Преимущества для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) не применяются при закупке у единственного поставщика по пункту 14 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это связано с тем, что такие преимущества (например, установление квоты для СМП или предоставление им ценового преимущества) предусмотрены только для конкурентных процедур закупок, а также для закупок у СМП в рамках части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Основные моменты:
- Преимущества для СМП:
- Преимущества для СМП, такие как квота в размере 15% от общего годового объема закупок и ценовое преимущество в 15%, применяются только в конкурентных процедурах (например, конкурсы, аукционы, запросы предложений).
- Также они применяются при закупках у СМП в рамках части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, но при этом поставщиком является СМП.
- Закупка у единственного поставщика по пункту 14 части 1 статьи 93:
- В данном случае закупка проводится у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур. Это исключает возможность применения преимуществ для СМП, так как такие преимущества связаны именно с конкурентным отбором.
- Пункт 14 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ применяется в случаях, когда закупка осуществляется у единственного поставщика в силу специфики предмета закупки (например, закупка уникальных товаров, работ, услуг, которые могут быть предоставлены только одним поставщиком).
- Позиция Минфина:
- В письме Минфина от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 (п. 4.2) прямо указано, что ограничения и преимущества для СМП применяются только при проведении конкурентных процедур и закупок по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
- Это означает, что при закупке у единственного поставщика по другим основаниям (например, по пункту 14 части 1 статьи 93) преимущества для СМП не действуют.
Практические рекомендации:
- Если заказчик планирует закупку у единственного поставщика по пункту 14 части 1 статьи 93, он не обязан учитывать объем таких закупок в квоте для СМП.
- Однако, если заказчик хочет поддержать СМП, он может рассмотреть возможность проведения закупки в рамках части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если это соответствует предмету закупки и условиям контракта.
Важно:
- Заказчик должен четко соблюдать требования Закона № 44-ФЗ и разграничивать случаи, когда применяются преимущества для СМП, а когда — нет.
- При проведении закупок у единственного поставщика по пункту 14 части 1 статьи 93 заказчику не нужно обосновывать отсутствие преимуществ для СМП, так как это прямо предусмотрено законом и разъяснено Минфином.
Информационное письмо Минфина России от 31 января 2025 г. № 24-01-06/8697 "О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
В связи с поступлением вопросов о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление № 1875), разработанного Минфином России совместно с федеральными органами исполнительной власти во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 августа 2024 г. № ДГ-П13-27596 и решений, содержащихся в протоколах совещаний в Аппарате Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2024 г. № П13-61пр и от 13 ноября 2024 г. № АУ-П9-30пр, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктами 4.6.1 и 4.6.2 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. № 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.
1. О видах введенных Правительством Российской Федерации мер, устанавливающих изъятия из национального режима.
1.1. Постановлением № 1875 в реализацию положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ) введены 4 меры, устанавливающие изъятия из предоставляемого при осуществлении закупок национального режима1 (далее при совместном упоминании - "защитные" меры):
1) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранным гражданином или иностранным юридически лицом (далее соответственно - запрет, иностранное государство, иностранное лицо);
2) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее - ограничение);
3) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) (далее - преимущество);
4) минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения (далее - минимальная доля).
1.2. С учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) (в том числе положений, касающихся функционирования внутреннего рынка, национального режима в сфере закупок) положения Постановления № 1875, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином, российским юридическим лицом (далее - российское лицо), применяются также в отношении товара, происходящего из государства - члена ЕАЭС, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС (подпункт "а" пункта 4 Постановления № 1875).
В этой связи установленные в рамках "защитных" мер изъятия из национального режима не распространяются на товар, происходящий из государства - члена ЕАЭС, на работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС.
Таким образом, товарам, происходящим из государства - члена ЕАЭС, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС, Постановлением № 1875 предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом как при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ, так и закупок по Закону № 223-ФЗ.
2. О применении Постановления № 1875 разными видами заказчиков.
2.1. "Защитные" меры введены Правительством Российской Федерации с учетом заключенных Российской Федерацией международных договоров, в связи с чем применение "защитных" мер к закупкам разных видов заказчиков отличается.
В частности, с учетом положений Постановления № 1875 возможно условно выделить три группы заказчиков:
первая группа: заказчики, к закупкам которых применяются запрет, ограничение, преимущество, но не применяется минимальная доля;
вторая группа: заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, а запрет, ограничение, преимущество применяются только при осуществлении закупок в отдельных случаях;
третья группа: заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, но не применяются запрет, ограничение, преимущество.
К первой группе относятся все заказчики по Закону № 44-ФЗ и большинство видов заказчиков по Закону № 223-ФЗ. Ко второй или третьей группе относятся заказчики по Закону № 223-ФЗ из числа хозяйственных обществ, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ2.
2.2. Запрет, ограничение, преимущество применяются (первая группа заказчиков):
1) заказчиками по Закону № 44-ФЗ;
2) следующими заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ:
а) государственными корпорациями;
б) государственными компаниями;
в) публично-правовыми компаниями;
г) субъектами естественных монополий независимо от организационно-правовой формы таких субъектов3;
д) организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, независимо от организационно-правовой формы таких организаций4;
е) автономными учреждениями;
ж) бюджетными учреждениями;
3) унитарными предприятиями;
и) хозяйственными обществами, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" (далее - сводный реестр организаций ОПК).
2.3. Заказчиками, к закупкам которых применяется минимальная доля, а запрет, ограничение, преимущество применяются только при осуществлении закупок в отдельных случаях (вторая группа заказчиков), являются хозяйственные общества, не относящиеся к заказчикам, указанным в подпунктах "г", "д" и "и" пункта 2.2 настоящего письма.
Такими отдельными случаями в соответствии с Постановлением № 1875 являются закупки товаров, работ, услуг, необходимых:
для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 32 статьи 71 Федерального закона 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон № 275-ФЗ);
для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
в сфере использования атомной энергии;
для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603 (далее - проект технологического суверенитета).
2.4. Заказчиками, к закупкам которых применяется минимальная доля, но не применяются запрет, ограничение, преимущество (третья группа заказчиков), являются хозяйственные общества, не относящиеся к заказчикам, указанным в подпунктах "г", "д" и "и" пункта 2.2 и пункте 2.3 настоящего письма.
2.5. "Отдельными заказчиками", указанными в абзаце втором подпункта "л" и абзаце первом подпункта "м" пункта 4 Постановления № 1875, являются указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), за исключением:
хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций ОПК;
хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий;
хозяйственных обществ, являющихся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Применение "защитных" мер хозяйственными обществами, являющимися заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, может быть представлено в следующем виде:
Хозяйственные общества, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ "Защитная" мера
Все хозяйственные общества, указанные в пунктах 1-3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ хозяйственные общества, включенные в сводный реестр организаций ОПК
хозяйственные общества, являющиеся субъектами естественных монополий запрет, ограничение, преимущество
хозяйственные общества, являющиеся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами
иные хозяйственные общества ("отдельные заказчики" в понимании Постановления № 1875) минимальная доля; запрет, ограничение, преимущество при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для: 1) выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 32 статьи 71 Закона № 275-ФЗ; 2) для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; 3) в сфере использования атомной энергии; 4) для реализации проекта технологического суверенитета
3. О товарах, работах, услугах, в отношении которых применяется Постановление № 1875.
3.1. Запрет применяется в отношении товаров, работ, услуг, указанных в приложении № 1 к Постановлению № 1875 (далее - перечень № 1), ограничение - товаров, указанных в приложении № 2 к Постановлению № 1875 (далее - перечень № 2), преимущество - товаров, не указанных в перечне № 1 и № 2, а минимальная доля применяется отдельными заказчиками в отношении товаров, указанных в приложении № 3 к Постановлению № 1875 (далее - перечень № 3).
Запрет применяется, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименования которых указаны в графе "Наименование товара, работы, услуги" перечня № 1 и которые включены в код, указанный в графе "Код товара, работы, услуги по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (далее - ОКПД 2) (подпункт "д" пункта 4 Постановления № 1875). Аналогичные положения установлены в отношении ограничения и минимальной доли (подпункты "д" и "е" пункта 4 Постановления № 1875).
В перечнях № 1 - № 3 в графах "Наименование товара, работы, услуги" и "Наименование товара" (по аналогии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, регулировавшими вопросы применения запрета, ограничения, преимущества) с учетом поступивших в Минфин России предложений федеральных органов исполнительной власти указаны группы товаров, работ, услуг, которые по общему правилу (за исключением отдельных позиций, в том числе касающихся медицинских изделий) являются наименованиями соответствующих группировок по ОКПД 2 (от подкласса до подкатегории).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, в связи с чем группировка более высокого уровня включает в себя все входящие в нее группировки.
Таким образом, соответствующая "защитная" мера распространяется на всю указанную в позиции перечней № 1 - № 3 группу товаров, работ, услуг по ОКПД 2, то есть на все товары, работы, услуги, включенные в указанную в соответствующей позиции перечней № 1 - № 3 группировку по ОКПД 2.
Например, запрет, предусмотренный позицией 62 перечня № 1 в отношении машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, включенных в код 28.30 по ОКПД 2, распространяется также на котлы варочные, включенные в код 28.30.83.170 по ОКПД 2.
3.2. Наименования товаров, работ, услуг в перечнях № 1 - № 3 указаны для цели отнесения закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, в отношении которых применяются соответствующие "защитные" меры.
Требования об использовании указанных наименований для целей описания объекта закупки (предмета закупки) Постановлением № 1875 не установлены, в том числе поскольку указанный вопрос к предмету регулирования Постановления № 1875 не относится.
В этой связи при применении Постановления № 1875 не предусматривается обеспечение дословного соответствия наименований, указанных в описании объекта закупки (предмета закупки), наименованиям, указанным в перечнях № 1 - № 3.
3.3. При осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчики используют для описания объекта закупки каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), в том числе для указания с использованием позиции каталога информации о наименовании товара, работы, услуги.
Правилами использования каталога и Постановлением № 1875 в настоящее время не предусмотрено использование наименования товара, работы, услуги, содержащегося в позиции каталога, для отнесения закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, в отношении которых Постановлением № 1875 применяются соответствующие "защитные" меры.
Дополнительно следует отметить следующее:
позиции каталога формируются в установленном порядке на основе предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими регламентами и документами национальной системы стандартизации требований к товарам, работам, услугам, в том числе к их наименованию;
ОКПД 2 не в полной мере учитывает положения отраслевого законодательства Российской Федерации (например, в сфере применения законодательства в сфере охраны здоровья), в том числе в части наименований товаров, работ, услуг;
наименования товаров, работ, услуг, указанные в позициях каталога, могут отличаться от наименований, указанных в ОКПД 2, и, соответственно, от наименований, указанных в перечнях № 1 - № 3.
4. О применении "защитных" мер при проведении способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (способов закупки).
4.1. Учитывая положения пункта 1 части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, пункта 1 части 4 статьи 31-4 Закона № 223-ФЗ, запрет применяется при проведении:
всех способов определения поставщика (подрядчика исполнителя) по Закону № 44-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
всех способов закупки по Закону № 223-ФЗ, в том числе при проведении неконкурентных закупок, включая закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
4.2. Учитывая положения пунктов 2 и 3 части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, предусмотренные Постановлением № 1875 ограничение, преимущество применяются исключительно при проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при осуществлении закупки, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
4.3. Частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что:
при проведении конкурентной закупки участник закупки подает заявку на участие в конкурентной закупке;
при проведении неконкурентной закупки, в том числе при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), участник закупки подает заявку на участие в неконкурентной закупке или иной предусмотренный положением о закупке для направления заказчику документ, которые далее по тексту Закона № 223-ФЗ, именуются заявкой на участие в неконкурентной закупке;
заявка на участие в конкурентной закупке и заявка на участие в неконкурентной закупке при совместном упоминании по тексту Закона № 223-ФЗ (в том числе в статье 31-4 Закона № 223-ФЗ) именуются заявкой на участие в закупке.
В этой связи предусмотренные Постановлением № 1875 ограничение, преимущество применяются при проведении в соответствии с Законом № 223-ФЗ:
конкурентной закупки;
неконкурентной закупки, в том числе при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при условии, если положением о закупке заказчика при проведении неконкурентной закупки и (или) закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предусмотрена подача заказчику заявок несколькими участниками закупки (например, при реализации пункта 201 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352).
5. О применении преимущества.
5.1. Постановлением № 1875 "защитная" мера в виде преимущества введена исключительно в отношении товаров (товаров российского происхождения, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Соответственно, преимущество не применяется, если объектом закупки (предметом закупки) являются исключительно работы, услуги, при выполнении, оказании которых поставка товара заказчику не осуществляется.
5.2. Согласно подпункту "б" пункта 4 Постановления № 1875 преимущество применяется, если объект закупки (предмет закупки) включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях № 1 и № 2.
Включение в объект закупки (предмет закупки) товаров, указанных в перечнях № 1 и № 2, условием для применения преимущества не является.
Следовательно, преимущество применяется в любом из следующих случаев:
товар (товары), включенные в объект закупки (предмет закупки), не указан (не указаны) в перечнях № 1 и № 2;
объект закупки (предмет закупки) одновременно включает как товар, указанный в перечнях № 1 и № 2, так и товар, не указанный в таких перечнях.
6. О применении Постановления № 1875 при объединении в объекте одной закупки (предмете одной закупки) товаров, работ, услуг, указанных в перечнях № 1 и № 2 и не указанных в таких перечнях.
6.1. Заказчик самостоятельно формирует объект закупки (предмет закупки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из имеющихся потребностей в закупаемых товарах, работах, услугах, и вправе объединить в объекте одной закупки (предмете одной закупки) несколько товаров, работ, услуг при условии, если осуществляемое объединение не противоречит требованиям нормативных правовых актов, не допускающих объединение в объекте одной закупки (предмете одной закупки) определенных товаров, работ, услуг.
В случае включения в объект одной закупки (предмет одной закупки) товаров, работ, услуг, указанных в перечнях № 1 и № 2, в отношении таких товаров, работ, услуг применяются соответственно запрет, ограничение. При включении в этот объект закупки (предмет закупки) также товаров, не указанных в перечнях № 1 и № 2, при осуществлении рассматриваемой закупки наряду с запретом и ограничением применяется также преимущество.
Например, если в объект одной закупки, осуществляемой в соответствии с Законом № 44-ФЗ, включены товары, указанные в перечне № 1, товары, указанные в перечне № 2, а также товары, не включенные в указанные перечни, целесообразно:
1) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в перечне № 1. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для ее отклонения;
2) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в перечне № 2. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для ее отклонения, если на участие в закупке также подана соответствующая установленным заказчиком требованиям заявка, содержащая в отношении такого товара предложение о поставке товара российского происхождения;
3) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, не указанного в перечнях № 1 и № 2. Заявка на участие в закупке получит преимущество, если:
она не подлежит отклонению при применении запрета и ограничения и соответствует установленным заказчиком требованиям;
содержит предложение о поставке товаров только российского происхождения (то есть заявка содержит предложение о поставке товаров российского происхождения в отношении товаров, на которые распространяется запрет, ограничение, преимущество);
в числе заявок на участие в закупке, в отношении которых отсутствуют основания для отклонения, имеется заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке хотя бы одного товара, происходящего из иностранного государства.
6.2. Установленный пунктом 3 части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, пунктом 3 части 4 статьи 31-4 Закона № 223-ФЗ механизм предоставления преимущества предусматривает условное снижение (либо условное увеличение, если подано ценовое предложение о размере платы за заключение контракта (договора), то есть осуществлен "переход через ноль") ценового предложения участника закупки на пятнадцать процентов.
Указанное условное снижение (условное увеличение) осуществляется в отношении размера ценового предложения участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке, которой предоставляется преимущество.
Например, при осуществлении закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ вышеуказанное условное снижение (условное увеличение) осуществляется в отношении размера предложения участника закупки о цене контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, - в отношении размера предложения участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
7. Об информации и документах, подтверждающих страну происхождения товара для целей Постановления № 1875.
7.1. В пункте 3 Постановления № 1875 установлен перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, при осуществлении закупок которого применяются "защитные" меры.
Согласно подпунктам "а", "б", "г" - "ж" пункта 3 Постановления № 1875 подтверждением происхождения товаров, указанных в позициях 1 - 145 перечня № 1, позициях 1 - 433 перечня № 2, перечне № 3, программного обеспечения, указанного в позиции 146 перечня № 1, из Российской Федерации, из иных государств - членов ЕАЭС, является номер реестровой записи из соответствующего реестра: реестра российской промышленной продукции, евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее соответственно - реестр российского программного обеспечения, программное обеспечение), единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации) (далее - реестр евразийского программного обеспечения).
Представление номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции для подтверждения происхождения радиоэлектронной продукции из Российской Федерации Постановлением № 1875 по результатам осуществленной с Минпромторгом России при разработке Постановления № 1875 проработки не предусмотрено, в том числе учитывая, что:
требования к радиоэлектронной продукции в целях ее отнесения к российской промышленной продукции установлены в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", утверждающему критерии подтверждения производства российской промышленной продукции;
сведения о промышленной продукции, которая соответствует критериям подтверждения производства российской промышленной продукции, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", включаются в реестр российской промышленной продукции (часть 3 статьи 171 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").
7.2. Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, реестра российского программного обеспечения подтверждают для целей Постановления № 1875 происхождение товара, программного обеспечения из Российской Федерации.
Следует отметить, что:
положениями Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обращение промышленной продукции, которая произведена в Российской Федерации, но не соответствует критериям подтверждения производства российской промышленной продукции и сведения о которой не включены в реестр российской промышленной продукции, обращение программного обеспечения, которое разработано в Российской Федерации, но сведения о котором не включены в реестр российского программного обеспечения, не ограничиваются;
не усматривается также ограничений обращения промышленной продукции, произведенной в иных государствах-членах ЕАЭС, по причине невключения сведений о ней в евразийский реестр промышленных товаров, обращения программного обеспечения, разработанного в иных государствах-членах ЕАЭС, по причине невключения сведений о нем в реестр евразийского программного обеспечения;
положениями Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ закупка вышеуказанных промышленной продукции и программного обеспечения по общему правилу не запрещена (за исключением случая применения при осуществлении закупки запрета, при котором для участия в закупке требуется представить предусмотренные Постановлением № 1875 информацию и документы, подтверждающие происхождение из Российской Федерации);
подпункты "б" и "г" пункта 10 Постановления № 1875 содержат переходные положения, предусматривающие временное неприменение при осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 400 - 432 перечня № 2, положений подпунктов "а" и "б" пункта 3 Постановления № 1875, касающихся номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, из евразийского реестра промышленных товаров;
подпункт "в" пункта 10 Постановления № 1875 содержит переходные положения, предусматривающие, временную возможность подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 перечня № 2, из государств - членов ЕАЭС, в том числе из Российской Федерации, путем представления либо номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, из евразийского реестра промышленных товаров, либо сертификата о происхождении товара по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (форма СТ-1).
Положения пункта 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ допускают возможность непредставления в заявке на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с Законом № 44-ФЗ, информации и документов, определенных в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона № 44-ФЗ и подтверждающих страну происхождения товара. В случае непредставления таких информации и документов в заявке на участие в закупке, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Таким образом, не исключается возникновение ситуации, при которой участник закупки представит в заявке на участие в закупке предложение в отношении товара, указанного в позициях 1 - 145 перечня № 1, позициях 1 - 433 перечня № 2, перечне № 3, произведенного в Российской Федерации, иных государствах - членах ЕАЭС, но не включенного в реестр российской промышленной продукции, в евразийский реестр промышленных товаров, в отношении программного обеспечения, указанного в позиции 146 перечня № 1, разработанного в Российской Федерации, иных государствах - членах ЕАЭС, но не включенного в реестр российского программного обеспечения, реестр евразийского программного обеспечения.
В указанной ситуации происхождение предлагаемого участником закупки товара, программного обеспечения из Российской Федерации, из иных государств - членов ЕАЭС для целей Постановления № 1875 будет считаться неподтвержденным, в связи с чем:
такие товар, программное обеспечение участвуют в закупках на условиях, предусмотренных для участия в закупках товара, программного обеспечения, происходящих из иностранного государства (не являющегося государством - членом ЕАЭС);
заявка на участие в закупке, содержащая предложение в отношении таких товаров, программного обеспечения, приравнивается к заявке, в которой содержится предложение в отношении товара, программного обеспечения, происходящих из иностранного государства (не являющегося государством - членом ЕАЭС).
На основании изложенного номера реестровых записей из соответствующего реестра в заявке на участие в закупке, в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в реестре договоров, заключенных заказчиками, не указываются в случае, если сведения о предлагаемом товаре, программном обеспечении в реестр не включены, а также в случаях, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 10 Постановления № 1875.
7.3. Подпунктом "з" пункта 3 Постановления № 1875 предусмотрена информация, подтверждающая происхождение товаров из Российской Федерации, не указанных в позициях 1 - 146 перечня № 1, позициях 1 - 433 перечня № 2, а также из иностранных государств (за исключением установленных пунктом 3 Постановления № 1875 случаев, при которых предусмотрены иные информация и документы, подтверждающие происхождение товара из государств - членов ЕАЭС).
В связи с поступлением вопросов о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление № 1875), разработанного Минфином России совместно с федеральными органами исполнительной власти во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 августа 2024 г. № ДГ-П13-27596 и решений, содержащихся в протоколах совещаний в Аппарате Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2024 г. № П13-61пр и от 13 ноября 2024 г. № АУ-П9-30пр, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктами 4.6.1 и 4.6.2 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. № 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.
1. О видах введенных Правительством Российской Федерации мер, устанавливающих изъятия из национального режима.
1.1. Постановлением № 1875 в реализацию положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ) введены 4 меры, устанавливающие изъятия из предоставляемого при осуществлении закупок национального режима1 (далее при совместном упоминании - "защитные" меры):
1) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранным гражданином или иностранным юридически лицом (далее соответственно - запрет, иностранное государство, иностранное лицо);
2) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее - ограничение);
3) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) (далее - преимущество);
4) минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения (далее - минимальная доля).
1.2. С учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) (в том числе положений, касающихся функционирования внутреннего рынка, национального режима в сфере закупок) положения Постановления № 1875, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином, российским юридическим лицом (далее - российское лицо), применяются также в отношении товара, происходящего из государства - члена ЕАЭС, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС (подпункт "а" пункта 4 Постановления № 1875).
В этой связи установленные в рамках "защитных" мер изъятия из национального режима не распространяются на товар, происходящий из государства - члена ЕАЭС, на работы, услуги, соответственно выполняемые, оказываемые иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС.
Таким образом, товарам, происходящим из государства - члена ЕАЭС, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС, Постановлением № 1875 предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом как при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ, так и закупок по Закону № 223-ФЗ.
2. О применении Постановления № 1875 разными видами заказчиков.
2.1. "Защитные" меры введены Правительством Российской Федерации с учетом заключенных Российской Федерацией международных договоров, в связи с чем применение "защитных" мер к закупкам разных видов заказчиков отличается.
В частности, с учетом положений Постановления № 1875 возможно условно выделить три группы заказчиков:
первая группа: заказчики, к закупкам которых применяются запрет, ограничение, преимущество, но не применяется минимальная доля;
вторая группа: заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, а запрет, ограничение, преимущество применяются только при осуществлении закупок в отдельных случаях;
третья группа: заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, но не применяются запрет, ограничение, преимущество.
К первой группе относятся все заказчики по Закону № 44-ФЗ и большинство видов заказчиков по Закону № 223-ФЗ. Ко второй или третьей группе относятся заказчики по Закону № 223-ФЗ из числа хозяйственных обществ, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ2.
2.2. Запрет, ограничение, преимущество применяются (первая группа заказчиков):
1) заказчиками по Закону № 44-ФЗ;
2) следующими заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ:
а) государственными корпорациями;
б) государственными компаниями;
в) публично-правовыми компаниями;
г) субъектами естественных монополий независимо от организационно-правовой формы таких субъектов3;
д) организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, независимо от организационно-правовой формы таких организаций4;
е) автономными учреждениями;
ж) бюджетными учреждениями;
3) унитарными предприятиями;
и) хозяйственными обществами, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" (далее - сводный реестр организаций ОПК).
2.3. Заказчиками, к закупкам которых применяется минимальная доля, а запрет, ограничение, преимущество применяются только при осуществлении закупок в отдельных случаях (вторая группа заказчиков), являются хозяйственные общества, не относящиеся к заказчикам, указанным в подпунктах "г", "д" и "и" пункта 2.2 настоящего письма.
Такими отдельными случаями в соответствии с Постановлением № 1875 являются закупки товаров, работ, услуг, необходимых:
для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 32 статьи 71 Федерального закона 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон № 275-ФЗ);
для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
в сфере использования атомной энергии;
для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603 (далее - проект технологического суверенитета).
2.4. Заказчиками, к закупкам которых применяется минимальная доля, но не применяются запрет, ограничение, преимущество (третья группа заказчиков), являются хозяйственные общества, не относящиеся к заказчикам, указанным в подпунктах "г", "д" и "и" пункта 2.2 и пункте 2.3 настоящего письма.
2.5. "Отдельными заказчиками", указанными в абзаце втором подпункта "л" и абзаце первом подпункта "м" пункта 4 Постановления № 1875, являются указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), за исключением:
хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций ОПК;
хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий;
хозяйственных обществ, являющихся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Применение "защитных" мер хозяйственными обществами, являющимися заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, может быть представлено в следующем виде:
Хозяйственные общества, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ "Защитная" мера
Все хозяйственные общества, указанные в пунктах 1-3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ хозяйственные общества, включенные в сводный реестр организаций ОПК
хозяйственные общества, являющиеся субъектами естественных монополий запрет, ограничение, преимущество
хозяйственные общества, являющиеся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами
иные хозяйственные общества ("отдельные заказчики" в понимании Постановления № 1875) минимальная доля; запрет, ограничение, преимущество при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для: 1) выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 32 статьи 71 Закона № 275-ФЗ; 2) для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; 3) в сфере использования атомной энергии; 4) для реализации проекта технологического суверенитета
3. О товарах, работах, услугах, в отношении которых применяется Постановление № 1875.
3.1. Запрет применяется в отношении товаров, работ, услуг, указанных в приложении № 1 к Постановлению № 1875 (далее - перечень № 1), ограничение - товаров, указанных в приложении № 2 к Постановлению № 1875 (далее - перечень № 2), преимущество - товаров, не указанных в перечне № 1 и № 2, а минимальная доля применяется отдельными заказчиками в отношении товаров, указанных в приложении № 3 к Постановлению № 1875 (далее - перечень № 3).
Запрет применяется, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименования которых указаны в графе "Наименование товара, работы, услуги" перечня № 1 и которые включены в код, указанный в графе "Код товара, работы, услуги по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (далее - ОКПД 2) (подпункт "д" пункта 4 Постановления № 1875). Аналогичные положения установлены в отношении ограничения и минимальной доли (подпункты "д" и "е" пункта 4 Постановления № 1875).
В перечнях № 1 - № 3 в графах "Наименование товара, работы, услуги" и "Наименование товара" (по аналогии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, регулировавшими вопросы применения запрета, ограничения, преимущества) с учетом поступивших в Минфин России предложений федеральных органов исполнительной власти указаны группы товаров, работ, услуг, которые по общему правилу (за исключением отдельных позиций, в том числе касающихся медицинских изделий) являются наименованиями соответствующих группировок по ОКПД 2 (от подкласса до подкатегории).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, в связи с чем группировка более высокого уровня включает в себя все входящие в нее группировки.
Таким образом, соответствующая "защитная" мера распространяется на всю указанную в позиции перечней № 1 - № 3 группу товаров, работ, услуг по ОКПД 2, то есть на все товары, работы, услуги, включенные в указанную в соответствующей позиции перечней № 1 - № 3 группировку по ОКПД 2.
Например, запрет, предусмотренный позицией 62 перечня № 1 в отношении машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, включенных в код 28.30 по ОКПД 2, распространяется также на котлы варочные, включенные в код 28.30.83.170 по ОКПД 2.
3.2. Наименования товаров, работ, услуг в перечнях № 1 - № 3 указаны для цели отнесения закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, в отношении которых применяются соответствующие "защитные" меры.
Требования об использовании указанных наименований для целей описания объекта закупки (предмета закупки) Постановлением № 1875 не установлены, в том числе поскольку указанный вопрос к предмету регулирования Постановления № 1875 не относится.
В этой связи при применении Постановления № 1875 не предусматривается обеспечение дословного соответствия наименований, указанных в описании объекта закупки (предмета закупки), наименованиям, указанным в перечнях № 1 - № 3.
3.3. При осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчики используют для описания объекта закупки каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), в том числе для указания с использованием позиции каталога информации о наименовании товара, работы, услуги.
Правилами использования каталога и Постановлением № 1875 в настоящее время не предусмотрено использование наименования товара, работы, услуги, содержащегося в позиции каталога, для отнесения закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, в отношении которых Постановлением № 1875 применяются соответствующие "защитные" меры.
Дополнительно следует отметить следующее:
позиции каталога формируются в установленном порядке на основе предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими регламентами и документами национальной системы стандартизации требований к товарам, работам, услугам, в том числе к их наименованию;
ОКПД 2 не в полной мере учитывает положения отраслевого законодательства Российской Федерации (например, в сфере применения законодательства в сфере охраны здоровья), в том числе в части наименований товаров, работ, услуг;
наименования товаров, работ, услуг, указанные в позициях каталога, могут отличаться от наименований, указанных в ОКПД 2, и, соответственно, от наименований, указанных в перечнях № 1 - № 3.
4. О применении "защитных" мер при проведении способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (способов закупки).
4.1. Учитывая положения пункта 1 части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, пункта 1 части 4 статьи 31-4 Закона № 223-ФЗ, запрет применяется при проведении:
всех способов определения поставщика (подрядчика исполнителя) по Закону № 44-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
всех способов закупки по Закону № 223-ФЗ, в том числе при проведении неконкурентных закупок, включая закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
4.2. Учитывая положения пунктов 2 и 3 части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, предусмотренные Постановлением № 1875 ограничение, преимущество применяются исключительно при проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при осуществлении закупки, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
4.3. Частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что:
при проведении конкурентной закупки участник закупки подает заявку на участие в конкурентной закупке;
при проведении неконкурентной закупки, в том числе при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), участник закупки подает заявку на участие в неконкурентной закупке или иной предусмотренный положением о закупке для направления заказчику документ, которые далее по тексту Закона № 223-ФЗ, именуются заявкой на участие в неконкурентной закупке;
заявка на участие в конкурентной закупке и заявка на участие в неконкурентной закупке при совместном упоминании по тексту Закона № 223-ФЗ (в том числе в статье 31-4 Закона № 223-ФЗ) именуются заявкой на участие в закупке.
В этой связи предусмотренные Постановлением № 1875 ограничение, преимущество применяются при проведении в соответствии с Законом № 223-ФЗ:
конкурентной закупки;
неконкурентной закупки, в том числе при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при условии, если положением о закупке заказчика при проведении неконкурентной закупки и (или) закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предусмотрена подача заказчику заявок несколькими участниками закупки (например, при реализации пункта 201 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352).
5. О применении преимущества.
5.1. Постановлением № 1875 "защитная" мера в виде преимущества введена исключительно в отношении товаров (товаров российского происхождения, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Соответственно, преимущество не применяется, если объектом закупки (предметом закупки) являются исключительно работы, услуги, при выполнении, оказании которых поставка товара заказчику не осуществляется.
5.2. Согласно подпункту "б" пункта 4 Постановления № 1875 преимущество применяется, если объект закупки (предмет закупки) включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях № 1 и № 2.
Включение в объект закупки (предмет закупки) товаров, указанных в перечнях № 1 и № 2, условием для применения преимущества не является.
Следовательно, преимущество применяется в любом из следующих случаев:
товар (товары), включенные в объект закупки (предмет закупки), не указан (не указаны) в перечнях № 1 и № 2;
объект закупки (предмет закупки) одновременно включает как товар, указанный в перечнях № 1 и № 2, так и товар, не указанный в таких перечнях.
6. О применении Постановления № 1875 при объединении в объекте одной закупки (предмете одной закупки) товаров, работ, услуг, указанных в перечнях № 1 и № 2 и не указанных в таких перечнях.
6.1. Заказчик самостоятельно формирует объект закупки (предмет закупки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из имеющихся потребностей в закупаемых товарах, работах, услугах, и вправе объединить в объекте одной закупки (предмете одной закупки) несколько товаров, работ, услуг при условии, если осуществляемое объединение не противоречит требованиям нормативных правовых актов, не допускающих объединение в объекте одной закупки (предмете одной закупки) определенных товаров, работ, услуг.
В случае включения в объект одной закупки (предмет одной закупки) товаров, работ, услуг, указанных в перечнях № 1 и № 2, в отношении таких товаров, работ, услуг применяются соответственно запрет, ограничение. При включении в этот объект закупки (предмет закупки) также товаров, не указанных в перечнях № 1 и № 2, при осуществлении рассматриваемой закупки наряду с запретом и ограничением применяется также преимущество.
Например, если в объект одной закупки, осуществляемой в соответствии с Законом № 44-ФЗ, включены товары, указанные в перечне № 1, товары, указанные в перечне № 2, а также товары, не включенные в указанные перечни, целесообразно:
1) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в перечне № 1. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для ее отклонения;
2) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в перечне № 2. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для ее отклонения, если на участие в закупке также подана соответствующая установленным заказчиком требованиям заявка, содержащая в отношении такого товара предложение о поставке товара российского происхождения;
3) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, не указанного в перечнях № 1 и № 2. Заявка на участие в закупке получит преимущество, если:
она не подлежит отклонению при применении запрета и ограничения и соответствует установленным заказчиком требованиям;
содержит предложение о поставке товаров только российского происхождения (то есть заявка содержит предложение о поставке товаров российского происхождения в отношении товаров, на которые распространяется запрет, ограничение, преимущество);
в числе заявок на участие в закупке, в отношении которых отсутствуют основания для отклонения, имеется заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке хотя бы одного товара, происходящего из иностранного государства.
6.2. Установленный пунктом 3 части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, пунктом 3 части 4 статьи 31-4 Закона № 223-ФЗ механизм предоставления преимущества предусматривает условное снижение (либо условное увеличение, если подано ценовое предложение о размере платы за заключение контракта (договора), то есть осуществлен "переход через ноль") ценового предложения участника закупки на пятнадцать процентов.
Указанное условное снижение (условное увеличение) осуществляется в отношении размера ценового предложения участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке, которой предоставляется преимущество.
Например, при осуществлении закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ вышеуказанное условное снижение (условное увеличение) осуществляется в отношении размера предложения участника закупки о цене контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, - в отношении размера предложения участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
7. Об информации и документах, подтверждающих страну происхождения товара для целей Постановления № 1875.
7.1. В пункте 3 Постановления № 1875 установлен перечень информации и документов, подтверждающих страну происхождения товара, при осуществлении закупок которого применяются "защитные" меры.
Согласно подпунктам "а", "б", "г" - "ж" пункта 3 Постановления № 1875 подтверждением происхождения товаров, указанных в позициях 1 - 145 перечня № 1, позициях 1 - 433 перечня № 2, перечне № 3, программного обеспечения, указанного в позиции 146 перечня № 1, из Российской Федерации, из иных государств - членов ЕАЭС, является номер реестровой записи из соответствующего реестра: реестра российской промышленной продукции, евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее соответственно - реестр российского программного обеспечения, программное обеспечение), единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации) (далее - реестр евразийского программного обеспечения).
Представление номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции для подтверждения происхождения радиоэлектронной продукции из Российской Федерации Постановлением № 1875 по результатам осуществленной с Минпромторгом России при разработке Постановления № 1875 проработки не предусмотрено, в том числе учитывая, что:
требования к радиоэлектронной продукции в целях ее отнесения к российской промышленной продукции установлены в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", утверждающему критерии подтверждения производства российской промышленной продукции;
сведения о промышленной продукции, которая соответствует критериям подтверждения производства российской промышленной продукции, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", включаются в реестр российской промышленной продукции (часть 3 статьи 171 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").
7.2. Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, реестра российского программного обеспечения подтверждают для целей Постановления № 1875 происхождение товара, программного обеспечения из Российской Федерации.
Следует отметить, что:
положениями Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обращение промышленной продукции, которая произведена в Российской Федерации, но не соответствует критериям подтверждения производства российской промышленной продукции и сведения о которой не включены в реестр российской промышленной продукции, обращение программного обеспечения, которое разработано в Российской Федерации, но сведения о котором не включены в реестр российского программного обеспечения, не ограничиваются;
не усматривается также ограничений обращения промышленной продукции, произведенной в иных государствах-членах ЕАЭС, по причине невключения сведений о ней в евразийский реестр промышленных товаров, обращения программного обеспечения, разработанного в иных государствах-членах ЕАЭС, по причине невключения сведений о нем в реестр евразийского программного обеспечения;
положениями Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ закупка вышеуказанных промышленной продукции и программного обеспечения по общему правилу не запрещена (за исключением случая применения при осуществлении закупки запрета, при котором для участия в закупке требуется представить предусмотренные Постановлением № 1875 информацию и документы, подтверждающие происхождение из Российской Федерации);
подпункты "б" и "г" пункта 10 Постановления № 1875 содержат переходные положения, предусматривающие временное неприменение при осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 400 - 432 перечня № 2, положений подпунктов "а" и "б" пункта 3 Постановления № 1875, касающихся номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, из евразийского реестра промышленных товаров;
подпункт "в" пункта 10 Постановления № 1875 содержит переходные положения, предусматривающие, временную возможность подтверждения происхождения товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 перечня № 2, из государств - членов ЕАЭС, в том числе из Российской Федерации, путем представления либо номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, из евразийского реестра промышленных товаров, либо сертификата о происхождении товара по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (форма СТ-1).
Положения пункта 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ допускают возможность непредставления в заявке на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с Законом № 44-ФЗ, информации и документов, определенных в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона № 44-ФЗ и подтверждающих страну происхождения товара. В случае непредставления таких информации и документов в заявке на участие в закупке, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства.
Таким образом, не исключается возникновение ситуации, при которой участник закупки представит в заявке на участие в закупке предложение в отношении товара, указанного в позициях 1 - 145 перечня № 1, позициях 1 - 433 перечня № 2, перечне № 3, произведенного в Российской Федерации, иных государствах - членах ЕАЭС, но не включенного в реестр российской промышленной продукции, в евразийский реестр промышленных товаров, в отношении программного обеспечения, указанного в позиции 146 перечня № 1, разработанного в Российской Федерации, иных государствах - членах ЕАЭС, но не включенного в реестр российского программного обеспечения, реестр евразийского программного обеспечения.
В указанной ситуации происхождение предлагаемого участником закупки товара, программного обеспечения из Российской Федерации, из иных государств - членов ЕАЭС для целей Постановления № 1875 будет считаться неподтвержденным, в связи с чем:
такие товар, программное обеспечение участвуют в закупках на условиях, предусмотренных для участия в закупках товара, программного обеспечения, происходящих из иностранного государства (не являющегося государством - членом ЕАЭС);
заявка на участие в закупке, содержащая предложение в отношении таких товаров, программного обеспечения, приравнивается к заявке, в которой содержится предложение в отношении товара, программного обеспечения, происходящих из иностранного государства (не являющегося государством - членом ЕАЭС).
На основании изложенного номера реестровых записей из соответствующего реестра в заявке на участие в закупке, в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в реестре договоров, заключенных заказчиками, не указываются в случае, если сведения о предлагаемом товаре, программном обеспечении в реестр не включены, а также в случаях, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 10 Постановления № 1875.
7.3. Подпунктом "з" пункта 3 Постановления № 1875 предусмотрена информация, подтверждающая происхождение товаров из Российской Федерации, не указанных в позициях 1 - 146 перечня № 1, позициях 1 - 433 перечня № 2, а также из иностранных государств (за исключением установленных пунктом 3 Постановления № 1875 случаев, при которых предусмотрены иные информация и документы, подтверждающие происхождение товара из государств - членов ЕАЭС).