На основании Определения Верховного Суда РФ от 27.02.2025 №305-ЭС24-24497 и других нормативных документов, ключевые положения о применении пункта 8 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ можно сформулировать следующим образом:
1. Ограничения по предмету закупки
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, закупка у единственного поставщика возможна только для оказания услуг по обращению с ТКО (например, управление отходами в рамках действующих тарифов). Выполнение работ по сбору, транспортировке, захоронению или ликвидации свалок, образовавшихся от деятельности предыдущего регионального оператора, не допускается.
- Пример нарушения: Заключение контракта на ликвидацию ТКО без конкурса, как в деле Волгоградской области, где суд признал такие действия незаконным.
2. Условия применения п. 8 ч. 1 ст. 93
- Сфера деятельности: Закупка должна относиться к услугам субъектов естественных монополий, предусмотренных Федеральным законом №147-ФЗ «О естественных монополиях» .
- Требования к объекту: Услуги должны быть включены в региональную программу и территориальную схему обращения с отходами, а вывоз ТКО — осуществляться с санкционированных мест накопления.
- Неприменимость к работам: Ликвидация свалок, возникших из-за ненадлежащего исполнения предыдущим оператором обязанностей, требует конкурентных процедур, а не закупки у единственного поставщика .
3. Судебная практика
- Дело №А40-28523/2024: Верховный Суд подтвердил, что заключение контракта на работы по ликвидации ТКО без конкурса нарушает ч. 1 ст. 24 Закона №44-ФЗ. Финансовые споры с предыдущим оператором должны решаться в гражданско-правовом порядке, а не через бюджетное финансирование.
- Обязанность ликвидации: Если региональный оператор устраняет свалки, образовавшиеся из-за действий третьих лиц, это не является основанием для применения п. 8 ч. 1 ст. 93. Такие работы требуют проведения аукциона или конкурса .
4. Последствия нарушений
- Для заказчика:
- Признание контракта недействительным по жалобе участника или решению ФАС.
- Административный штраф по ст. 7.29–7.32 КоАП РФ (до 50 тыс. руб. для должностных лиц) .
- Для поставщика: Риск отказа в оплате выполненных работ, если контракт расторгнут.
5. Рекомендации
- Для заказчиков:
- Проводить конкурентные процедуры (аукцион, конкурс) для закупок работ по ликвидации ТКО.
- Указывать в документации требование о наличии лицензии у участников на обращение с отходами I–IV классов опасности .
- Для участников:
- Обжаловать в ФАС закупки, где п. 8 ч. 1 ст. 93 применяется для работ, а не услуг.
- Предоставлять доказательства отсутствия аналогов российских услуг, если закупка ограничивает конкуренцию .
Заключение
Определение Верховного Суда №305-ЭС24-24497 и практика ФАС подтверждают, что п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ не распространяется на работы по ликвидации ТКО, связанные с деятельностью предыдущего оператора. Заказчики обязаны использовать конкурентные процедуры, а финансовые споры решать в судебном порядке. Нарушение этих правил влечет административную ответственность и риски отмены контрактов