Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
Новости по 44-ФЗ/223-ФЗ госзакупки, тендеры и торги

100% предоплата при закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ

1. Условия применения 100% предоплаты

  • Основания для закупки у единственного поставщика:
  • Закупка проводится в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Например:
  • Несостоявшиеся конкурентные процедуры (пп. 24–25 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка лекарств, медицинских изделий или услуг у единственного производителя (п. 28.1 ч. 1 ст. 93).
  • Экстренные закупки для ликвидации ЧС или оказания неотложной медпомощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).
  • Разрешение на 100% предоплату:
  • Возможно только для определенных категорий товаров/услуг, перечисленных в ПП РФ №1496 от 09.12.201737. Например:
  • Услуги связи, экспертиза проектной документации, подписка на печатные издания.
  • Обучение и повышение квалификации.
  • Услуги по тушению пожаров, инженерные изыскания.

2. Ограничения и запреты

  • Запрещено устанавливать 100% предоплату:
  • Для товаров из перечня ПП РФ №21-р от 16.01.2018 (например, компьютеры, автомобили, бумага, ремонт техники).
  • Исключение: товары из реестра российской промышленной продукции.
  • Требования к документации:
  • В контракте необходимо четко прописать:
  • Размер аванса (100% от цены контракта).
  • Срок перечисления средств (например, в течение 7 рабочих дней после подписания контракта).
  • Условия возврата аванса при неисполнении обязательств.

3. Порядок оформления

  1. Размещение извещения в ЕИС:
  2. Укажите в извещении условие о 100% предоплате и приложите проект контракта.
  3. Заключение контракта:
  4. Включите в текст контракта:
  • Ссылку на основание из ст. 93 44-ФЗ.
  • Реквизиты для перечисления аванса (казначейский счет заказчика).
  • Требования к подтверждению целевого использования средств.
  1. Казначейское сопровождение:
  2. Обязательно для контрактов с авансом ≥30%3. Документы для санкционирования платежа: акты, накладные, УПД.

4. Особенности 2025 года 268

  • Национальный режим:
  • Запрещено закупать иностранные товары, если есть российские аналоги. При 100% предоплате требуется подтверждение происхождения товара через реестр РРПП.
  • Цифровизация:
  • С 1 апреля 2025 года изменения и расторжение контракта оформляются через ЕИС.
  • Отчетность:
  • Ежегодный отчет о закупках российских товаров подается в ЕИС до 1 февраля следующего года.

5. Риски и ответственность

  • Для заказчика:
  • Штраф до 100 тыс. руб. за нарушение правил авансирования.
  • Для поставщика:
  • Включение в РНП при нецелевом использовании аванса.

Пример формулировки в контракте

plaintext
Copy
3.1. Заказчик осуществляет 100% предоплату в размере 1 000 000 руб. (Один миллион рублей) в течение 7 рабочих дней с момента подписания контракта.
3.2. Поставщик обязан предоставить документы, подтверждающие целевое использование аванса, в течение 3 рабочих дней после получения средств.
Важно! Убедитесь, что закупка соответствует перечню ПП №1496 и не нарушает запреты на авансирование.
Письмо Минфина №24-03-07/3717
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в части выплаты аванса, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Департамент в рамках своей компетенции считает возможным сообщить следующее.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требований к их предоставлению.

В случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Таким образом, в случае если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения, а также предусмотрены авансовые платежи, то выплата аванса осуществляется поэтапно и в размере, предусмотренном контрактом.

В части применения Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, утвержденной Приказом Минстроя России от 5 июня 2018 г. № 336/пр (далее – Методика), сообщаем следующее.

В соответствии с положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), а также Минстрой России является разработчиком Методики, в связи с чем по вопросу применения Методики заявитель вправе обратиться в адрес Минстроя России.



Заместитель директора
Департамента развития контрактной системы
Министерства экономического развития
Российской Федерации
Д. А. Готовцев