Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
111

Допустимо изменить торговое наименование лекарственного препарата в контракте

В контракте речь идет именно о лекарственном средстве, которое соответствует МНН, а не о каком-то конкретном препарате с определенным торговым названием от конкретного производителя. При заключении дополнительного соглашения изменения были несущественными, и все остальные условия контракта, в том числе ассортимент товара, который указан в спецификации, не являются критически важными. постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.07.2024 по делу № А40-119207/2023

РЕШЕНИЕ


Дело № А40-119207/23-17-977
г. Москва
29 декабря 2023 г.
Резолютивная часть решения суда оглашена 25 декабря 2023 года

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2023 года

Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Министерства здравоохранения Российской Федерации к Прокуратуре Центрального административного округа г. Москвы, Прокуратуре г. Москвы, третьи лица: 1) ООО «Примафарм», 2) АО «Фармасинтез», 3) АО «Фарм-Синтез» о признании недействительным представления от 06.04.2023 г. № Прдр-20450017-119-23/-20450017

в судебное заседание явились: от заявителя: ФИО2 (довер. от 09.01.2023г.) ФИО3 (довер. от 09.01.2023г., до перерыва), от заинтересованных лиц: Пак Р.И. (довер. от 20.12.2023г.), от третьих лиц: 1) ФИО4 (довер. от 11.11.2023г.), 2) ФИО5 (довер. от 04.12.2023г.), ФИО6 (довер. от 04.12.2023г. до перерыва), ФИО7 (довер. от 04.12.2023г.), 3) ФИО8 (довер. от 22.09.2023г.)

УСТАНОВИЛ:


Федеральное казенное учреждение «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – заявитель, Учреждение, Заказчик, ФКУ «ФЦПиЛО» Минздрава России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы (далее – заинтересованное лицо) от 06.04.2023 г. № Прдр-20450017-119-23/-20450017.

В ходе рассмотрения дела заявителем представлено заявление об уточнении оснований заявленных требований.

Указанное заявление было принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ протокольным определением от 25.09.2023.

В судебном заседании 20 декабря 2023 был объявлен перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ до 25 декабря 2023 .

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях к нему с учетом принятого судом уточнения.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву.

Третьи лица (ООО «Примафарм», АО «Фармасинтез») поддержали правовую позицию заявителя.

Третье лицо АО «Фарм-Синтез»просило отказать в удовлетворении заявленных требований, считая оспариваемое представление законным и обоснованным.

Судом установлено, что предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок обжалования представления Прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы заявителем соблюден.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Центрального административного округа г. Москвы проведена проверка доводов обращений генерального директора АО «Фарм- Синтез» ФИО9 о нарушении требований федерального законодательства о закупках в деятельности ФКУ «ФЦПиЛО» Минздрава России, поступивших из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения заявителем законодательства о закупках.

Проведенной заинтересованным лицом проверкой было установлено, что ФКУ «ФЦПиЛО» Минздрава России за счет средств федерального бюджета осуществляются закупки дорогостоящих лекарств в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Так, ФКУ «ФЦПиЛО» Минздрава России 18.05.2022 проведен электронный аукцион №0873400003922000323 на поставку лекарственного препарата Леналидомид, капсулы, 25 мг.

Начальная максимальная цена контракта составляла 3 291 225 799,68 рублей.

При этом, леналидомид - это лекарственный препарат, входящий в перечень препаратов для лечения 14 высокозатратных нозологий, противоопухолевый препарат для больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей.

По результатам электронного аукциона согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 20.05.2022 победителем признано ООО «ПРИМАФАРМ» (ИНН <***>) (далее - «Поставщик») с лекарственным препаратом «МИЕЛАНИКС» (капсулы, 25.0 мг (банка) 21x1 (пачка картонная) компании АО «Фарм-Синтез».

На основании указанного протокола 02.06.2022 Заказчик заключил с Поставщиком государственный контракт № 0873400003922000323-0001 на поставку лекарственного препарата с конкретными характеристиками: МНН Леналидомид с торговым наименованием «МИЕЛАНИКС», капсулы, 25.0 мг (банка) 21x1 (пачка картонная), компании АО «Фарм-Синтез», в полном объеме, заявленном в аукционе, в количестве 671 328, с ценой контракта 3 274 764 837,12 рублей.

Заказчиком 09.06.2022 официально на сайте https://zakupki.gov.ru/ в реестре контрактов опубликованы сведения о заключении между Заказчиком и Поставщиком СИНТЕЗФАРМ дополнительного соглашения № ДС-1-0873400003922000323-0001 об изменении государственного контракта от 02.06.2022 №0873400003922000323-0001.

Согласно данному дополнительному соглашению стороны внесли изменения в уже заключенный государственный контракт касательно товара и указали к поставке еще один лекарственный препарат с МНН Леналидомид, с другим торговым наименованием - «Леналидомид», с другим регистрационным удостоверением ЛП-№ (000225)-РГ-RU, производителя - компании АО «Фармасинтез», на тот же объем, указанный в контракте в количестве 671 328 шт.

Между тем, как установлено заинтересованным лицом, исходя из ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) изменение условий контракта при его заключении и исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Виду изложенного заинтересованным лицом заявителю было выдано предписание от 06.04.2023 г. № Прдр-20450017-119-23/-20450017, в котором содержатся следующие требования: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, недопущению данных нарушений в дальнейшем, причин и условий, им способствующих, а также привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру округа в установленный законом месячный срок.

Не согласившись с указанным представлением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Как обоснованно указывает заявитель, он, исходя из потребности, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416, в лекарственном препарате, определенном по МНН (Леналидомид 25 мг) в соответствии с приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н и правилами описания объекта закупки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380, обязывающими осуществлять закупку исключительно по МНН (Леналидомид 25 мг) осуществил закупку лекарственного препарата конкурентными способами в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ (извещение № 0873400003922000323).

При этом объектом закупки электронного аукциона № 0873400003922000323 является лекарственный препарат МНН Леналидомид, капсулы, 25 мг, который приобретается исключительно для пациентов, включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416.

Заявитель осуществляет планирование и приобретение исключительно лекарственных препаратов по международным непатентованным наименованиям конкурентными способами в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

При этом описание объекта закупки отвечает требованиям пункта 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и содержит указание только на международное непатентованное наименование лекарственного препарата.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2022 №ИЭА1 победителем аукциона № 0873400003922000323 заявителем признан участник - ООО «Примафарм», заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 3 274 769 670,12 руб.

На основании протокола подведения итогов между заявителем и ООО «Примафарм» (далее - Поставщик) заключен государственный контракт от 02.06.2022 № 0873400003922000323-0001 (далее - государственный контракт).

Пунктом 1.1. государственного контракта определен предмет контракта, в соответствии которым Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата Леналидомид, капсулы, 25 мг в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (код ОКПД 2 - 21.20.10.214) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.

Как следует из материалов дела, ООО «Примафарм» письмом от 03.06.2022 № 86 о своевременном и полном обеспечении получателей лекарственными препаратами, для предупреждения и предотвращения возможных сложностей при поставке препарата МНН Леналидомид с торговым наименованием МИЕЛАНИКС, капсулы, 25 мг, производства ООО «Фарм-Синтез», Россия, и недопущения просрочки исполнения обязательств просило рассмотреть возможность внесения изменений в государственный контракт на основании пункта 12.2 государственного контракта в части дополнения контракта возможностью поставки лекарственного препарата МНН Леналидомид, ТН Леналидомид, капсулы, 25.0 мг, производства АО «Фармасинтез», Россия.

Впоследствии, заявитель, учитывая интересы пациентов в своевременном обеспечении пациентов, включенных в Федеральный регистр, лекарственным препаратом МНН Леналидомид, капсулы, 25 мг, заключил с ООО «Примафарм» дополнительное соглашение от 08.06.2022 №ДС-1-0873400003922000323-0001 о дополнении технических характеристик возможностью одновременной поставки лекарственного препарата МНН Леналидомид капсулы, 25 мг различных производственных площадок: ТН Леналидомид, производства АО «Фармасинтез», Россия; и ТН МИЕЛАНИКС, производства ООО «Фарм-Синтез», Россия.

При этом суд исходит из того, что исключение дополнительных условий, включенных в государственный контракт дополнительным соглашением от 08.06.2022 № ДС-1-0873400003922000323-0001, возможно только в соответствии с разделом 12 контракта путем заключения нового дополнительного соглашения или через прекращение контракта по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Положения статей 34 и 95 Закона № 44-ФЗ в части установления оснований изменения условий контракта являются императивными и установленный Законом перечень оснований внесения изменений в контракт является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию.

В статье 95 Закона № 44-ФЗ отсутствует основание для исключения товарных позиций, возможных к поставке, и как следствие, внесение изменений в контракт по данным основаниям невозможно.

Кроме того, заказчикам разрешено изменять любые существенные условия контракта. Стороны вправе изменить условия, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт на прежних условиях. Правило действует до 1 января 2024 года (ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
;

Следовательно, вывод заинтересованного лица о запрете замены признается судом не состоятельным, так как не соответствует требованиям закона.

Данный вывод оспариваемого представления основан на том, что замена товара допускается при определённых условиях, исключительно в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона №44-ФЗ, в связи с чем является несостоятельным.

Кроме того, в рассматриваемом случае речь идет о взаимозаменяемости препаратов происходящих не из иностранного государства, а российских производителей.

Заинтересованным лицом также не дана оценка действиям ФКУ «ФЦПиЛО» Минздрава России по дополнению контракта дополнительной товарной позицией, соответствующей техническим условиям, и не ограничивающей возможности поставщика самостоятельно определять пропорциональность поставки соответствующих товарных позиций с учетом предотвращения несвоевременного обеспечения пациентов лекарственным препаратом.

Кроме того, оспариваемое представление не содержит оценки о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения 2.1. Лекарственные препараты, входящие в одну группу в рамках одного международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования, признаются взаимозаменяемыми.

Согласно Правилам использования информации о взаимозаменяемых лекарственных препаратах для медицинского применения и дачи разъяснений по вопросам взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, а также о внесении изменений в особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2020 № 1357, информация о взаимозаменяемых лекарственных препаратах используется медицинскими работниками при назначении и фармацевтическими работниками при реализации лекарственного препарата, входящего в отдельную группу в рамках одного международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования (далее - МНН), в рамках которой лекарственные препараты являются взаимозаменяемыми, в том числе с учетом Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. № 1380.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд создается и ведется единая информационная система в сфере закупок (далее - ЕИС), взаимодействие которой с иными информационными системами обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированное) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части статьи 1 Закона №44-ФЗ.

В соответствии с перечнем Поручений Президента Российской Федерации от 10 августа 2016 г. № Пр-1567 посредством информационного взаимодействия ЕИС и единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ) обеспечена возможность загрузки единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - ЕСКЛП), формируемого Минздравом России, а также его применение заказчиками в ЕИС при описании объектов закупок в извещениях об осуществлении закупки, а также при формировании сведений о заключенных контрактах и их исполнении, подлежащих включению в реестр контрактов.

В этой связи, Минздравом России создана правоприменительная практика и даны разъяснения, в том числе письмом от 17 ноября 2020 г. № 18-2/И/2-17599 о необходимости применения ЕСКЛП как на этапе подготовки документации о закупке лекарственных препаратов, так и на этапе заключения и исполнения контракта на поставку лекарственных препаратов.

На этапе подготовки документации о закупке лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 19 декабря 2019 г. № 1064н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» предусмотрен расчет начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара с использованием сведений ЕСКЛП.

На этапе заключения и исполнения контрактов на поставку лекарственных препаратов Приказом Минздрава России от 18.01.2021 № 15н «Об утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения» установлена форма типового контракта на поставку лекарственных препаратов и соответствующих документов поставки с обязательным указанием информации о лекарственном препарате в соответствии с ЕСКЛП.

Необходимо также учитывать положения постановления Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации». Согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» ЕСКЛП формируется на основании сведений ГРЛС и государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Таким образом, формирование информации о закупке лекарственного препарата осуществляется с использованием ЕСКЛП.

Как указывает заявитель, лекарственный препарат с МНН Леналидомид 25 мг с торговым наименованием Леналидомид и МИЕЛАНИКС являются взаимозаменяемыми.

Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.

Порядок назначения лекарственных препаратов регулируется приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н.

Пунктом 5 Порядка назначения лекарственных препаратов (приложение № 1 к приказу Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н) предусмотрено, что назначение лекарств осуществляется медицинским работником по МНН. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.

Так, обеспечение пациентов, включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов I (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416 осуществляется лекарственными препаратами исключительно по МНН без учета различных торговых наименований различных производителей.

Таким образом, пациенты обеспечиваются лекарственными препаратами исключительно по МНН Леналидомид 25 мг без учета различных торговых наименований различных производителей.

При этом суд отмечает, что Прокуратурой Центрального административного округа г. Москвы не опровергнут довод заявителя о невозможности поставки нескольких взаимозаменяемых товарных позиций лекарственных препаратов.

Также суд учитывает, что ООО «Примафарм» письмом от 03.06.2022 № 86 поставил перед ФКУ «ФЦПиЛО» Минздрава России вопрос о дополнении спецификации (приложение № 1 к контракту) и технических характеристик (приложение № 2 к контракту) возможностью одновременной поставки, наряду с указанным в контракте препаратом, также препарата, являющегося взаимозаменяемым лекарственным препаратом МНН Леналидомид в аналогичной дозировке, производимого иной производственной площадкой. Из письма ООО «Примафарм» следовало, что внесение соответствующих изменений обусловлено необходимостью предотвратить срывы обеспечения лекарственным препаратом более 3.464 пациентов, страдающих злокачественными заболеваниями.

Суд принимает во внимание следующие обстоятельства: на момент проведения процедуры закупки и подачи заявок на участие в электронном аукционе № 0873400003922000323 с 29.04.2022 до 18.05.2022, а также до 25.07.2022 действовал Патент № 2595250, в соответствии с которым может производиться и поступать в гражданский оборот только лекарственный препарат, зарегистрированный и реализуемый под торговым наименованием «Ревлимид» (МНН Леналидомид) с регистрационным удостоверением № ЛСР-003 870/09.

Следовательно, обращение иных лекарственных препаратов с МНН Леналидомид возможно исключительно только после истечения срока патентной защиты (после 25.07.2022)

Таким образом, как обоснованно указывает заявитель, в момент заключения дополнительного соглашения № ДС-1-0873400003922000232-0001 от 08.06.2022 имелись объективные обстоятельства невозможности поставки лекарственного препарата МНН Леналидомид с торговым наименованием «Миеланикс» (регистрационное удостоверение № ЛП-006637) в связи с запретом осуществления введения его в гражданский оборот.

Кроме того, по данным системы Росздравнадзора по выборочному контролю качества серий лекарственных препаратов, вводимых в гражданский оборот, по состоянию на день заключения дополнительного соглашения к государственному контракту от 02.06.2022 № 0873400003922000323-0001 лекарственный препарат с торговым наименованием «Миеланикс» при длительном производственном цикле в гражданский оборот не вводился.

В обозначенной ситуации ФКУ «ФЦПиЛО» МЗ РФ не обладает полномочиями и инструментами для проверки достоверности информации, предоставленной поставщиком, относительно возможных проблем с поставками. Кроме того, не имеет права оценить информацию, подписанную уполномоченным представителем хозяйствующего субъекта, как недостоверную.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что ФКУ «ФЦПиЛО» МЗ РФ правомерно в интересах пациентов приняло решение о дополнении спецификации (приложение № 1 к контракту) и технических характеристик (приложение № 2 к контракту) возможностью поставки того же препарата МНН Леналидомид российского производства, произведённого на другой производственной площадке.

Таким образом, поскольку сведения, изложенные ООО «Примафарм» в письме от 03.06.2022 № 86 при наличии объективных данных о невозможности введения в гражданский оборот лекарственного препарата с торговым наименованием «Миеланикс», не могут рассматриваться как не соответствующие действительности, и у ФКУ «ФЦПиЛО» МЗ РФ имелись обстоятельства для согласования и подписания дополнительного соглашения ДС-1-0873400003922000232-0001 от 08.06.2022, предложенного поставщиком.

Прокуратурой Центрального административного округа г. Москвы не представлено подтверждение недостоверности сведений, содержащихся в письме ООО «Примафарм» от 03.06.2022 № 86, и отсутствии права предоставленного всем заказчикам в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», позволяющего по соглашению сторон изменить условия контракта, в том числе существенные условия.

Также суд при принятии настоящего решения учитывает заключение специалиста ФИО10, № 388-23 от 12.12.2023 по результатам товароведческого анализа упаковки, согласно выводам которого на вопрос определить, имеет ли упаковка лекарственного препарата «МИЕЛАНИКС» производства АО «Фарм-Синтез» (Препарат №1) физические отличия от упаковки лекарственного препарата «Леналидомид» производства АО «Фармасинтез» (Препарат №2)? Указать соответствующие отличительные признаки упаковок, дан следующий ответ: физические различия упаковок лекарственного препарата «МИЕЛАНИКС» производства АО «Фарм-Синтез» (Препарат №1) и упаковки лекарственного препарата «Леналидомид» производства АО «Фармасинтез» (Препарат №2) следующие: 1. Имеется различие цветовой гаммы вторичной упаковки из картона. 2. В Препарате № 2 установлены лучшие характеристики первичной упаковки по сравнению с упаковкой Препарата № 1, а именно: фасовка Препарата № 2 снижает контакт с токсичным веществом лекарственного препарата. Дозированная упаковка капсул, упакованных в контурную ячейковую упаковку (блистер) из пленки поливинилхлоридной и фольги алюминиевой печатной лакированной Препарата № 2 способствует более качественному хранению лекарственного препарата.

Относительно изложенного в оспариваемом представлении требования о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности суд отмечает следующее.

Статья 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) устанавливает, что дисциплинарное взыскание может быть наложено на работника только за его виновные действия, которые противоречат трудовой дисциплине, установленным правилам внутреннего трудового распорядка и трудовому договору.

При этом, статья 193 ТК РФ гласит, что дисциплинарное взыскание не может быть наложено повторно за одно и то же нарушение трудовых обязанностей работником.

Согласно статье 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) должностное лицо привлекается к ответственности за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 7.32 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Таким образом, если должностное лицо, в полномочия которого входят должностные обязанности по изменению условий контракта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, привлекается к административной ответственности по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ, в соответствии с вышеназванными статьями Трудового кодекса РФ работодатель не имеет права повторно наказывать должностное лицо за одно и то же нарушение поскольку такое дисциплинарное взыскание будет носить характер двойного наказания за одно и то же правонарушение.

Согласно части 1 статьи 23.66 Кодекса РФ об административных правонарушениях контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 2 статьи 7.29 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции, в том числе по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, имеет право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.

В настоящее время в соответствии с постановлением о возбуждении производства по делу об административных правонарушениях от 10 апреля 2023, вынесенным исполняющей обязанности первого заместителя прокурора Центрального административного округа города Москвы младшим советником юстиции ФИО11, принято решение в соответствии со статьей 23.66 КоАП РФ направить материалы об административном правонарушении для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в Московское УФАС.

Следовательно, работодатель (заявитель) в настоящее время не может наложить дисциплинарное взыскание на должностное лицо за одно и то же нарушение, установленное представлением, так как это будет носить характер двойного наказания за одно и то же правонарушение.

Также суд считает, что оспариваемое представление Прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы нарушает права заявителя, исходя из следующего.

В силу статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Между тем заинтересованное лицо доказательств законности оспариваемого представления не представило.

С учетом изложенного, представление Прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы от 06.04.2023 г. № Прдр-20450017-119-23/-20450017 об устранении нарушений федерального законодательства о закупках не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ. Заявитель освобожден от уплаты госпошлины на основании ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд



РЕШИЛ:


Признать недействительным представление Прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы от 06.04.2023 г. № Прдр-20450017-119-23/-20450017 об устранении нарушений федерального законодательства о закупках.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.