111

Заказчик могут оштрафовать, если контракт заключен по дополнительным основаниям из акта региона

Соблюдение регионального порядка закупки у едпоставщика не гарантирует правомерность прямого контракта. Это подтверждает практика контролеров. решение ФАС от 17.08.2022 по делу № П-274/22
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2022 г. по делу N П-274/22
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки действий субъекта контроля на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ КБР "У" (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта "Республиканский онкологический диспансер на 250 коек в г. Нальчик" (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 2072501481122000022) (далее - Контракт),

установила:

В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика при заключении Контракта Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.

В ходе проведения внеплановой проверки 08.08.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.08.2022.

Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:

1)конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);

2)аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);

3)запрос котировок в электронной форме.

В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.

Согласно части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, путем проведения аукционов.

Статьей 93 Закона о контрактной системы установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) в период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

На основании части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ принято постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.03.2022 N 66-ПП "Об установлении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и порядка их осуществления" (далее - Постановление N 66-ПП).

Подпунктом "в" пункта 1 Постановления N 66-ПП установлено, что до 31.12.2022 включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик в праве осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если применение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих затрат времени, нецелесообразно в связи с экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, в том числе в случае осуществления закупки в целях строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов капитального строительства, линейных объектов.

Согласно абзацам второму, четвертому, пятому подпункта "а" пункта 2 Постановления N 66-ПП при осуществлении заказчиком закупки для обеспечения государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Постановлением N 66-ПП заказчиком издается акт, в котором в том числе указываются:

- решение заказчика о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Постановлением N 66-ПП;

- причинно-следственная связь между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиям иностранных государств и международных организаций;

- обстоятельства, подтверждающие ограниченность сроков для осуществления закупки и в этой связи целесообразность ее осуществления у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в рамках Постановления N 66-ПП Заказчиком издан приказ от 31.05.2022 N 41-П (далее - Приказ N 41-П).

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, на основании Приказа N 41-П между Заказчиком и ООО "С" заключен Контракт от 01.06.2022 N 18 по цене 2 052 631 578,96 руб.

Согласно положениям Приказа N 41-П причинно-следственная связь между обстоятельствами осуществления закупок и экономической ситуацией характеризуется недружественными действиями иностранных государств и межгосударственных организаций и обусловлена существенным удорожанием стоимости основных строительных материалов, произошедшим вследствие санкционной политики недружественных государств и межгосударственных организаций. Вместе с тем проведение конкурсных процедур по объекту "Корректировка проектно-сметной документации на строительство объекта "Республиканский онкологический диспансер на 250 коек в г. Нальчик" не представляется возможным вследствие ограниченности сроков, обусловленной постоянным изменением предложения на рынке медицинского оборудования ввиду введения санкций со стороны недружественных государств и межгосударственных организаций, что может привести к неактуальности проектно-сметной документации.

Вместе с тем Заказчиком не представлено сведений о сравнительном анализе стоимости строительных материалов по состоянию на момент заключения Контракта с предыдущими периодами, свидетельствующих о многократном увеличении стоимости материалов.

Кроме того, представителем Заказчика в адрес Комиссии не представлены сведения о сокращении количества подрядчиков, имеющих возможность выполнить работы по корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта "Республиканский онкологический диспансер на 250 коек в г. Нальчик", до ООО "С" вследствие действий недружественных государств и межгосударственных организаций.

Также на заседании Комиссии установлено, что срок с момента утверждения Постановления N 66-ПП до заключения Контракта составляет более 2 месяцев, что существенно превышает период проведения конкурентных процедур определения подрядчика.

Кроме того, выполнение работ, предусмотренных Контрактом, отнесено к мероприятиям, запланированным в рамках реализации федерального национального проекта.

Изучив представленные материалы, Комиссия приходит к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между заключением Контракта и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и межгосударственных организаций, а также подтверждения срочности заключения Контракта, необходимых для осуществления закупки у единственного подрядчика, по результатам проведения которой заключен Контракт.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего Контракт с единственным поставщиком вместо проведения конкурентной процедуры, нарушают части 1, 6, 7 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия

решила:

1.Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1, 6, 7 статьи 24 Закона о контрактной системе.

2.В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

3.Передать материалы от 17.08.2022 по делу N П-274/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.