Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости учебного центра Pro-ability бухучет1

Пять мероприятий, которые применит налоговая при проведении проверок ККТ в 2024 году

Налоговая назвала 5 мероприятий, которые применит при проведении проверок ККТ в 2024 году: • профилактические мероприятия; • документарные и выездные проверки; • контроль исполнения предписаний; • контрольные закупки; • контроль при выявлении индикаторов риска. письмо ФНС от 11.04.2024 № Д-5-20/55@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 11 апреля 2024 г. N Д-5-20/55@

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ

КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ

ТЕХНИКИ В 2024 ГОДУ

Федеральная налоговая служба в целях обеспечения применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) хозяйствующими субъектами, в том числе для нормализации уровня дисциплины применения ККТ, сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) предусматривается возможность проведения в 2024 году внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (далее - КНМ) (в виде документарной и выездной проверки) по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, а также КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований незамедлительного проведения контрольной закупки.

В этой связи управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления) поручается организовать в 2024 году проведение профилактических мероприятий (далее - ПМ) и КНМ в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей с учетом следующего.



1. Проведение профилактических мероприятий
.

Согласно пункту 10 Постановления N 336 допускается проведение профилактических мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Кроме того, в случае выявления при проведении КНМ без взаимодействия признаков нарушений обязательных требований сотрудник территориального налогового органа рассматривает вопрос о проведении мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Перечень ПМ, которые проводятся территориальными налоговыми органами, указан в пункте 11 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2022 N 272 (далее - Положение N 272).

Порядок осуществления ПМ содержится в пунктах 12 - 16 Положения N 272.



1.1 Профилактический визит
.

В случае выявления при проведении КНМ без взаимодействия в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований их нарушения сотрудники территориальных налоговых органов инициируют проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

Кроме того, налоговыми органами проводится обязательный профилактический визит в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, при осуществлении которой контролируемое лицо должно соблюдать обязательные требования (например, при первичной регистрации ККТ, так как налогоплательщик приступает к осуществлению деятельности, связанной с осуществлением расчетов, требующих применение ККТ).

Профилактические визиты в отношении контролируемых лиц осуществляются должностным лицом в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и пунктом 16 Положения N 272.

Уполномоченным должностным лицом налогового органа принимается решение о проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы или путем использования видео-конференц-связи, определяются дата, время и должностные лица налогового органа, уполномоченные на его проведение. Форма решения о проведении обязательного профилактического визита прилагается к настоящей директиве.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а также о видах, содержании и об интенсивности КНМ, проводимых в отношении объекта контроля.

По результатам проведения обязательного профилактического визита составляется протокол, форма которого прилагается к настоящей директиве.

О проведении профилактического визита налогоплательщик уведомляется любым доступным способом, позволяющим проконтролировать получение уведомления, в том числе путем вручения такого уведомления в момент первоначального оказания государственной услуги по регистрации ККТ, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения обязательного профилактического визита. Форма уведомления о проведении профилактического визита прилагается к настоящей директиве.

Взаимодействие контролируемого лица с контрольным (надзорным) органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться через представителя, если иное не предусмотрено федеральным законом. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ).

В случае неполучения контролируемым лицом уведомления о проведении профилактического визита, например, направленного по почте, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ) рекомендуется указывать причину непроведения профилактического визита - "Отказ контролируемого лица иным способом".

Согласно пункту 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 (далее - Правила), на уведомление о проведении профилактического визита наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.

Налогоплательщик вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом территориальный налоговый орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

Обращается внимание, что сведения о проведении профилактического мероприятия в виде профилактического визита в обязательном порядке размещаются в ЕРКНМ.



1.2 Объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований
.

В случае наличия у налогового органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, налоговый орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Также учитывая положения Постановления N 336, в случае, если по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, уполномоченным лицом территориального налогового органа принимается решение об объявлении предостережения.

Такое решение принимается уполномоченным лицом по результатам рассмотрения мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований согласно пункту 2 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ.

Формы решения уполномоченного лица территориального налогового органа, мотивированного представления о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предостережения прилагаются к настоящей директиве.

Обращается внимание, что предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования законодательства Российской Федерации о применении ККТ, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

В случае поступления от контролируемого лица возражения на предостережение налоговый орган рассматривает возражение и не позднее 10 рабочих дней со дня его получения принимает решение об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения. Ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу тем же способом, которым направлено возражение.

Форма решения об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер прилагается к настоящей директиве.

Обращается внимание, что сведения о проведении ПМ в виде объявления предостережения размещаются в ЕРКНМ, а согласно пункту 21 Правил на предостережение наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о профилактическом мероприятии.



2. Документарные и выездные проверки
.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) основанием для проведения КНМ, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи, в том числе является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.


При этом согласно части 1 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:

1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;

2) при проведении КНМ, включая КНМ без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.

Статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированные представления о проведении КНМ, о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а также об отсутствии основания для проведения КНМ.

В целях рассмотрения ФНС России мотивированных представлений о проведении КНМ, а также принятия заместителем руководителя ФНС решения о проведении внепланового КНМ в 2024 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, Управлениям сообщается следующее.



2.1 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам рассмотрения сведений о неприменении ККТ, содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций
.

Общий порядок рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (в части законодательства Российской Федерации о применении ККТ), доведен до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 30.08.2022 N АБ-4-20/11366@.

При этом, по итогам рассмотрения подтвержденных сведений о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, мотивированное представление о проведении КНМ может быть направлено на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:

1) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ налогоплательщиками, не являющимися мобилизованными лицами на период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, включенными в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий";

2) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, также указывают на причинение заявителю вреда или на нарушение прав заявителя;

3) сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).

При установлении одновременного наличия вышеуказанных критериев по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданина или организации должностное лицо территориального налогового органа может сформировать мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной или выездной проверки и проект решения о проведении документарной или выездной проверки и направить указанные документы на рассмотрение в Управление оперативного контроля ФНС России.

Типовая форма решения о проведении документарной и выездной проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).



2.2 Отбор налогоплательщиков для проведения КНМ по результатам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований
.

Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных.


При этом, в случае, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, мотивированное представление о проведении КНМ в виде документарной или выездной проверки и проект решения о проведении документарной или выездной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС России через Управление оперативного контроля ФНС России строго при одновременном наличии следующих критериев:

1) налогоплательщик не является мобилизованным лицом на период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации;

2) налогоплательщики не являются аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, включенными в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий";

3) у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;

4) сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).



2.3 Рассмотрение мотивированных представлений о проведении КНМ в виде документарной проверки
.

ФНС России рассмотрит представленные территориальными налоговыми органами мотивированные представления о проведении КНМ в виде документарной или выездной проверки и при отсутствии замечаний по ним, направит в адрес Управлений соответствующее решение.

В целях подготовки решений о проведении КНМ необходимо в обязательном порядке заполнить все атрибуты в проекте решения.

При этом следует учитывать, что представленные в проекте решения сведения (например, сведения об уполномоченных на проведение проверки, адрес проведения проверки, источник сведений о нарушении, изложение сведений о нарушении, срок проведения КНМ и другие сведения) будут отражены в решении о проведении КНМ и должны соответствовать фактическим данным, вносимым территориальными налоговыми органами в момент формирования паспорта КНМ в ЕРКНМ.

Обращается внимание, что согласно позиции Минэкономразвития России от 25.12.2023 N Д24и-42173, доведенной до налоговых органов письмом ФНС России от 28.12.2023 N 20-3-03/0310, в случае если в распоряжении контрольного (надзорного) органа имеются документы необходимые для оценки соблюдения обязательных требований контролируемыми лица, то проведение контрольных (надзорных) действий (например, истребование документов или получение письменных объяснений в рамках документарной проверки), не требуется.

Таким образом, при наличии у налогового органа достаточных сведений необходимых для оценки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ, а также данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности, налоговые органы самостоятельно принимают решение о необходимости проведения контрольных (надзорных) действий и их отражении в проектах решений о проведении соответствующего КНМ, а также в ЕРКНМ.



2.4 Проведение документарной или выездной проверки
.

Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 336 в 2024 году внеплановые КНМ проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой.

Обращается внимание, что в случае, если по результатам согласительных процедур от органа прокуратуры получен отказ в согласовании проведения внеплановых документарных проверок, Управления незамедлительно направляют в адрес Управления оперативного контроля следующую информацию:

- копии заявлений о согласовании внепланового КНМ по форме, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 02.06.2021 N 294 (при наличии);

- копии решений органов прокуратуры об отказе в согласовании проведения внепланового КНМ;

- сведения по форме, согласно приложения N 1 к настоящей директиве.

Процесс проведения документарной и выездной проверки доведен до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 19.04.2022 N АБ-4-20/4731@.

Форма Требования о представлении документов (письменных объяснений) прилагается к настоящей директиве.

Обращается внимание, что сведения о проведении КНМ размещаются в ЕРКНМ, а согласно пункту 21 Правил, на решение о проведении КНМ, требование о предоставлении документов (письменных объяснений), акт КНМ и предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о КНМ.


Типовые формы соответствующих актов КНМ, утверждены приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (обязательно в редакции приказа Минэкономразвития России от 27.10.2021 N 651).

Учитывая, что решение о проведении внепланового КНМ принимается заместителем руководителя ФНС России, после внесения обязательных сведений по КНМ в ЕРКНМ, необходимо сохранить паспорт КНМ. После сохранения паспорта КНМ в нем отобразится номер КНМ и QR-код, который необходимо скопировать и посредством принтера нанести на решение о проведении КНМ, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт КНМ.

Решение о проведении КНМ и акт КНМ с нанесенными на них QR-кодом и номером КНМ добавляются в паспорт КНМ.

Дата направления требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов и пояснений и дата получения документов и пояснений во исполнение такого требования отражаются в ЕРКНМ.

По результатам проведения КНМ необходимо принять решения с учетом пунктов 1 и 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ и пункта 9 Постановления N 336 в части выдачи после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении.

Форма предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований доведена до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 30.03.2023 N 20-3-03/0020@, а также прилагается к настоящей директиве.

Сведения о предписании об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушенные обязательные требования и нормативные акты и их структурные единицы, предусматривающие обязательные требования, а также срок исполнения предписания контрольного (надзорного) органа размещаются в ЕРКНМ в срок, установленный Правилами.



3. Контроль исполнения предписаний об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ
.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении КНМ нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в том числе, выдать после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Таким образом, по результатам проведения внеплановых КНМ, в ходе которых были установлены нарушения налоговый орган обязан выдать после оформления акта КНМ контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В предписании в обязательном порядке указываются:

- установленное нарушение обязательных требований;

- указание на структурные единицы Федерального закона N 54-ФЗ, устанавливающие обязательное требование, которое нарушено;

- действия, которые должен осуществить налогоплательщик для устранения выявленного нарушения;

- разумные сроки их устранения нарушения;

- необходимость предоставления в налоговый орган чеков коррекции, в случае, если нарушение связано с неприменением ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ;

- необходимость предоставления кассового чека (бланка строгой отчетности), если установленное нарушение связано с невыдачей кассового чека на бумажном носителе.

Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона N 248-ФЗ органами, осуществляющими контроль за исполнением предписаний, иных решений контрольных (надзорных) органов (далее также - решения), являются контрольные (надзорные) органы, вынесшие решения.

Частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ определено, что по истечении срока исполнения решения (предписания), принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением (предписанием), либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения (предписания) на основании представленных документов и сведений, полученной информации.

Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований, невозможно сделать вывод об исполнении решения (предписания), контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение указанного решения (предписания) путем проведения КНМ с взаимодействием с контролируемым лицом.


При этом обращается особое внимание, что в ходе мероприятий по контролю за исполнением предписания налоговым органом оценивается как сам факт устранения выявленного нарушения, так и факт дальнейшего непрекращающегося предотвращения контролируемым лицом причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.



3.1 Оценка исполнения предписания в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований на основании представленных документов и сведений, полученной информации
.