), "Мышь компьютерная" (код позиции каталога 26.20.16.170-00000002).

Вместе с тем Департамент обращает внимание на недопустимость включения в один объект закупки товаров в случаях, приводящих к ограничению количества участников закупки, а также случаях, предусмотренных статьей 14 Закона N 44-ФЗ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими порядок допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок, а также Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.