Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ/275-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Запрет закупок аудита и финансовых услуг у компаний с иностранным участием с 11 октября 2025 года

Введен запрет на закупки финансовых услуг у компаний с иностранным участием: что нужно знать

С 11 октября 2025 года в России действует запрет на закупки аудиторских и консультационных услуг у российских компаний с долей иностранного участия более 10%. Новые правила затрагивают госзаказчиков и компании с госучастием, усиливая национальный режим в сфере закупок.

1. Суть нововведений: что изменилось в законодательстве

Правительство Российской Федерации расширило действие запретительных мер национального режима в сфере закупок, распространив их на российские компании с иностранным участием. Соответствующие изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2025 № 1478 в Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
До недавнего времени запрет касался только закупок аудиторских и консультационных услуг непосредственно у иностранных лиц. Теперь же ограничение распространилось и на российские юридические лица, находящиеся под иностранным контролем или влиянием. Исключение составляют только компании из государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на которые запрет не распространяется.

2. Кто попадает под запрет: критерии применения

2.1. Ключевые критерии иностранного влияния

Согласно новым правилам, под запрет попадают российские компании, соответствующие хотя бы одному из следующих критериев:
  • Наличие иностранных лиц в составе участников (учредителей) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица;
  • Прямое или косвенное владение иностранными лицами более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества;
  • Наличие доли иностранного участия, превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Важно отметить, что запрет распространяется на косвенное владение через цепочку связанных юридических лиц. Это означает, что заказчикам необходимо анализировать всю цепочку собственности потенциальных поставщиков.

2.2. Перечень услуг, подпадающих под ограничение

Ограничение касается конкретных видов услуг, перечисленных в позициях 147-151 Приложения №1 к Постановлению №1875:
  • Аудиторские услуги;
  • Услуги по финансовому консультированию;
  • Услуги в области бухгалтерского учета;
  • Услуги в области налогового консультирования;
  • Услуги по финансовому управлению и другие смежные услуги.
Таблица: Виды услуг, подпадающих под запрет, и критерии применения
Ограничения иностранного участия при закупке профессиональных услуг (44-ФЗ)
Вид услуги Критерий иностранного участия Исключения
Аудиторские услуги Более 10% прямого или косвенного участия в уставном капитале Компании из стран ЕАЭС
Финансовое консультирование Наличие иностранцев в составе учредителей
Бухгалтерский учет Владение более 10% голосующих акций
Налоговое консультирование Косвенное владение через цепочку компаний

3. Цели и задачи нововведения

Введение дополнительных ограничений преследует несколько важных целей государственной политики в сфере закупок.

3.1. Усиление национального режима в госзакупках

До сих пор защитные меры национального режима применялись преимущественно к товарам, теперь же они распространяются и на услуги финансового характера. Это логичное продолжение политики импортозамещения, которое должно стимулировать развитие отечественного рынка финансовых услуг.

3.2. Исключение финансового внешнего влияния

Новые правила направлены на то, чтобы государственные средства не направлялись организациям, которые контролируются или аффилированы с иностранцами через финансовую составляющую. Это особенно важно в контексте обеспечения экономической безопасности страны.

3.3. Повышение прозрачности и предсказуемости

Правительство вводит точные количественные критерии — 10% владения, прямое или косвенное участие — чтобы минимизировать "серые зоны" и потенциальные судебные споры. Это создает более четкие и понятные правила игры для всех участников рынка.

4. Практические последствия для участников закупок

4.1. Для государственных и корпоративных заказчиков

Заказчикам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ и №223-ФЗ, необходимо:
  • Проводить тщательный анализ контрагентов на предмет наличия иностранного участия, превышающего установленные лимиты;
  • Включать в тендерную документацию требование об отсутствии иностранного влияния свыше 10%;
  • Запрашивать у потенциальных поставщиков раскрытие структуры владения в качестве части квалификационного отбора;
  • Отклонять заявки от компаний, подпадающих под критерии запрета.
Минфин России разъяснил, что при определении применения "защитных" мер национального режима нужно ориентироваться в первую очередь на наименование товара или услуги из Перечней, даже если код ОКПД2 в позиции каталога отличается или отсутствует.

4.2. Для поставщиков финансовых услуг

Компании, оказывающие аудиторские и консультационные услуги, столкнутся с необходимостью:
  • Пересмотреть структуру собственности для соответствия новым требованиям;
  • Подготовить документальное подтверждение отсутствия иностранного участия сверх установленных лимитов;
  • Разработать внутренние процедуры по раскрытию информации о структуре владения по запросам заказчиков.
Для поставщиков, не соответствующих новым критериям, доступ к значительному сегменту рынка — закупкам государственных и муниципальных нужд, а также закупкам компаний с государственным участием — будет закрыт.

5. Сроки введения и переходные положения

Постановление Правительства РФ №1478 вступает в силу через 7 дней после официального опубликования, то есть с 11 октября 2025 года. С этой даты заказчики обязаны применять новые правила при проведении закупок.
Отсутствие переходного периода означает, что все закупки, инициированные после указанной даты, должны проводиться с учетом новых ограничений. Это требует от участников рынка оперативной адаптации к изменившимся условиям.

6. Правовые последствия нарушения запрета

Несоблюдение установленных правил может повлечь за собой серьезные правовые последствия для всех участников закупочного процесса.
Для заказчиков размещение заказа у компании, подпадающей под критерии запрета, может стать основанием для признания закупки недействительной через суд. Также возможны жалобы в антимонопольные органы и привлечение к административной ответственности.
Для поставщиков заключение контракта с нарушением установленных ограничений грозит расторжением контракта в одностороннем порядке, а также включением в реестр недобросовестных поставщиков со всеми вытекающими последствиями.

Заключение

Введение запрета на закупки финансовых услуг у компаний с иностранным участием является логичным продолжением политики усиления национального режима в сфере государственных и корпоративных закупок. Новые правила создают дополнительные барьеры для компаний с иностранным участием на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд, одновременно открывая дополнительные возможности для полностью российских поставщиков.
Участникам рынка необходимо оперативно адаптироваться к новым требованиям: заказчикам — внести изменения в процедуры проверки поставщиков, а поставщикам — провести анализ структуры собственности и при необходимости реорганизовать ее для соответствия установленным критериям.
Строгое соблюдение новых правил позволит избежать правовых рисков и обеспечить продолжение успешной работы на рынке госзакупок в изменившихся условиях.