Введение: что изменилось в национальном режиме с 2025 года
С 1 января 2025 года вступили в силу масштабные изменения в регулировании национального режима при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" кардинально изменило подходы к применению механизмов импортозамещения в контрактной системе.
Ключевое нововведение: национальный режим теперь обязателен даже при закупках у единственного поставщика. Это означает, что заказчики больше не могут избежать требований о запрете или ограничении закупок иностранных товаров, работ и услуг, используя неконкурентные способы определения поставщиков.
Механизмы национального режима: запреты, ограничения и преимущества
Постановление № 1875 устанавливает три основных механизма применения национального режима:
- Запрет закупок — полное исключение возможности закупки товаров иностранного происхождения. Распространяется на товары из Перечня приложения № 1 к Постановлению № 1875 (151 позиция).
- Ограничение допуска — допуск иностранных товаров только при отсутствии российских аналогов. Применяется к товарам из Перечня приложения № 2 (465 позиций).
- Преимущество — предоставление ценовых преимуществ товарам российского происхождения (снижение цены предложения на 15% для целей оценки заявок).
Таблица 1: Механизмы национального режима согласно Постановлению № 1875
Особенности применения национального режима к закупкам у единственного поставщика
1. Обязательность соблюдения национального режима
Важнейшее новшество: правила национального режима не делают исключений для закупок у единственного поставщика. Это означает, что даже при заключении контракта с единственным поставщиком заказчик обязан:
- Проверить происхождение товара — убедиться, что товар не входит в перечни, подпадающие под запрет или ограничение;
- Декларировать в контракте отсутствие товара в реестре — для товаров из позиций 1–433 приложения № 2, если в реестре промышленной продукции (РПП) нет изделий с требуемыми характеристиками;
- Указать отсутствие российского производства — для товаров из позиций 434–465 приложения № 2 и товаров, не включенных в перечни с запретами и ограничениями.
2. Документы для подтверждения страны происхождения товаров
Для подтверждения происхождения товаров необходимо использовать следующие документы и сведения:
- Для товаров российского происхождения (позиции 1–145 приложения № 1 и 1–433 приложения № 2):
- Номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (РРПП);
- Информация о совокупном количестве баллов по Постановлению № 719;
- Или справка о наличии специального инвестиционного контракта (СПИК).
- Для товаров из стран ЕАЭС (кроме России):
- Номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров;
- Информация о совокупном количестве баллов согласно праву ЕАЭС.
- Для программного обеспечения (позиция 146 приложения № 1):
- Порядковый номер реестровой записи из реестра российского ПО;
- Информация о соответствии дополнительным требованиям (для ПО, к которому применяются требования по Постановлению № 325).
3. Обоснование цены контракта
Особенности обоснования цены контракта, предусмотренные подпунктом "г" пункта 7 Постановления № 1875 для товаров из позиций 1–145 приложения № 1 и позиций 1–433 приложения № 2, должны неукоснительно применяться независимо от способа закупки, включая закупку у единственного поставщика.
Это означает, что при обосновании цены контракта заказчик должен использовать:
- Цены российских производителей или поставщиков;
- Информацию о ценах из реестра российской промышленной продукции;
- Данные о рыночных ценах на аналогичные российские товары.
Исключения из правил национального режима
Постановление № 1875 предусматривает ряд исключений, когда запреты и ограничения не применяются:
- Закупка товаров, не производимых в России — только для промышленных товаров (позиции 1–145);
- Наличие разрешения Минпромторга — для позиций 1–145;
- Закупки за пределами России — по согласованию с Правительством РФ;
- Отсутствие товара в реестрах — для ПО (позиция 146), если его нет в российском и евразийском реестрах;
- Мелкие закупки — при закупке товара в количестве 1 шт. и НМЦК не выше 300 тыс. рублей (за исключением отдельных позиций);
- НМЦК не превышает 1 млн рублей — при цене единицы товара не выше 300 тыс. рублей.
Таблица 2: Исключения из применения национального режима
Практические рекомендации заказчикам
Актуализируйте внутренние документы
- Внесите изменения в Положение о закупках (для 223-ФЗ) и внутренние регламенты (для 44-ФЗ) с учетом новых требований национального режима.
- Уточните процедуры проверки происхождения товаров при закупках у единственного поставщика.
Проверяйте реестры перед закупкой
- Перед осуществлением закупки у единственного поставщика обязательно проверяйте наличие товара в реестре российской промышленной продукции (РРПП) и евразийском реестре промышленных товаров.
- Если товар отсутствует в реестрах, включайте в контракт условие об отсутствии российского производства или аналогов с требуемыми характеристиками.
Соблюдайте правила обоснования цены
- При обосновании цены контракта с единственным поставщиком используйте информацию о ценах российских производителей из реестра РРПП и рыночных ценах на российские аналоги.
- Документально фиксируйте источники информации о ценах для целей обоснования.
Внимательно оформляйте контрактную документацию
- Включайте в контракт обязательные условия о запрете замены товара на иностранный аналог на этапе исполнения контракта.
- Указывайте в контракте информацию о номере реестровой записи (для товаров из реестров) или обоснование отсутствия российского аналога (для товаров, не входящих в реестры).
Заключение
Новые правила применения национального режима, установленные Постановлением № 1875, существенно ужесточили требования к закупкам у единственного поставщика. Заказчики больше не могут использовать этот способ закупки для обхода ограничений на закупку иностранных товаров.
Ключевые обязанности заказчиков при закупках у единственного поставщика:
- Проверять наличие товаров в реестрах российской и евразийской промышленной продукции;
- Декларировать в контракте отсутствие российских аналогов при необходимости;
- Соблюдать правила обоснования цены контракта;
- Применять установленные запреты даже к закупкам у единственного поставщика.
Несоблюдение новых требований может привести к признанию закупки недействительной, отказу в регистрации контракта в ЕИС, а также к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение правил применения национального режима).
Рекомендуем заказчикам заблаговременно ознакомиться с положениями Постановления № 1875 и внести необходимые изменения в свои процессы закупочной деятельности