Особенности закупки учебников по п. 14 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ
Пункт 14 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ позволяет заказчикам заключать контракты с единственным поставщиком (издательством) при наличии исключительных прав на объект закупки, например, учебники. Вот ключевые аспекты применения этого пункта:
1. Условия применения п. 14 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ
- Исключительные права: Закупка возможна, если учебники выпущены издательством, обладающим авторскими правами на них. Это подтверждается договорами с авторами или правообладателями.
- Обоснование выбора: Необходимо документально подтвердить, что закупка у других поставщиков невозможна или нецелесообразна. Например, если учебник уникален и отсутствуют аналоги.
- Соответствие требованиям: Учебники должны входить в федеральный перечень (ФПУ), утвержденный Минпросвещения, и соответствовать ФГОС.
2. Процедура заключения контракта
- Размещение извещения в ЕИС:
- Извещение публикуется не позднее чем за 5 дней до заключения контракта.
- Включает данные о предмете закупки, цене, обоснование выбора единственного поставщика и условия контракта.
- Подготовка документов:
- Договор с авторами/издательством — подтверждает исключительные права на учебники.
- Отчет о невозможности иных способов закупки — обосновывает, почему конкурентные процедуры не подходят (например, уникальность издания).
- Расчет цены контракта — на основе рыночного анализа или коммерческих предложений.
- Заключение контракта:
- Контракт подписывается без проведения торгов.
- Внешняя экспертиза не требуется, если закупка соответствует условиям п. 14.
3. Особенности для учебников
- Федеральный перечень (ФПУ): Учебники должны быть включены в действующий ФПУ, утвержденный Минпросвещения. Исключение — издания, находящиеся в процессе апробации.
- Электронные учебники: При закупке электронных версий необходимо указать ISBN/ISSN и требования к совместимости с образовательными платформами.
- Сроки поставки: Из-за бюрократических процедур сроки доставки учебников могут составлять от 3 до 6 месяцев, что критично для учебного процесса.
4. Проблемы и рекомендации
- Сложности с НМЦК: Из-за уникальности ассортимента обоснование начальной цены часто требует анализа тысяч наименований. Рекомендуется использовать метод сопоставимых рыночных цен, даже если предложения ограничены.
- Риски для издательств: Малые издательства не всегда могут участвовать в закупках из-за требований к обеспечению заявок. Заказчикам следует учитывать это при планировании.
- Обновление перечня: Следить за изменениями в ФПУ и приказами Минпросвещения, например, приказ №858 от 21.09.2022.
Пример использования п. 14 ч. 1 ст. 93
Ситуация: Школа закупает специализированные учебники для детей с ОВЗ, выпущенные издательством-правообладателем.
Действия:
- Подготовка договора с издательством и рецензии на учебники.
- Размещение извещения в ЕИС с обоснованием выбора единственного поставщика.
- Заключение контракта без торгов, указав сроки поставки до начала учебного года.
Письма Минпросвещения и Минфина от 04.09.2023 № 03-1416.
Письмо Министерства просвещения РФ от 4 сентября 2023 г. № 03-1416 "Об использовании учебников"
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу использования учебников в образовательном процессе в 10-11 классах.
На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) содержание образования определяется образовательными программами, которые самостоятельно разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (далее - образовательные организации); в соответствии с федеральными государственными образовательными, стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами (далее соответственно - ФГОС, ФООП).
Согласно статье 28 Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - ФПУ), а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
12 ноября 2022 г. вступил в силу приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"1 (далее - Приказ).
Действующий ФПУ сформирован в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 12.11.2021 N 8192 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка объектом экспертизы являлся учебник, содержащий систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части, модуля), соответствующее ФГОС соответствующего уровня образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для специального учебника), а также примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и(или) примерной адаптированной образовательной программе (для специального учебника), обеспечивающий учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
Экспертиза учебников заключалась в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания критериям, установленным пунктом 7 Порядка, в том числе критерию соответствия содержания учебников ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Таким образом, все учебники, включенные в действующий ФПУ (приложение 1 Приказа), соответствуют ФГОС.
Приложение 2 Приказа содержит учебники с установлением предельного срока использования учебников, содержавшихся в ФПУ.
Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"1 (далее - Федеральный закон N 371) предусмотрено существенное изменение подходов к разработке и внедрению в образовательный процесс учебных изданий.
В ФПУ будут включены учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия. При этом учебники и учебные пособия должны соответствовать ФГОС и ФООП.
Кроме того, учебники и учебные пособия, допущенные к использованию при реализации используемых при реализации обязательной части основных общеобразовательных программ, будут включены в ФПУ после их апробации.
При этом Департамент обращает внимание на то, что в 2023 году Минпросвещения России начата поэтапная разработка единых учебников, полностью соответствующих ФГОС и ФООП.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона образовательные организации при реализации образовательных программ используют учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 (далее - Перечень организаций).
Таким образом, в образовательном процессе в 10-11 классах могут использоваться учебники, включенные в приложение 1 Приказа, до конца срока действия экспертных заключений, на основании которых они включены в ФПУ; учебники, включённые в приложение 2 Приказа N 858, до наступления предельного срока использования; учебные пособия, выпущенные организациями из Перечня организаций.
Директор Департамента А.Г. Благинин
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу использования учебников в образовательном процессе в 10-11 классах.
На основании статей 12 и 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) содержание образования определяется образовательными программами, которые самостоятельно разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (далее - образовательные организации); в соответствии с федеральными государственными образовательными, стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами (далее соответственно - ФГОС, ФООП).
Согласно статье 28 Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - ФПУ), а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
12 ноября 2022 г. вступил в силу приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"1 (далее - Приказ).
Действующий ФПУ сформирован в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 12.11.2021 N 8192 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка объектом экспертизы являлся учебник, содержащий систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части, модуля), соответствующее ФГОС соответствующего уровня образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для специального учебника), а также примерной образовательной программе соответствующего уровня общего образования и(или) примерной адаптированной образовательной программе (для специального учебника), обеспечивающий учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
Экспертиза учебников заключалась в анализе и оценке соответствия учебника и его содержания критериям, установленным пунктом 7 Порядка, в том числе критерию соответствия содержания учебников ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.
Таким образом, все учебники, включенные в действующий ФПУ (приложение 1 Приказа), соответствуют ФГОС.
Приложение 2 Приказа содержит учебники с установлением предельного срока использования учебников, содержавшихся в ФПУ.
Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"1 (далее - Федеральный закон N 371) предусмотрено существенное изменение подходов к разработке и внедрению в образовательный процесс учебных изданий.
В ФПУ будут включены учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия. При этом учебники и учебные пособия должны соответствовать ФГОС и ФООП.
Кроме того, учебники и учебные пособия, допущенные к использованию при реализации используемых при реализации обязательной части основных общеобразовательных программ, будут включены в ФПУ после их апробации.
При этом Департамент обращает внимание на то, что в 2023 году Минпросвещения России начата поэтапная разработка единых учебников, полностью соответствующих ФГОС и ФООП.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона образовательные организации при реализации образовательных программ используют учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 (далее - Перечень организаций).
Таким образом, в образовательном процессе в 10-11 классах могут использоваться учебники, включенные в приложение 1 Приказа, до конца срока действия экспертных заключений, на основании которых они включены в ФПУ; учебники, включённые в приложение 2 Приказа N 858, до наступления предельного срока использования; учебные пособия, выпущенные организациями из Перечня организаций.
Директор Департамента А.Г. Благинин