Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

Разъяснение по закупке работ по ликвидации ТКО по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ

На основании Определения Верховного Суда РФ от 27.02.2025 №305-ЭС24-24497 и других нормативных документов, ключевые положения о применении пункта 8 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ можно сформулировать следующим образом:

1. Ограничения по предмету закупки

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, закупка у единственного поставщика возможна только для оказания услуг по обращению с ТКО (например, управление отходами в рамках действующих тарифов). Выполнение работ по сбору, транспортировке, захоронению или ликвидации свалок, образовавшихся от деятельности предыдущего регионального оператора, не допускается.
  • Пример нарушения: Заключение контракта на ликвидацию ТКО без конкурса, как в деле Волгоградской области, где суд признал такие действия незаконным.

2. Условия применения п. 8 ч. 1 ст. 93

  • Сфера деятельности: Закупка должна относиться к услугам субъектов естественных монополий, предусмотренных Федеральным законом №147-ФЗ «О естественных монополиях» .
  • Требования к объекту: Услуги должны быть включены в региональную программу и территориальную схему обращения с отходами, а вывоз ТКО — осуществляться с санкционированных мест накопления.
  • Неприменимость к работам: Ликвидация свалок, возникших из-за ненадлежащего исполнения предыдущим оператором обязанностей, требует конкурентных процедур, а не закупки у единственного поставщика .

3. Судебная практика

  • Дело №А40-28523/2024: Верховный Суд подтвердил, что заключение контракта на работы по ликвидации ТКО без конкурса нарушает ч. 1 ст. 24 Закона №44-ФЗ. Финансовые споры с предыдущим оператором должны решаться в гражданско-правовом порядке, а не через бюджетное финансирование.
  • Обязанность ликвидации: Если региональный оператор устраняет свалки, образовавшиеся из-за действий третьих лиц, это не является основанием для применения п. 8 ч. 1 ст. 93. Такие работы требуют проведения аукциона или конкурса .

4. Последствия нарушений

  • Для заказчика:
  • Признание контракта недействительным по жалобе участника или решению ФАС.
  • Административный штраф по ст. 7.29–7.32 КоАП РФ (до 50 тыс. руб. для должностных лиц) .
  • Для поставщика: Риск отказа в оплате выполненных работ, если контракт расторгнут.

5. Рекомендации

  • Для заказчиков:
  • Проводить конкурентные процедуры (аукцион, конкурс) для закупок работ по ликвидации ТКО.
  • Указывать в документации требование о наличии лицензии у участников на обращение с отходами I–IV классов опасности .
  • Для участников:
  • Обжаловать в ФАС закупки, где п. 8 ч. 1 ст. 93 применяется для работ, а не услуг.
  • Предоставлять доказательства отсутствия аналогов российских услуг, если закупка ограничивает конкуренцию .

Заключение

Определение Верховного Суда №305-ЭС24-24497 и практика ФАС подтверждают, что п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ не распространяется на работы по ликвидации ТКО, связанные с деятельностью предыдущего оператора. Заказчики обязаны использовать конкурентные процедуры, а финансовые споры решать в судебном порядке. Нарушение этих правил влечет административную ответственность и риски отмены контрактов