1. Основания для упрощенной формы контракта:
- Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:
- Речь идет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которые допускаются без проведения конкурентных процедур. Например, это могут быть закупки на сумму до 600 тыс. рублей (для учреждений культуры — до 800 тыс. рублей) или иные случаи, прямо указанные в законе.
- Часть 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ:
- Контракт может быть заключен без составления отдельного документа, если это предусмотрено ГК РФ. Достаточно обмена документами (включая электронные), позволяющими установить содержание сделки и идентифицировать стороны.
2. Требования к письменной форме:
- Согласно ГК РФ (ст. 160, 434):
- Письменная форма считается соблюденной, если:
- Составлен документ, выражающий условия контракта (например, счет, накладная, акт), подписанный сторонами.
- Произведен обмен электронными документами (электронная подпись не обязана быть квалифицированной, но должна позволять идентифицировать лицо).
3. Особый случай: закупки через подотчетных лиц
- Подтверждающие документы к авансовому отчету:
- Если сотрудник заказчика получает наличные под отчет и приобретает товары/услуги у единственного поставщика, такие документы (чеки, накладные, акты) могут считаться контрактом в простой письменной форме.
- Условия:
- Сумма закупки не превышает лимиты для закупок у единственного поставщика по ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
- Сделка соответствует одному из оснований п. 4 ч. 1 ст. 93 (например, малая закупка).
- Все документы приложены к авансовому отчету и содержат необходимые реквизиты (наименование товара/услуги, цена, дата, подписи).
4. Позиция Минфина (Письмо № 24-06-09/12540 от 12.02.2025):
Минфин подтверждает, что в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, контракт может быть оформлен через документы, приложенные к авансовому отчету. Однако важно:
- Соблюдать лимиты по ст. 93.
- Обеспечить наличие всех обязательных реквизитов контракта (ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
- Проверить, что закупка обоснована и соответствует целям закона (эффективность, целевое использование средств).
5. Риски и рекомендации:
- Проверьте сумму закупки: Превышение лимитов ст. 93 влечет признание контракта недействительным.
- Документируйте всё: Даже при упрощенной форме должны быть четко указаны предмет, цена, сроки, реквизиты сторон.
- Электронный документооборот: Если контракт заключается через обмен электронными данными, убедитесь, что система позволяет хранить и воспроизводить информацию.
- Авансовый отчет: Включайте в него пояснительную записку с обоснованием выбора единственного поставщика.
Итог: Простая письменная форма допустима для контрактов с единственным поставщиком в рамках ст. 93 и ст. 34 Закона № 44-ФЗ, включая закупки через подотчетных лиц. Однако строгое соблюдение лимитов, документальное оформление и обоснованность закупки обязательны.
Письмо Минфина России от 12 февраля 2025 г. № 24-06-09/12540
“О рассмотрении обращения”
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев электронное обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сообщает следующее.
Положениями пунктов 118 и 125 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
Позиция Департамента по вопросу применения положений части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ представлена в информационном письме участникам контрактной системы от 20.10.2023 № 24-01-07/99890, размещенном на официальном сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=304535.
В соответствии с частью 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), пунктами 8, 9, 15, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 33, 37, 40, 41, 44, 45, 46, 50 - 53, 56, 63 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для совершения сделок.
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю (пункт 1 статьи 160 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 ГК РФ (пункт 2 статьи 434 ГК РФ). Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ (пункт 3 статьи 434 ГК РФ).
В случае если наличные денежные средства выданы сотруднику заказчика под отчет (пункт 63 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У), к авансовому отчету, составляемому подотчетным лицом, прилагаются подтверждающие документы, при этом:
согласно положениям приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" подотчетное лицо заполняет в авансовом отчете (ф. 0504505) фактически израсходованные им суммы с указанием документов, подтверждающих произведенные расходы, и прилагает их к авансовому отчету;
согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 01.08.2001 № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет" к авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы).
В этой связи приложенный к авансовому отчету документ, подтверждающий произведенные подотчетным лицом расходы на закупку товаров, работ, услуг, связанные с осуществлением деятельности заказчика, является в понимании части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заключенным в простой письменной форме контрактом.
Позиция Департамента в отношении вопроса, касающегося особенностей определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных Постановлением N 18751, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, изложена в пункте 11.2 письма Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697, размещенного на официальном сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=311123.
------------------------------
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875).
------------------------------
Заместитель директора
Департамента Н.В. Конкина
“О рассмотрении обращения”
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев электронное обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сообщает следующее.
Положениями пунктов 118 и 125 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
Позиция Департамента по вопросу применения положений части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ представлена в информационном письме участникам контрактной системы от 20.10.2023 № 24-01-07/99890, размещенном на официальном сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=304535.
В соответствии с частью 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), пунктами 8, 9, 15, 20, 21, 22, 23, 26, 28, 29, 33, 37, 40, 41, 44, 45, 46, 50 - 53, 56, 63 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 - 9, 11 - 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для совершения сделок.
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю (пункт 1 статьи 160 ГК РФ). Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 ГК РФ (пункт 2 статьи 434 ГК РФ). Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ (пункт 3 статьи 434 ГК РФ).
В случае если наличные денежные средства выданы сотруднику заказчика под отчет (пункт 63 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У), к авансовому отчету, составляемому подотчетным лицом, прилагаются подтверждающие документы, при этом:
согласно положениям приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" подотчетное лицо заполняет в авансовом отчете (ф. 0504505) фактически израсходованные им суммы с указанием документов, подтверждающих произведенные расходы, и прилагает их к авансовому отчету;
согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 01.08.2001 № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет" к авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы).
В этой связи приложенный к авансовому отчету документ, подтверждающий произведенные подотчетным лицом расходы на закупку товаров, работ, услуг, связанные с осуществлением деятельности заказчика, является в понимании части 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заключенным в простой письменной форме контрактом.
Позиция Департамента в отношении вопроса, касающегося особенностей определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных Постановлением N 18751, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, изложена в пункте 11.2 письма Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697, размещенного на официальном сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=311123.
------------------------------
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875).
------------------------------
Заместитель директора
Департамента Н.В. Конкина