111

Назначьте в организации должностных лиц, которые будут отвечать за антимонопольный комплаенс

При определении уполномоченного подразделения или назначении должностного лица необходимо руководствоваться следующими принципами. Подотчетность уполномоченного подразделения или должностного лица должна находиться непосредственно в ведении руководства. А также у подразделения должно быть достаточно полномочий и ресурсов для выполнения задач. Полномочия и ответственность определяются в локальных нормативных актах. Такие положения могут также содержаться в трудовом договоре или должностной инструкции. Сотрудники подразделения могут как специализироваться на функциях антимонопольного комплаенса, так и совмещать их с другими трудовыми функциями. Уполномоченное подразделение может быть структурно обособлено от других подразделений или, напротив, функции уполномоченного подразделения или должностного лица могут быть распределены между сотрудниками уже существующих подразделений. Пункт 8 раздела IV разъяснений ФАС от 02.07.2021 № 20
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 2 июля 2021 г. № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 2 июля 2021 г. № 4)



I. Термины и определения
Закон о защите конкуренции - Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Антимонопольный комплаенс - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Антимонопольные комплаенс-риски - риски нарушения антимонопольного законодательства, связанные с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности.

Термины "антимонопольное законодательство", "система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", "хозяйствующий субъект" используются в значениях, содержащихся в Законе о защите конкуренции.

Термины "комплаенс-риск", "идентификация риска", "оценка комплаенс-риска", "источник риска" используются в значениях, содержащихся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения".

II. Область применения разъяснений
Настоящие разъяснения подготовлены в целях единообразного применения антимонопольного законодательства при рассмотрении ФАС России обращений хозяйствующих субъектов об установлении соответствия внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, указанного в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, или проекта внутреннего акта (проектов внутренних актов) требованиям антимонопольного законодательства в порядке части 5 статьи 9.1. Закона о защите конкуренции.

Рекомендации, изложенные в настоящих разъяснениях, призваны оказать содействие хозяйствующим субъектам в организации эффективного антимонопольного комплаенса. При этом антимонопольный комплаенс конкретного хозяйствующего субъекта может учитывать особенности его внутренней структуры, количество работников, отрасль экономики, в которой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность, и иные параметры.

Неприменение рекомендаций (полностью или частично) в части, не касающейся требований статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, не исключает соответствия внутреннего акта (внутренних актов) хозяйствующего субъекта об антимонопольном комплаенсе Закону о защите конкуренции, а также эффективности антимонопольного комплаенса.

Кроме того, в данных разъяснениях изложена позиция ФАС России по вопросам осуществления отдельных полномочий ФАС России в контексте организации хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса.

III. Общие положения об организации антимонопольного комплаенса
Согласно части 1 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения хозяйствующий субъект вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Таким образом, организация антимонопольного комплаенса является правом хозяйствующего субъекта, решение о его организации принимается хозяйствующим субъектом исключительно добровольно и остается полностью на его усмотрение.

Основными целями антимонопольного комплаенса являются (1) обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом и (2) предупреждение нарушений антимонопольного законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта.

В долгосрочной перспективе организация антимонопольного комплаенса может способствовать повышению эффективности и успешности деятельности хозяйствующего субъекта.

При организации антимонопольного комплаенса хозяйствующему субъекту рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

1) заинтересованность руководства хозяйствующего субъекта в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность работников хозяйствующего субъекта в реализацию положений внутреннего акта об антимонопольном комплаенсе;

2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

3) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, а также постоянное совершенствование и повышение эффективности антимонопольного комплаенса.

Если изначально внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе, программные инструменты, обучающие материалы и другие документы антимонопольного комплаенса составлены на иностранном языке, их перевод на русский язык не обязателен при условии, что уровень знаний иностранного языка работников - граждан Российской Федерации, применяющих указанные документы (инструменты) в своей деятельности, позволяет довести до них содержание таких документов (инструментов).

Хозяйствующий субъект может выполнить перевод составленных на иностранном языке документов на русский или иной язык по своему усмотрению, например, в части основополагающих положений внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе и (или) основных обучающих материалов по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

При направлении в адрес ФАС России внутреннего акта (внутренних актов) или проекта внутреннего акта (проектов внутренних актов), регулирующих вопросы, указанные в части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, для установления их соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект должен выполнить надлежащий перевод указанных документов на русский язык в случае, если они составлены на иностранном языке.

Антимонопольный комплаенс исходит из самостоятельно определенных потребностей хозяйствующего субъекта, учитывая возникающие в деятельности такого хозяйствующего субъекта риски нарушения антимонопольного законодательства. Соответственно, рекомендации, изложенные в данных разъяснениях, могут применяться с учетом размера, структуры, отраслевой специфики, характера деятельности хозяйствующего субъекта и иных параметров.

IV. Стимулы для организации антимонопольного комплаенса
Одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", является стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Стимулами для организации хозяйствующим субъектом антимонопольного комплаенса являются:

1) снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, риска наступления негативных для хозяйствующего субъекта последствий, в частности взыскания штрафов, убытков, еннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе требований к порядку оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при наличии самого порядка оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства признается соблюдением пункта 1 части 1 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции при условии установления ФАС России соответствия такого порядка требованиям антимонопольного законодательства.

В порядке оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства рекомендуется предусмотреть описание процессов идентификации и оценки рисков, включая мероприятия, проводимые в рамках организации данных процессов, периодичность и сроки их проведения, лиц, участвующих в организации и реализации указанных мероприятий, порядок организации взаимодействия между лицами, участвующими в указанных мероприятиях, порядок оформления результатов оценки рисков и их корректировки при необходимости.

Хозяйствующие субъекты самостоятельно выявляют применимые к их деятельности требования антимонопольного законодательства (далее также - применимые требования) с учетом, в том числе, структуры, характера деятельности, отрасли экономики, в которой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность, и иных параметров.

Перечень применимых требований может определяться хозяйствующим субъектом в частности на основании антимонопольного законодательства, Договора о Евразийском экономическом союзе, применимых норм международного права и иностранного законодательства, принятых ФАС России решений и выданных предписаний, предупреждений и предостережений.

Мониторинг применимых требований и правоприменительной практики рекомендуется осуществлять на постоянной основе. При осуществлении мониторинга рекомендуется проводить изучение и анализ:

1) антимонопольного законодательства и проектов актов антимонопольного законодательства;

2) практики применения антимонопольного законодательства судами и ФАС России;

3) актов, вынесенных ФАС России в отношении хозяйствующего субъекта.

Информация, полученная в результате проведенного хозяйствующим субъектом мониторинга, может использоваться хозяйствующим субъектом для изменения внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, в том числе для разработки и принятия новых мер по снижению хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства или для изменения внутренних процедур реализации указанных мер.

Хозяйствующие субъекты определяют имеющиеся в их деятельности комплаенс-риски (ситуации, в которых применимые к ним требования могут быть нарушены) путем сопоставления применимых требований с внутренними бизнес-процессами.

Процесс идентификации комплаенс-рисков может потребовать анализа, например, судебных дел и дел о нарушении антимонопольного законодательства; материалов правоприменительной практики ФАС России и судов; результатов проведенных ФАС России проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом; результатов проведенного ФАС России анализа состояния конкуренции на товарных рынках, участником которых является хозяйствующий субъект.

Источником комплаенс-рисков могут являться локальные нормативные акты хозяйствующего субъекта и совершенные (планируемые к совершению) сделки, а также действия работников хозяйствующего субъекта при исполнении ими должностных обязанностей. Для оценки действий работников хозяйствующего субъекта могут проводиться, например, интервью с работниками и анализ содержимого сообщений, направляемых работниками хозяйствующего субъекта контрагентам, иным хозяйствующим субъектам и органам власти с использованием каналов передачи данных хозяйствующего субъекта и получаемых работниками хозяйствующего субъекта от указанных лиц с использованием таких каналов передачи данных.

Выявленные комплаенс-риски могут описываться и классифицироваться по критериям, определенным хозяйствующим субъектом. Кроме того, хозяйствующий субъект может проводить анализ причин и условий возникновения комплаенс-рисков.

Оценка комплаенс-рисков1 может производиться с точки зрения вероятности их наступления и тяжести последствий (штрафов, убытков, вреда репутации, расходов на оплату юридических услуг, недействительности сделок, ответственности должностных лиц и т.п.). При оценке рисков может использоваться Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. N 1379-ст (далее - ISO 31000). Для проведения оценки комплаенс-рисков может использоваться матрица комплаенс-рисков (система визуализации значимости и вероятности комплаенс-рисков), в том числе с индикацией уровня комплаенс-риска (например, цветовой или числовой).

Общий результат оценки комплаенс-рисков может быть оформлен в принятом хозяйствующим субъектом формате, например, в виде отчета или карты рисков с описанием комплаенс-риска, причин и условий его возникновения, индикацией уровня риска.

В дальнейшем хозяйствующий субъект в сроки, определенные локальными нормативными актами, может периодически переоценивать ранее выявленные комплаенс-риски и проводить идентификацию и оценку вновь возникших комплаенс-рисков.

Внеплановая оценка комплаенс-рисков может потребоваться, например, при изменении бизнес-процессов, начале работы на новых товарных рынках или выходе хозяйствующего субъекта из товарного рынка, изменениях организационной (управленческой) структуры или стратегии (целей, направлений) деятельности хозяйствующего субъекта, значительных изменениях рыночной ситуации, изменениях правового регулирования, выявлении нарушений применимых требований в деятельности хозяйствующего субъекта.

5) Рекомендации относительно мер, направленных на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением им своей деятельности
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением им своей деятельности.

Выявив антимонопольные комплаенс-риски, хозяйствующий субъект определяет необходимые корректирующие действия (меры, направленные на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением своей деятельности).

Описание (перечень) мер, направленных на снижение хозяйствующим субъектом рисков нарушения антимонопольного законодательства, может быть оформлено в удобном для хозяйствующего субъекта формате, например, в виде дорожной карты с описанием комплаенс-риска и мер, направленных на его снижение (общих (постоянных) мер и конкретных действий (мероприятий)), указанием ответственного за выполнение каждого мероприятия (группы или совокупности мероприятий) должностного лица или структурного подразделения, определением срока выполнения мероприятия (календарного плана для многоэтапного мероприятия), показателей выполнения мероприятия (критериев оценки качества выполнения мероприятия), требований к обмену информацией и отчетности, необходимых ресурсов.

Хозяйствующий субъект может установить для себя цели по обеспечению соблюдения применимых требований (далее - комплаенс-цели) на определенный период. Для каждой комплаенс-цели при этом может быть определено, что конкретно будет сделано, какие ресурсы для этого потребуются, кто ответственен за достижение комплаенс-цели, срок достижения комплаенс-цели, порядок оценки результатов (КПЭ) и иные параметры. Примерами комплаенс-целей могут быть: процент работников, успешно прошедших обучение, количество выявленных ФАС России нарушений или иные.

Особенно важным для эффективного функционирования антимонопольного комплаенса является пример руководства, когда высшее руководство и другие руководители хозяйствующего субъекта демонстрируют уважительное отношение к антимонопольному комплаенсу и поощряют соответствующую культуру поведения работников.

Ниже приведены примеры конкретных мер, которые могут быть приняты хозяйствующим субъектом для снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Превентивные мероприятия, например:

1) согласование с должностным лицом, ответственным за функционирование антимонопольного комплаенса, сделок (иных действий), которые могут привести к нарушению применимых требований;

2) проведение предварительной экспертизы планируемого действия (например, установления механизма ценообразования или совершения сделки в рамках экономической концентрации), в том числе с привлечением экспертов, не являющихся работниками хозяйствующего субъекта и обладающих специальными знаниями в соответствующих областях техники, производства, экономики, финансов;

3) направление в антимонопольный орган заявления о проверке соответствия применимым требованиям проекта соглашения (при заключении соглашений, не подлежащих государственному контролю в соответствии с Законом о защите конкуренции или Федеральным законом "О естественных монополиях").

Принятие локальных нормативных актов, регламентирующих требования к определенным видам деятельности (операциям, процедурам) хозяйствующего субъекта в целях соблюдения требований антимонопольного законодательства, содержащих, в том числе:

1) изложение соответствующих применимых требований;

2) разъяснения применимых требований (соответствующие антимонопольному законодательству, действующей судебной практике и практике ФАС России), необходимые для практического понимания применимых требований ответственными работниками хозяйствующего субъекта при осуществлении ими трудовых функций;

3) описание допустимых моделей поведения работников хозяйствующего субъекта в целях соблюдения соответствующих применимых требований, в том числе установление требований к содержанию договоров, писем и внутренней коммуникации хозяйствующего субъекта.

Автоматизация процессов (процедур) для недопущения неправильных действий исполнителей.

Обучение работников по вопросам функционирования антимонопольного комплаенса и систематическая проверка их знаний.

Цель обучения работников хозяйствующего субъекта - обеспечить выполнение работником своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

Методы проведения обучения работников и оценки его результативности, сроки проведения обучения, список должностей и иные вопросы определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Эффективность программы обучения повышается, если она адаптирована под выполняемые работником трудовые функции, составлена просто и практично (лучше всего на примерах), а также учитывает пробелы в знаниях и опыте работника, установленные в результате проверки знаний, или допущенные работником нарушения антимонопольного законодательства.

Например, можно выделить несколько способов обучения работников, должностные обязанности которых связаны с комплаенс-рисками:

1) первичное обучение и (или) индивидуальная консультация и ознакомление с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе при приеме на работу или переводе работника на другую должность (если новые должностные обязанности связаны с новыми комплаенс-рисками);

2) целевое (внеплановое) обучение и (или) индивидуальная консультация при изменении антимонопольного законодательства, внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе, при выявлении нарушений антимонопольного законодательства и т.п.;

3) периодическое повышение квалификации (плановое обучение и (или) индивидуальная консультация) в сроки, определенные хозяйствующим субъектом, например, не реже одного раза в год или с иной периодичностью.

Хозяйствующий субъект может предусмотреть проверку полученных работниками знаний методами и способами, определяемыми хозяйствующим субъектом (например, тестированием, решением практических задач, собеседованием, экзаменом).

Принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения работниками применимых требований, в том числе:

1) внесение требований к поведению работников, направленных на соблюдение антимонопольного законодательства, в должностные инструкции и трудовые договоры работников, в положения о структурных подразделениях хозяйствующего субъекта;

2) установление локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта, коллективным договором, трудовыми договорами положений о том, что:

- неисполнение применимых требований является дисциплинарным проступком и основанием для привлечения работника в соответствии с трудовым законодательством к материальной и дисциплинарной ответственности;

- совершение работником действия (допущение бездействия), которое привело к нарушению применимого требования, является основанием для направления работника на повторное или дополнительное обучение по вопросам антимонопольного законодательства, проведения проверки знаний работника по вопросам антимонопольного законодательства, применения других мер, направленных на предотвращение повторного нарушения работником применимых требований;

- к работникам применяются предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта меры поощрения за активное содействие функционированию антимонопольного комплаенса (в том числе за выявление возможного нарушения применимых требований и доведение информации о нем до сведения руководства хозяйствующего субъекта, активное участие в создании и функционировании антимонопольного комплаенса и др.).

6) Рекомендуемые меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием такой системы.

Указанное требование Закона о защите конкуренции подразумевает наличие во внутреннем акте (внутренних актах) об антимонопольном комплаенсе положений, содержащих описание мер по контролю за функционированием антимонопольного комплаенса.

Для контроля за функционированием антимонопольного комплаенса хозяйствующий субъект может осуществлять мониторинг, то есть постоянный сбор, анализ и оценку информации об эффективности мер по устранению или снижению комплаенс-рисков, а также об организации процессов в целом (например, об эффективности обучения, методов контроля бизнес-процессов, распределения должностных обязанностей работников, актуальности применимых требований, эффективности работы с нарушениями).

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет, в частности, порядок и формы проведения мониторинга, его периодичность, ответственных лиц, порядок представления отчетности, показатели эффективности антимонопольного комплаенса, порядок и периодичность внешних и внутренних аудитов (если проведение таких аудитов предусмотрено внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе).

Информацию о функционировании антимонопольного комплаенса хозяйствующий субъект может получать, например, от работников (в т.ч. анонимно и через "горячую линию", а также в ходе обучения и проверки знаний работников), покупателей и поставщиков, органов государственного контроля (надзора), аудиторов и иных лиц.

Хозяйствующим субъектом в целях проверки достоверности информации о нарушении или угрозе нарушения работниками применимых требований и (или) требований антимонопольного комплаенса могут проводиться (в порядке, установленном локальным нормативным актом) расследования (внутренние, служебные и т.п.).

По каждому выявленному случаю несоответствия хозяйствующему субъекту рекомендуется: предпринять действия по устранению несоответствия и его последствий; выявить причины возникновения несоответствия и предпринять действия по их устранению; оценить результаты корректирующих действий; при необходимости внести изменения в действующий антимонопольный комплаенс.

Кроме того, хозяйствующий субъект может направить добровольное заявление в ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства (или его признаках), выявленном, в том числе, в результате реализации мер по контролю за функционированием антимонопольного комплаенса.

При этом хозяйствующим субъектом могут быть приняты дополнительные превентивные меры, например, отстранение от работы работника, заключившего от имени хозяйствующего субъекта недопустимое соглашение (совершившего от имени хозяйствующего субъекта недопустимое действие), меры по обеспечению сохранности документов и электронных носителей информации, относящейся к недопустимому соглашению (действию), оформление отказа хозяйствующего субъекта от участия или дальнейшего участия в соглашении (от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий) и другие меры.

Результаты контроля за функционированием антимонопольного комплаенса могут фиксироваться в периодических отчетах или оцениваться и утверждаться иным образом в соответствии с принятыми хозяйствующим субъектом процедурами. Такие отчеты могут содержать, например, информацию о новых применимых требованиях и их влиянии на деятельность хозяйствующего субъекта, достижении показателей эффективности по комплаенс-целям, о выявленных нарушениях, а также принятых мерах, о результатах проведенных ФАС России проверок и принятых мерах в отношении хозяйствующего субъекта, результатах мониторинга и аудита (при его наличии) эффективности антимонопольного комплаенса.

Указанные отчеты могут представляться руководству хозяйствующего субъекта (совету директоров (наблюдательному совету), коллегиальному и единоличному исполнительному органу) для принятия решений о внесении изменений в антимонопольный комплаенс или иных мер. Отчет о результатах оценки функционирования антимонопольного комплаенса может представляться на рассмотрение руководству периодически, например, не реже одного раза в год.

7) Рекомендуемый порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать порядок ознакомления работников хозяйствующего субъекта с таким внутренним актом (внутренними актами).

Указанный порядок может определять круг работников, которые должны быть ознакомлены с внутренним актом (актами) об антимонопольном комплаенсе, а также порядок оформления результатов такого ознакомления (в электронной форме, в журнале учета, в форме отметки в личном деле и т.д.). Хозяйствующий субъект вправе ознакомить с указанным внутренним актом (внутренними актами) соответствующих работников, например, с использованием информационных технологий, в том числе корпоративной информационной системы, путем направления внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе по корпоративной электронной почте с уведомлением о прочтении и (или) путем оформления листов ознакомления с помощью электронных подписей.

Сроки, периодичность и объем ознакомления работников с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно. Рекомендуется обеспечивать ознакомление работников с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе при приеме на работу. Повторное ознакомление конкретного работника (или группы работников) может быть обусловлено, например, выявлением нарушений локальных нормативных актов хозяйствующего субъекта, внесением изменений в указанные акты или проведением обучения.

Обязанность ознакомления работников с внутренним актом (внутренними актами) об антимонопольном комплаенсе может быть возложена на должностных лиц, ответственных за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса, либо на кадровую службу.

Обязанность соблюдать принятый хозяйствующим субъектом внутренний акт (внутренние акты) об антимонопольном комплаенсе, проходить обучение, сообщать о допущенных нарушениях и иные обязанности могут быть зафиксированы в трудовых договорах, должностных инструкциях, системах оценки и поощрения сотрудников (при наличии).

8) Рекомендации по определению должностного лица, ответственного за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции внутренний акт (внутренние акты), принятый хозяйствующим субъектом для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, должен содержать информацию о должностном лице, ответственном за функционирование такой системы.

При определении уполномоченного подразделения (назначении должностного лица) рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

1) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству хозяйствующего субъекта;

2) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения уполномоченным подразделением (должностным лицом) своих задач.

Задачи, полномочия и ответственность уполномоченного подразделения (должностного лица) определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно в его локальных нормативных актах; соответствующие положения могут также содержаться в трудовых договорах, должностных инструкциях и т.п.

К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) рекомендуется отнести следующие функции:

1) разработка внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе и подготовка предложений о внесении изменений;

2) организация процесса выявления комплаенс-рисков и их оценки (например, составление "карты рисков" и "матрицы рисков");

3) мониторинг применимых требований и информирование работников об изменении требований антимонопольного законодательства и практики его применения;

4) разработка мер по снижению комплаенс-рисков (например, "дорожной карты");

5) консультирование работников по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе;

6) проведение обучения работников по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства;

7) организация мер по разрешению конфликтных ситуаций с контрагентами, развитие медиации и аналогичных процедур;

8) проведение внутренних расследований, организация принятия и рассмотрения обращений работников и иных лиц о возможных нарушениях применимых требований (в том числе анонимных сообщений на "горячую линию");

9) взаимодействие с ФАС России при проведении проверок (как самостоятельно, так и при необходимости с привлечением работников других структурных подразделений);

10) доведение информации о допущенных нарушениях антимонопольного законодательства и внутреннего акта (внутренних актов) об антимонопольном комплаенсе до руководства и подготовка предложений о мерах ответственности за допущенные нарушения;

11) контроль за достижением комплаенс-целей, организация контроля за функционированием

Председатель
Президиума ФАС России,
Руководитель ФАС России М.А. Шаскольский