Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Скорректировали правила банковского сопровождения контрактов

Постановление Правительства РФ от 04.02.2025 № 106: Упрощение процедур для поставщиков и банков в сфере госзакупок

1. Основные изменения

Постановление вносит коррективы в регулирование государственных контрактов и банковского сопровождения, направленные на снижение бюрократической нагрузки:

1.1. Для поставщиков

  • Исключение идентификатора госконтракта:
  • Поставщики больше не обязаны указывать идентификатор государственного контракта в:
  • договорах;
  • платежных документах (платежных поручениях, актах и т.д.).
  • Цель: Упрощение документооборота и снижение ошибок при заполнении.
  • Отмена отчета о мониторинге исполнения контракта:
  • Ранее поставщики направляли отчеты в Федеральное казначейство. Теперь эта обязанность отменена.
  • Причина: Переход на автоматизированный сбор данных через ЕИС (Единую информационную систему в сфере закупок).

1.2. Для банков

  • Оптимизация условий банковского сопровождения:
  • Упрощены требования к банкам при обеспечении расширенного сопровождения контрактов. Например:
  • Сокращен перечень документов для заключения договора;
  • Упрощена процедура проверки заявок.
  • Цель: Привлечение большего числа банков к участию в госзакупках.
  • Включение условий об ответственности:
  • Договоры банковского сопровождения теперь обязаны содержать положения:
  • О штрафных санкциях за нарушение обязательств;
  • О порядке разрешения споров;
  • О последствиях неисполнения условий (например, расторжение договора).

2. Последствия для участников

2.1. Для поставщиков

  • Плюсы:
  • Меньше времени на оформление документов;
  • Снижение риска ошибок из-за отсутствия необходимости указывать идентификатор.
  • Риски:
  • Возможные сложности у заказчиков в отслеживании контрактов без идентификатора (требуется адаптация внутренних систем).

2.2. Для банков

  • Плюсы:
  • Упрощение входа на рынок госзакупок;
  • Снижение административных издержек.
  • Риски:
  • Усиление ответственности за нарушения условий договора.

3. Как осуществляется контроль?

  • Вместо отчетов:
  • Данные об исполнении контрактов автоматически поступают в Федеральное казначейство через ЕИС.
  • Ответственность банков:
  • Банки обязаны предоставлять заказчикам и контролирующим органам информацию о движении средств в рамках сопровождения.

4. Переходные положения

  • Новые правила применяются к контрактам, заключенным после 01.03.2025.
  • Для действующих контрактов изменения могут быть внесены через дополнительное соглашение.

5. Рекомендации участникам

  • Поставщикам:
  • Проверьте, чтобы в документах не было устаревших требований к идентификатору;
  • Используйте ЕИС для оперативного обновления информации о контрактах.
  • Банкам:
  • Разработайте типовые договоры сопровождения с учетом новых требований об ответственности;
  • Настройте системы для интеграции с ЕИС.
  • Заказчикам:
  • Обновите внутренние регламенты проверки платежных документов;
  • Используйте ЕИС для мониторинга исполнения контрактов.

6. Примеры

  • Ситуация 1:
  • Поставщик заключил контракт на поставку мебели для школы. В платежном поручении он больше не указывает идентификатор контракта, что ускоряет процесс оплаты.
  • Ситуация 2:
  • Банк «Х» заключил договор сопровождения с условием штрафа 0,1% от суммы контракта за каждый день просрочки платежа.
Итог:
Постановление № 106 направлено на цифровизацию и дебюрократизацию госзакупок. Упрощение документооборота и повышение ответственности банков создают более комфортные условия для бизнеса, но требуют от участников адаптации процессов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2025 г. N 106 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"


Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 39, ст. 5259; 2015, N 26, ст. 3904; 2017, N 1, ст. 207; N 33, ст. 5184; 2018, N 5, ст. 764).

2. Признать утратившим силу пункт "а" постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2018 г. N 51 "О внесении изменений в Правила осуществления банковского сопровождения контрактов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 5, ст. 764).



Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 февраля 2025 г. N 106



Изменения, которые вносятся в Правила осуществления банковского сопровождения контрактов



1. Пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Привлечение банка в целях банковского сопровождения контракта осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в отношении сопровождаемого контракта, заключаемого для обеспечения:

федеральных нужд заказчиком, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта и абзаце первом пункта 11 настоящих Правил;

федеральных нужд заказчиком или поставщиком, - по решению Правительства Российской Федерации, предусмотренному абзацем четвертым подпункта "а" или абзацем четвертым или пятым подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов".".

2. Пункт 8 1 признать утратившим силу.

3. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. При расширенном банковском сопровождении контракта банком обеспечивается проведение мониторинга исполнения сопровождаемого контракта, включающего анализ соответствия содержания документов, подтверждающих основание платежа, представляемых поставщиком и соисполнителями:

срокам поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количеству товаров (объему работ, услуг), предусмотренных сопровождаемым контрактом;

утвержденной в установленном порядке проектной документации, утвержденному графику выполнения работ и фактическим результатам выполненных работ (их отдельных этапов) - в случае, если предметом сопровождаемого контракта является выполнение работ, связанных со строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением) объекта капитального строительства (общая стоимость проверенных банком работ должна составлять не менее 75 процентов общей стоимости строительства).".

4. В абзаце втором пункта 10 слова "государственной власти" исключить.

5. Пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. В случае если между указанным в пункте 10 настоящих Правил банком и поставщиком заключен договор о предоставлении банковской гарантии по сопровождаемому контракту или кредитный договор на сумму не менее 30 процентов цены контракта, но не менее размера предоставляемого по сопровождаемому контракту аванса, договор о банковском сопровождении заключается с таким банком (если банк не отказался от его заключения).

В случае отказа банка от заключения договора о банковском сопровождении заказчик выбирает иной банк в порядке, установленном настоящими Правилами, и заключает с ним договор о банковском сопровождении в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

6. Подпункт "ж" пункта 13 изложить в следующей редакции:

"ж) ответственность сторон в случае нарушения условий, установленных договором о банковском сопровождении.".

7. Подпункт "ж" пункта 14 изложить в следующей редакции:

"ж) обязанность банка предоставлять заказчику отчет о результатах мониторинга фактического исполнения сопровождаемого контракта.".

8. В пункте 15 слово "ежемесячно," заменить словами "в порядке и сроки, установленные договором о банковском сопровождении, но".

9. В пункте 16:

а) абзац первый после слова "заказчику" дополнить словами "в порядке и сроки, установленные договором о банковском сопровождении, но";

б) абзац второй подпункта "б" дополнить словами "- в случае, если соответствующее условие предусмотрено договором о банковском сопровождении".