1. Общие сроки оплаты
- Максимальный срок для большинства контрактов — 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке товаров, работ или услуг (акта выполненных работ, накладной и т.д.).
- Исключения:
- Если документы о приемке оформляются без использования ЕИС (например, бумажные акты), срок увеличивается до 30 дней.
- Для контрактов, связанных с государственной тайной, срок оплаты — 20 рабочих дней.
- Для закупок в целях обороноспособности и безопасности государства — 30 дней (на основании Постановления Правительства №1290 от 16.07.2022).
2. Сокращенные сроки для СМП и СОНО
- Для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных НКО (СОНКО) срок оплаты составляет 7 рабочих дней с момента подписания акта приемки, если закупка проводилась через ЕИС.
- Это правило действует только при условии, что извещение о закупке было размещено после 1 января 2023 года.
3. Условия, влияющие на сроки
- Электронная приемка: Если акт подписан через ЕИС, оплата должна быть произведена в 7 рабочих дней (для СМП) или 10 рабочих дней (для остальных).
- Казначейское сопровождение: При его наличии срок оплаты не может превышать 10 рабочих дней.
- Авансирование:
- Максимальный аванс для строительных контрактов — 30% от цены контракта.
- Для отдельных категорий товаров (например, лекарств) допускается 100% предоплата.
4. Ответственность за нарушения
- Штрафы для должностных лиц:
- От 30 000 до 50 000 руб. — за несвоевременную оплату.
- Штрафы для юрлиц:
- От 50 000 до 100 000 руб. .
- Приостановка платежей: Возможна при выявлении нарушений в документах или несоответствии условий контракта.
5. Особые случаи
- Закупки у единственного поставщика: Срок оплаты зависит от способа оформления приемки. Если документы поданы через ЕИС — 10 рабочих дней, без ЕИС — 30 дней.
- Поэтапная оплата: При наличии этапов в контракте оплата производится после завершения каждого этапа. Сроки для каждого этапа соответствуют общим правилам.
6. Изменения с 2025 года
- Цифровизация: С 1 апреля 2025 года все изменения и расторжение контрактов оформляются через ЕИС, что ускоряет процесс оплаты.
- Национальный режим: Унифицированные правила для 44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков учитывать сроки оплаты при формировании технических заданий.
Примеры формулировок в контрактах
- Для СМП:
«Оплата производится в течение 7 рабочих дней с даты подписания акта приемки в ЕИС».
- Для оборонных закупок:
«Срок оплаты — не более 30 дней с момента приемки, в соответствии с Постановлением №1290».
Рекомендации
- Заказчикам:
- Проверяйте соответствие сроков в контрактах актуальным нормам.
- Используйте электронную приемку для сокращения сроков.
- Поставщикам:
- Требуйте включения в контракт четких условий оплаты.
- Контролируйте соблюдение сроков через ЕИС.
Письме Минфина №02-11-14/40501 и Постановлении Правительства №1290.
Письмо Минфина России от 03.05.2023 № 02-11-14/40501 "Об исполнении контракта в сфере закупок, в том числе зачетом встречного требования, а также оплате по договору электроэнергии в случае превышения предоплаты над объемом покупки при его продлении"
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение Федерального государственного бюджетного учреждения от 28 марта 2023 г. по вопросам, связанным с исполнением государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - контракты), и сообщает.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, установлено, что Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Министерством не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу. По первому вопросу
В соответствии с положениями статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.
Под указанным зачетом понимается способ прекращения обязательства посредством взаимного погашения двух однородных по содержанию прав требования. При этом прекращаются сразу два обязательства - основное и встречное, если они равны по размеру.
Вместе с тем частью 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (пункт 8 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ).
При этом согласно части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя в том числе:
приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом;
оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Предельные сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта установлены частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, Законом № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществить оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в сроки, установленные частью 13.1 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, после подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.
Учитывая изложенное, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Возможность исполнения контракта зачетом встречного однородного требования, предусмотренная статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом № 44-ФЗ не установлена.
По второму вопросу
Согласно положениям статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В соответствии с положениями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление № 442) потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке:
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
Принимая во внимание положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановления № 442, в случае превышения размера предварительной оплаты над объемом покупки электрической энергии по договору электроэнергии, по мнению Департамента, излишне уплаченная сумма предварительной оплаты может быть использована в качестве оплаты электрической энергии при условии продления соответствующего договора электроэнергии.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрена возможность осуществления возврата заказчику излишне уплаченной суммы оплаты по контракту.
При этом согласно положениям подпункта "ж" пункта 11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 60, в указанный реестр контрактов подлежат включению информация и документы о возврате заказчику излишне уплаченной суммы оплаты контракта.
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение Федерального государственного бюджетного учреждения от 28 марта 2023 г. по вопросам, связанным с исполнением государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - контракты), и сообщает.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, установлено, что Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Министерством не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу. По первому вопросу
В соответствии с положениями статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.
Под указанным зачетом понимается способ прекращения обязательства посредством взаимного погашения двух однородных по содержанию прав требования. При этом прекращаются сразу два обязательства - основное и встречное, если они равны по размеру.
Вместе с тем частью 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (пункт 8 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ).
При этом согласно части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя в том числе:
приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом;
оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Предельные сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта установлены частью 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, Законом № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществить оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в сроки, установленные частью 13.1 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, после подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.
Учитывая изложенное, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Возможность исполнения контракта зачетом встречного однородного требования, предусмотренная статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом № 44-ФЗ не установлена.
По второму вопросу
Согласно положениям статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В соответствии с положениями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление № 442) потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке:
30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
Принимая во внимание положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановления № 442, в случае превышения размера предварительной оплаты над объемом покупки электрической энергии по договору электроэнергии, по мнению Департамента, излишне уплаченная сумма предварительной оплаты может быть использована в качестве оплаты электрической энергии при условии продления соответствующего договора электроэнергии.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрена возможность осуществления возврата заказчику излишне уплаченной суммы оплаты по контракту.
При этом согласно положениям подпункта "ж" пункта 11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 60, в указанный реестр контрактов подлежат включению информация и документы о возврате заказчику излишне уплаченной суммы оплаты контракта.