1. Условия применения 100% предоплаты
- Основания для закупки у единственного поставщика:
- Закупка проводится в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Например:
- Несостоявшиеся конкурентные процедуры (пп. 24–25 ч. 1 ст. 93).
- Закупка лекарств, медицинских изделий или услуг у единственного производителя (п. 28.1 ч. 1 ст. 93).
- Экстренные закупки для ликвидации ЧС или оказания неотложной медпомощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).
- Разрешение на 100% предоплату:
- Возможно только для определенных категорий товаров/услуг, перечисленных в ПП РФ №1496 от 09.12.201737. Например:
- Услуги связи, экспертиза проектной документации, подписка на печатные издания.
- Обучение и повышение квалификации.
- Услуги по тушению пожаров, инженерные изыскания.
2. Ограничения и запреты
- Запрещено устанавливать 100% предоплату:
- Для товаров из перечня ПП РФ №21-р от 16.01.2018 (например, компьютеры, автомобили, бумага, ремонт техники).
- Исключение: товары из реестра российской промышленной продукции.
- Требования к документации:
- В контракте необходимо четко прописать:
- Размер аванса (100% от цены контракта).
- Срок перечисления средств (например, в течение 7 рабочих дней после подписания контракта).
- Условия возврата аванса при неисполнении обязательств.
3. Порядок оформления
- Размещение извещения в ЕИС:
- Укажите в извещении условие о 100% предоплате и приложите проект контракта.
- Заключение контракта:
- Включите в текст контракта:
- Ссылку на основание из ст. 93 44-ФЗ.
- Реквизиты для перечисления аванса (казначейский счет заказчика).
- Требования к подтверждению целевого использования средств.
- Казначейское сопровождение:
- Обязательно для контрактов с авансом ≥30%3. Документы для санкционирования платежа: акты, накладные, УПД.
4. Особенности 2025 года 268
- Национальный режим:
- Запрещено закупать иностранные товары, если есть российские аналоги. При 100% предоплате требуется подтверждение происхождения товара через реестр РРПП.
- Цифровизация:
- С 1 апреля 2025 года изменения и расторжение контракта оформляются через ЕИС.
- Отчетность:
- Ежегодный отчет о закупках российских товаров подается в ЕИС до 1 февраля следующего года.
5. Риски и ответственность
- Для заказчика:
- Штраф до 100 тыс. руб. за нарушение правил авансирования.
- Для поставщика:
- Включение в РНП при нецелевом использовании аванса.
Пример формулировки в контракте
plaintext
Copy
3.1. Заказчик осуществляет 100% предоплату в размере 1 000 000 руб. (Один миллион рублей) в течение 7 рабочих дней с момента подписания контракта.
3.2. Поставщик обязан предоставить документы, подтверждающие целевое использование аванса, в течение 3 рабочих дней после получения средств.
Важно! Убедитесь, что закупка соответствует перечню ПП №1496 и не нарушает запреты на авансирование.
Письмо Минфина №24-03-07/3717
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в части выплаты аванса, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент в рамках своей компетенции считает возможным сообщить следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требований к их предоставлению.
В случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Таким образом, в случае если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения, а также предусмотрены авансовые платежи, то выплата аванса осуществляется поэтапно и в размере, предусмотренном контрактом.
В части применения Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, утвержденной Приказом Минстроя России от 5 июня 2018 г. № 336/пр (далее – Методика), сообщаем следующее.
В соответствии с положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), а также Минстрой России является разработчиком Методики, в связи с чем по вопросу применения Методики заявитель вправе обратиться в адрес Минстроя России.
Заместитель директора
Департамента развития контрактной системы
Министерства экономического развития
Российской Федерации
Д. А. Готовцев
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент в рамках своей компетенции считает возможным сообщить следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требований к их предоставлению.
В случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Таким образом, в случае если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения, а также предусмотрены авансовые платежи, то выплата аванса осуществляется поэтапно и в размере, предусмотренном контрактом.
В части применения Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, утвержденной Приказом Минстроя России от 5 июня 2018 г. № 336/пр (далее – Методика), сообщаем следующее.
В соответствии с положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), а также Минстрой России является разработчиком Методики, в связи с чем по вопросу применения Методики заявитель вправе обратиться в адрес Минстроя России.
Заместитель директора
Департамента развития контрактной системы
Министерства экономического развития
Российской Федерации
Д. А. Готовцев