Минфин упростил документооборот для закупок «с полки», но ужесточил правила по происхождению товара
Введение
Закупки у единственного поставщика (ЕП) по «полочному» перечню (ч. 12 ст. 93 44-ФЗ) традиционно считаются одним из самых простых и быстрых способов приобретения товаров для государственных и муниципальных нужд. Однако с введением нового Постановления Правительства РФ № 1875 от 23.12.2024, регулирующего вопросы национального режима, у заказчиков и поставщиков возникли вопросы: как применять новые правила к закупкам «с полки»? Must ли формировать описание объекта и готовить дополнительные документы? Ответ на эти вопросы дал Минфин России в своем актуальном письме от 06.10.2025 № 24-06-09/96576, разъяснив, что для таких закупок установлен особый, гибридный режим: упрощения для заказчика и ужесточения для поставщика.
1. Что такое закупка «с полки» и в чем ее специфика?
Для понимания сути разъяснений Минфина важно вспомнить ключевые особенности закупок по части 12 статьи 93 44-ФЗ.
- Суть процедуры: Заказчик вправе закупить определенные товары (например, офисную мебель, оргтехнику, канцелярию, моющие средства) у единственного поставщика без проведения конкурентной процедуры. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ.
- Ключевая особенность: Описание объекта закупки в его классическом понимании (по ст. 33 44-ФЗ) не формируется. В извещении о закупке указывается только обязательный, закрытый перечень информации, предусмотренный п. 3 и 4 ч. 12 ст. 93 44-ФЗ (наименование товара, количество, цена и т.д.).
- Изначальная цель: Максимальное упрощение и ускорение процесса закупки стандартных, серийных товаров.
Именно эта особенность — отсутствие описания объекта закупки — стала центральной в разъяснениях Минфина.
2. Новые правила по Постановлению № 1875: что изменилось в целом?
Постановление Правительства № 1875 ввело ряд новшеств в применение национального режима, то есть правил, предоставляющих преимущества товарам российского происхождения. Два ключевых нововведения, которые нас интересуют:
- Особенности описания объекта для товаров, не производимых в РФ. Если товар не производится на территории России, заказчик при его описании должен сделать соответствующую запись и обосновать это (подп. «а» п. 7 Постановления № 1875).
- Упрощенный и стандартный порядок подтверждения происхождения.
- Упрощенный порядок: Участник может просто указать в заявке или приложить декларацию о том, что страной происхождения товара является Российская Федерация.
- Стандартный порядок: Требуется предоставление документов, подтверждающих происхождение (например, сертификат о происхождении товара по СТ-1 или декларация о происхождении товара).
Упрощенный порядок применяется в случаях, когда заказчик выполнил все требования национального режима, включая описание объекта по правилам.
3. Позиция Минфина: разбор письма от 06.10.2025 № 24-06-09/96576
Минфин, рассмотрев обращение, указал на следующую логику применения новых правил к «полочным» закупкам.
✅ Упрощение для заказчика: освобождение от дополнительных обязанностей
Поскольку в закупках «с полки» законодатель прямо не предусмотрел формирование описания объекта закупки по ст. 33 44-ФЗ, то и положения подп. «а» п. 7 Постановления № 1875, регулирующие это описание, не применяются.
Что это значит на практике для заказчика?
- Не нужно готовить декларацию о том, что в реестре российских промышленных товаров (РРПП) отсутствует информация о товаре, аналогичном закупаемому.
- Не нужно направлять уведомление в Минпромторг России о планируемой закупке иностранного товара (если он не производится в РФ).
- Снимается административная нагрузка и ускоряется процесс подготовки к закупке.
Таким образом, для заказчика документооборот остается максимально простым, как и было задумано изначально в ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
⚠️ Ужесточение для поставщика: стандартный порядок подтверждения происхождения
Вторым, не менее важным следствием отсутствия описания объекта является то, что к такой закупке не применяется упрощенный порядок подтверждения страны происхождения товара.
Почему?
Упрощенный порядок (простая декларация «Российская Федерация») является производным от корректно выполненного заказчиком описания объекта в соответствии с национальным режимом. Если такого описания нет — нет и оснований для применения упрощенного порядка.
Что это значит на практике для поставщика (участника закупки)?
При заключении контракта по закупке «с полки» поставщик обязан подтвердить страну происхождения товара стандартным способом, то есть предоставить один из следующих документов:
- Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 (выдается Торгово-промышленной палатой).
- Декларацию о происхождении товара (составляется производителем/поставщиком).
- Иной документ, однозначно подтверждающий страну происхождения (например, сертификат соответствия, где указан производитель и его адрес).
Простой декларации в этом случае будет недостаточно.
4. Практические выводы для заказчиков и поставщиков
Для государственных и муниципальных заказчиков:
При подготовке извещения о закупке «с полки» не тратьте время на формирование описания по ст. 33 44-ФЗ и документы по Постановлению № 1875 (декларацию для РРПП, уведомление в Минпромторг). Это прямо разрешено Минфином.
В проекте контракта обязательно пропишите условие о том, что поставщик обязан предоставить документы, подтверждающие страну происхождения товара. Ссылайтесь на ст. 14 44-ФЗ и Постановление № 1875.
При приемке товара тщательно проверяйте предоставленные поставщиком документы на происхождение. Их отсутствие является основанием для отказа в приемке и расторжения контракта.
В проекте контракта обязательно пропишите условие о том, что поставщик обязан предоставить документы, подтверждающие страну происхождения товара. Ссылайтесь на ст. 14 44-ФЗ и Постановление № 1875.
При приемке товара тщательно проверяйте предоставленные поставщиком документы на происхождение. Их отсутствие является основанием для отказа в приемке и расторжения контракта.
Для поставщиков (участников закупок):
При подаче заявки на участие в закупке «с полки» будьте готовы, что для заключения контракта от вас потребуют не декларацию, а полноценный документ, подтверждающий происхождение товара.
Заранее запросите у производителя необходимые документы (сертификат СТ-1 или инвойс с указанием страны происхождения). Убедитесь, что они оформлены корректно.
Учитывайте этот фактор при формировании цены, так как получение, например, сертификата СТ-1 может требовать временных и финансовых затрат.
Заранее запросите у производителя необходимые документы (сертификат СТ-1 или инвойс с указанием страны происхождения). Убедитесь, что они оформлены корректно.
Учитывайте этот фактор при формировании цены, так как получение, например, сертификата СТ-1 может требовать временных и финансовых затрат.
Заключение
Письмо Минфина России от 06.10.2025 № 24-06-09/96576 внесло долгожданную ясность в применение новых правил национального режима к закупкам «с полки». Оно подтвердило особый, двойственный характер этих процедур.
Итог: Заказчик получает долгожданное упрощение документооборота, избавляясь от лишних бюрократических процедур. В то же время, законодатель, через обязанность поставщика подтверждать происхождение товара, сохраняет контроль над соблюдением приоритета российских товаров. Этот баланс позволяет сохранить скорость и простоту «полочных» закупок, не жертвуя при этом стратегическими целями поддержки отечественного производителя.