111

Разъяснили, как установить требование об остаточном сроке годности лекарственных средств

Подпунктом «в» пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 №1380, установлено, что в описании объекта закупки подлежит указанию остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени. Срок годности является периодом времени, в течение которого товар сохраняет свои характеристики и свойства. Остаточный срок годности характеристикой товара, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, не является. Частью 5 статьи 43 Закона №44-ФЗ установлено что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (в соответствии с заявкой такого участника закупки). В этой связи: указание участником закупки в заявке показателя остаточного срока годности не требуется; подача такой заявки означает согласие на поставку лекарственного препарата, остаточный срок годности которого соответствует требованию, установленному заказчиком в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 вышеуказанных Особенностей. пункт 3.1 письма Минфина России от 18.12.2023 №24-01-10/122331
Письмо Минфина России от 18 декабря 2023 г. № 24-01-10/122331 “О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке”

В связи с поступлением вопросов о формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. N 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", в дополнение к письму от 25 сентября 2023 г. N 24-03-09/90944 сообщает следующее.

1. По вопросам формирования в ЕИС извещения об осуществлении закупки.

1.1. Извещение об осуществлении закупки состоит из двух частей:

из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в "структурированном виде") (часть 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60);

из информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в "структурированном виде") и которые включаются в извещение об осуществлении закупки путем приложения файла - электронного документа или образа бумажного документа (часть 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 4 вышеуказанного Положения, пункт 2 формы, являющейся приложением к такому Положению).

1.2. При наличии в ЕИС позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), сформированной в отношении закупаемого товара, закупаемой работы, услуги, в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС в "структурированном виде" указываются содержащаяся в такой позиции информация, а также дополнительная информация, дополнительные потребительские свойства (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункты 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145).

При отсутствии в каталоге позиции, сформированной в отношении закупаемого (закупаемой) товара, работы, услуги, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ характеристики объекта закупки указываются в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС также в "структурированном виде" (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 7 вышеуказанных Правил использования каталога).

Если иное не предусмотрено в соответствии с Законом N 44-ФЗ (например, в соответствии с частями 5, 6 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, вторым предложением пункта 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ), вышеуказанные положения применяются вне зависимости от объекта закупки, в связи с чем применяются как при осуществлении закупок товара, так и закупок работы, услуги.

1.3. Пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору по общему правилу применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Если объектом закупки помимо работы, услуги является товар, поставляемый заказчику при выполнении такой работы, услуги, то к действиям участников контрактной системы в сфере закупок, касающихся такого товара, применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся осуществления закупок товара, если иное не установлено в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

В этой связи при осуществлении закупки товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемой работы, услуги, заказчик в извещении об осуществлении закупки по общему правилу указывает предусмотренную Законом N 44-ФЗ информацию как в отношении закупаемой работы, услуги, так и товара.

1.4. Реализация положений пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ не означает, что все описание объекта закупки следует осуществить исключительно в рамках характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.

В частности, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки могут использоваться иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, которые в свою очередь не относятся к характеристикам, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и, соответственно, не подлежат указанию в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в "структурированном виде".

В этой связи вопросы, касающиеся порядка выполнения работы, оказания услуги, периодичности ее оказания, не являются непосредственно функциональными, техническими, качественными характеристиками закупаемой работы, услуги, в связи с чем могут быть указаны в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в полном описании объекта закупки, включаемом в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в качестве приложения.

2. По вопросам, связанным с формированием участниками закупок заявок на участие в закупке с использованием электронной площадки и их рассмотрением комиссией заказчика по осуществлению закупок.

2.1. Согласно пункту 31 дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656, при формировании предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, формируются с использованием электронной площадки (путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки - в "структурированном виде") наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки.

Указанные положения установлены Правительством Российской Федерации в составе дополнительных требований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 241 Закона N 44-ФЗ и устанавливающих, в том числе, требования к проведению электронных процедур на электронной площадке (подпункт "б" указанного пункта), в связи с чем носят обязательный характер для участников контрактной системы в сфере закупок, в том числе для участников закупок.

2.2. Указание участником закупки вышеуказанных наименования страны происхождения товара, товарного знака (при наличии у товара товарного знака), характеристик предлагаемого участником закупки товара в иных информации и документах, включаемых в заявку на участие в закупке в качестве приложений (подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ), не предусмотрено и не требуется.

2.3. Из положений подпункта "а" пункта 2 части 1, пункта 1 части 2, части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ следует, что характеристики предлагаемой участником закупки работы, услуги в заявке на участие в закупке указанию не подлежат, а подача такой заявки означает согласие участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

2.4. Заказчик включает в извещение об осуществлении закупки в качестве приложения требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкцию по ее заполнению, определенные им в соответствии с Законом N 44-ФЗ (пункт 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).

Принимая во внимание, что в настоящее время в пункте 31 дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656, установлены обязательные требования, касающиеся необходимости указания участником закупки наименования страны происхождения товара, товарного знака (при наличии у товара товарного знака), характеристик предлагаемого товара с использованием электронной площадки, заказчик в свою очередь учитывает такие обязательные требования, в том числе, при установлении требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению.

2.5. Основания для отклонения заявок на участие в закупке при проведении электронных процедур предусмотрены частями 5, 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ и являются исчерпывающими.

В частности, основаниями для отклонения заявки на участие в закупке комиссией заказчика по осуществлению закупок являются непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствие представленных участником закупки информации и документов установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям.

На основании изложенного неуказание участником закупки характеристик предлагаемого товара с использованием электронной площадки в "структурированном виде" или их указание с использованием электронной площадки не в соответствии с установленными заказчиком требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке, с инструкцией по ее заполнению - образуют предусмотренное Законом N 44-ФЗ основание для отклонения заявки комиссией заказчика по осуществлению закупок по причине непредставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (содержащем положения об указании участником закупки характеристик предлагаемого товара с использованием электронной площадки в "структурированном виде"), несоответствия представленных участником закупки информации и документов требованиям, установленным в таком извещении.

2.6. Отклонение заявки на участие в закупке оператором электронной площадки Законом N 44-ФЗ в связи с несоответствием информации и документов, содержащихся в такой заявке, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, в настоящее время не предусмотрено.

3. Особенности формирования извещения об осуществлении закупки и заявок на участие в закупке с использованием электронной площадки при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

3.1. При осуществлении закупки лекарственных препаратов.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380, в описании объекта закупки подлежит указанию остаточный срок годности.

Срок годности является периодом времени, в течение которого товар сохраняет свои характеристики и свойства.

Остаточный срок годности характеристикой товара, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, не является, что также следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N 304-КГ16-13891.

Частью 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ установлено, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

В этой связи указание участником закупки в заявке на участие в закупке показателя остаточного срока годности не требуется, а подача такой заявки означает согласие на поставку лекарственного препарата, остаточный срок годности которого соответствует требованию, установленному заказчиком в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 вышеуказанных Особенностей.

3.2. При осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.

Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что описание объекта такой закупки должно за исключением определенных случаев содержать проектную документацию (типовую проектную документацию, смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства) (далее - проектная документация). При этом включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с указанным пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 и части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.

Пунктом 2 части 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ в том числе установлено, что информация, предусмотренная подпунктом "а" (характеристики предлагаемого участником закупки товара) пункта 2 части 1 указанной статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки проектной документации.

3.2.1. Если объектом закупки являются исключительно работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, при выполнении которой заказчику не поставляется товар.

Включение проектной документации в описание объекта закупки означает, что характеристики закупаемой работы указаны и их дополнительное указание в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ не требуется.

В этой связи при осуществлении закупок исключительно работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства:

проектная документация включается в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в качестве отдельного приложения;

дополнительное указание характеристик закупаемых работ в извещении об осуществлении закупки не осуществляется.

3.2.2. Если объектом закупки помимо работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, является товар, поставляемый заказчику при выполнении такой работы.

Под закупаемым товаром, поставляемым заказчику при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, по мнению Департамента, с учетом подпункта "ж" пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60, является товар, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

Из положений пункта 2 части 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ следует, что участник закупки не указывает (в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ проектной документации отдельным приложением) в заявке на участие в закупке характеристики предлагаемого им товара, однако обязан представить наименование страны происхождения предлагаемого им товара.

Наименование страны происхождения товара, как указано выше, подлежит указанию участником закупки при формировании предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, с использованием электронной площадки в "структурированном виде".

В этой связи, учитывая изложенное в пункте 1.3 настоящего письма, при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, а также товара, поставляемого заказчику при выполнении таких работ:

проектная документация включается в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в качестве отдельного приложения;

указание характеристик закупаемых работ в извещении об осуществлении закупки не осуществляется;

в извещении об осуществлении закупки указывается предусмотренная в соответствии с Законом N 44-ФЗ информация о закупаемом товаре, поставляемом заказчику при выполнении закупаемых работ, в том числе:

информация о количестве, единице измерения и месте поставки такого товара (пункт 6 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ);

характеристики такого товара в "структурированном виде" (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ);

участник закупки при формировании в заявке на участие в закупке предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, указывает с использованием электронной площадки в "структурированном виде" наименование страны происхождения товара. При этом характеристики такого товара указанию участником закупки не подлежат.

Настоящее письмо не является правовым актом, подготовлено на основе положений правовых актов, действующих по состоянию на дату его подписания, и носит информационный характер.

Директор Департамента Т.П. Демидова