Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ/275-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Федеральный эксперимент в строительстве 2025: рейтинг подрядчиков, ЕРС-контракты и открытая книга цен от Минстроя

Статья посвящена готовящемуся масштабному федеральному эксперименту в строительной отрасли, инициированному Минстроем России по предложению Общественной палаты РФ. Эксперимент aims коренным образом изменить привычные подходы к заключению контрактов, ценообразованию и техническому регулированию.

Минстрой России готовит масштабный эксперимент по реформе строительной отрасли: обзор ключевых изменений

Федеральный эксперимент Минстроя предполагает революционные изменения: госрейтинг подрядчиков, EPC-контракты «под ключ», ценообразование по принципу «открытой книги» и обязательное страхование ответственности всех участников процесса. Цель — сокращение сроков строительства и повышение глобальной конкурентоспособности.

🏗️ Введение: цели и предпосылки эксперимента

По инициативе Общественной палаты Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассматривает предложения о проведении федерального эксперимента в строительстве . Письмо за номером № 51736-СМ/08 было направлено Минстроем России 1 сентября 2025 года . Основные цели проводимых изменений — это сокращение инвестиционно-строительного цикла и обеспечение глобальной конкурентоспособности российской строительной отрасли . Эксперимент направлен на создание более прозрачной, эффективной и надежной системы строительства, способной отвечать требованиям современного этапа развития экономики .
В рамках инициативы предполагается серьезная переработка нормативно-правового регулирования, апробация новых контрактных моделей и внедрение современных технологических решений. Регионам было поручено представить свою официальную позицию по предложенным мерам до 22 сентября 2025 года .

📝 Ключевые направления эксперимента

1. Государственный рейтинг подрядчиков и новая контрактная модель

Одним из центральных элементов реформы становится внедрение государственного рейтинга строительных организаций . Заключение государственных и муниципальных контрактов на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства будет осуществляться с подрядчиками, включенными в этот рейтинг . Рейтинг будет отражать квалификацию, опыт и финансовое состояние компаний . Такой подход должен повысить качество и ответственность за выполнение работ .
Базовой контрактной моделью для строительства объектов с привлечением бюджетных средств предлагается установить ЕРС-контракт (контракт "под ключ") . Эта модель предполагает, что одна компания возьмет на себя полный комплекс работ — от проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию . Как отметил замминистра строительства Сергей Музыченко, это позволяет повысить ответственность проектировщика и подрядчика в одном лице и сократить административные процедуры . Такой подход особенно актуален для проектов, финансируемых за счет средств федерального и региональных бюджетов .

2. Принципиально новые подходы к ценообразованию

Эксперимент предполагает кардинальное реформирование системы ценообразования в строительстве через два ключевых механизма:
  • Ценообразование по формату "открытой книги" — прозрачное формирование стоимости, где стоимость строительных ресурсов будет определяться на основе биржевых индикаторов и данных, содержащихся в автоматизированной информационной системе ФНС России . Это позволит снизить риски завышения стоимости и повысит конкурентоспособность тендеров .
  • Установление формульной цены государственного контракта — стоимость контракта будет автоматически корректироваться во времени по формуле, привязанной к инфляции, курсам валют, биржевым ценам и другим параметрам . Это поможет снизить влияние рыночных колебаний на бюджетные расходы и повысит предсказуемость затрат .
Минстрой России выступает за переход от сметного ценообразования к модели объективной цены . Эти шаги направлены на снижение издержек, сокращение сроков и повышение предсказуемости реализации проектов .

3. Технологическое перевооружение и изменение подходов к регулированию

Эксперимент нацелен на ускорение перехода от предписывающего регулирования к параметрическому и риск-ориентированному методу, широко распространенному в мире . Как пояснил замглавы Минстроя Сергей Музыченко, в старых нормативных документах, которые сейчас перерабатываются, нормировался процесс, тогда как в новых параметрических документах самое главное — нормируется результат .
В части технологического развития планируется:
  • Активное развитие института типовых проектных решений
  • Внедрение модульного и безлюдного строительства
  • Использование аддитивных технологий и технологий искусственного интеллекта в строительстве
  • Снятие барьеров, не позволяющих активно использовать эти технологии
Особое внимание будет уделено типовому проектированию, модульному строительству, внедрению искусственного интеллекта и автоматизированных систем .

4. Обязательное страхование ответственности

Важным элементом реформы стало предложение о внедрении обязательного страхования ответственности всех участников строительного процесса, включая заказчиков строительства . Это повысит уровень ответственности и снизит риски возникновения споров и недостатков в реализации проектов .
Заместитель министра строительства Сергей Музыченко ранее уже озвучивал, что обязательное страхование может стать аналогом системы ОСАГО в строительстве . Новая модель предполагает регулирование отрасли через государственный рейтинг строительных и проектных организаций, где компетенции, репутация и опыт компаний будут напрямую влиять на условия страхования . Такой механизм рассматривается как возможная альтернатива банковским гарантиям при покрытии рисков неисполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам .

Сводная таблица ключевых направлений эксперимента

Для наглядности все основные направления готовящегося эксперимента представлены в таблице:
Ключевые направления реформы строительного комплекса РФ и их ожидаемые эффекты
Направление реформы Суть изменений Ожидаемый эффект
Госрейтинг подрядчиков Допуск к госзаказу только компаний с подтвержденной квалификацией и опытом Повышение качества работ и ответственности исполнителей
ЕРС-контракты ("под ключ") Объединение проектирования и строительства в одном контракте Сокращение сроков и административных процедур
Ценообразование "открытая книга" Прозрачное формирование стоимости на основе биржевых данных и данных ФНС Снижение рисков завышения стоимости, повышение конкуренции
Формульная цена контракта Автоматическая корректировка цены по формуле с учетом инфляции и курсов Повышение предсказуемости бюджетных расходов
Параметрическое регулирование Переход от предписывающих норм к нормированию результата Стимулирование инноваций и гибкости решений
Технологическое развитие Внедрение AI, аддитивных технологий и модульного строительства Повышение производительности и эффективности строительства
Обязательное страхование Страхование ответственности всех участников процесса по аналогии с ОСАГО Повышение финансовой дисциплины и снижение рисков

💡 Заключение и перспективы

Федеральный эксперимент, предлагаемый Минстроем России, представляет собой комплексную и системную реформу строительной отрасли. Он затрагивает все ключевые аспекты — от допуска компаний к работе и форм контрактов до принципов ценообразования и технологического развития.
Успешная реализация эксперимента потенциально может привести к:
  • Значительному сокращению сроков строительства объектов
  • Повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств
  • Стимулированию внедрения современных технологий и инновационных решений
  • Увеличению ответственности и профессионализма участников строительного процесса
В настоящее время предложения находятся на стадии обсуждения с регионами. После анализа обратной связи Минстрой России доработает документ и передаст его в Правительство России для дальнейшего рассмотрения . Ожидается, что эксперимент может создать новые стандарты для всей строительной отрасли страны.