Статья посвящена готовящемуся масштабному федеральному эксперименту в строительной отрасли, инициированному Минстроем России по предложению Общественной палаты РФ. Эксперимент aims коренным образом изменить привычные подходы к заключению контрактов, ценообразованию и техническому регулированию.
Минстрой России готовит масштабный эксперимент по реформе строительной отрасли: обзор ключевых изменений
Федеральный эксперимент Минстроя предполагает революционные изменения: госрейтинг подрядчиков, EPC-контракты «под ключ», ценообразование по принципу «открытой книги» и обязательное страхование ответственности всех участников процесса. Цель — сокращение сроков строительства и повышение глобальной конкурентоспособности.
🏗️ Введение: цели и предпосылки эксперимента
По инициативе Общественной палаты Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассматривает предложения о проведении федерального эксперимента в строительстве . Письмо за номером № 51736-СМ/08 было направлено Минстроем России 1 сентября 2025 года . Основные цели проводимых изменений — это сокращение инвестиционно-строительного цикла и обеспечение глобальной конкурентоспособности российской строительной отрасли . Эксперимент направлен на создание более прозрачной, эффективной и надежной системы строительства, способной отвечать требованиям современного этапа развития экономики .
В рамках инициативы предполагается серьезная переработка нормативно-правового регулирования, апробация новых контрактных моделей и внедрение современных технологических решений. Регионам было поручено представить свою официальную позицию по предложенным мерам до 22 сентября 2025 года .
📝 Ключевые направления эксперимента
1. Государственный рейтинг подрядчиков и новая контрактная модель
Одним из центральных элементов реформы становится внедрение государственного рейтинга строительных организаций . Заключение государственных и муниципальных контрактов на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства будет осуществляться с подрядчиками, включенными в этот рейтинг . Рейтинг будет отражать квалификацию, опыт и финансовое состояние компаний . Такой подход должен повысить качество и ответственность за выполнение работ .
Базовой контрактной моделью для строительства объектов с привлечением бюджетных средств предлагается установить ЕРС-контракт (контракт "под ключ") . Эта модель предполагает, что одна компания возьмет на себя полный комплекс работ — от проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию . Как отметил замминистра строительства Сергей Музыченко, это позволяет повысить ответственность проектировщика и подрядчика в одном лице и сократить административные процедуры . Такой подход особенно актуален для проектов, финансируемых за счет средств федерального и региональных бюджетов .
2. Принципиально новые подходы к ценообразованию
Эксперимент предполагает кардинальное реформирование системы ценообразования в строительстве через два ключевых механизма:
- Ценообразование по формату "открытой книги" — прозрачное формирование стоимости, где стоимость строительных ресурсов будет определяться на основе биржевых индикаторов и данных, содержащихся в автоматизированной информационной системе ФНС России . Это позволит снизить риски завышения стоимости и повысит конкурентоспособность тендеров .
- Установление формульной цены государственного контракта — стоимость контракта будет автоматически корректироваться во времени по формуле, привязанной к инфляции, курсам валют, биржевым ценам и другим параметрам . Это поможет снизить влияние рыночных колебаний на бюджетные расходы и повысит предсказуемость затрат .
Минстрой России выступает за переход от сметного ценообразования к модели объективной цены . Эти шаги направлены на снижение издержек, сокращение сроков и повышение предсказуемости реализации проектов .
3. Технологическое перевооружение и изменение подходов к регулированию
Эксперимент нацелен на ускорение перехода от предписывающего регулирования к параметрическому и риск-ориентированному методу, широко распространенному в мире . Как пояснил замглавы Минстроя Сергей Музыченко, в старых нормативных документах, которые сейчас перерабатываются, нормировался процесс, тогда как в новых параметрических документах самое главное — нормируется результат .
В части технологического развития планируется:
- Активное развитие института типовых проектных решений
- Внедрение модульного и безлюдного строительства
- Использование аддитивных технологий и технологий искусственного интеллекта в строительстве
- Снятие барьеров, не позволяющих активно использовать эти технологии
Особое внимание будет уделено типовому проектированию, модульному строительству, внедрению искусственного интеллекта и автоматизированных систем .
4. Обязательное страхование ответственности
Важным элементом реформы стало предложение о внедрении обязательного страхования ответственности всех участников строительного процесса, включая заказчиков строительства . Это повысит уровень ответственности и снизит риски возникновения споров и недостатков в реализации проектов .
Заместитель министра строительства Сергей Музыченко ранее уже озвучивал, что обязательное страхование может стать аналогом системы ОСАГО в строительстве . Новая модель предполагает регулирование отрасли через государственный рейтинг строительных и проектных организаций, где компетенции, репутация и опыт компаний будут напрямую влиять на условия страхования . Такой механизм рассматривается как возможная альтернатива банковским гарантиям при покрытии рисков неисполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам .
Сводная таблица ключевых направлений эксперимента
Для наглядности все основные направления готовящегося эксперимента представлены в таблице:
💡 Заключение и перспективы
Федеральный эксперимент, предлагаемый Минстроем России, представляет собой комплексную и системную реформу строительной отрасли. Он затрагивает все ключевые аспекты — от допуска компаний к работе и форм контрактов до принципов ценообразования и технологического развития.
Успешная реализация эксперимента потенциально может привести к:
- Значительному сокращению сроков строительства объектов
- Повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств
- Стимулированию внедрения современных технологий и инновационных решений
- Увеличению ответственности и профессионализма участников строительного процесса
В настоящее время предложения находятся на стадии обсуждения с регионами. После анализа обратной связи Минстрой России доработает документ и передаст его в Правительство России для дальнейшего рассмотрения . Ожидается, что эксперимент может создать новые стандарты для всей строительной отрасли страны.