Не проводите все расходы по единому контракту на монтаж видеонаблюдения внутри эксплуатируемого здания по статье 310 КОСГУ. Затраты распределите по подстатьям КОСГУ. Расходы на демонтаж и монтаж проведите по коду 226 КОСГУ. А стоимость оборудования, которое учтете в составе основных средств, отнесите на статью 310 КОСГУ. письма Минфина от 11.12.2020 № 02-08-10/109210, от 21.06.2019 № 02-08-10/46506
Письмо Минфина России от 11 декабря 2020 г. № 02-08-10/109210 О направлении разъяснений по применению КОСГУ
Министерство финансов Российской Федерации в дополнение к письму от 27 декабря 2019 г. N 02-08-10/102939 направляет для использования в работе разъяснения по применению классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) в части расходов, включенных в группы 200 "Расходы" КОСГУ и 300 "Поступление нефинансовых активов" (статьи 310 - 340) КОСГУ (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления").
Приложение: на 71 л.
А.М. Лавров
Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 11.12.2020 г. N 02-08-10/109210
Руководство
по применению классификации операций сектора государственного управления
Введение
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок применения КОСГУ), устанавливает единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, а также при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований.
Порядок применения КОСГУ гармонизирован с требованиями руководства по Статистике государственных финансов 2014 года, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
1. Общие положения
Порядок применения КОСГУ содержит следующие понятия, используемые при определении отнесения операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ.
Сектор государственного управления (п. 2 Порядка):
- органы государственной власти (государственные органы);
- органы местного самоуправления;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации;
- иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в части деятельности по бюджетным полномочиям.
Организации государственного сектора (п. 7.1 Порядка):
- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
- государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.
Финансовые организации (п. 10.4 Порядка) - банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.
Нефинансовые организации (п. 10.4 Порядка) - организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ.
Понятие "некоммерческие организации" используется в Порядке применения КОСГУ в том смысле, который определен Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с той лишь особенностью, что в категорию "некоммерческих организаций" в целях Порядка применения КОСГУ не включаются учреждения, государственные корпорации, компании, публично-правовые компании, включенные в иные категории.
Для целей Порядка применения КОСГУ к нерезидентам относятся:
- юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных юридических лиц и организаций;
- иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
В группу "нерезиденты" в целях Порядка применения КОСГУ не включаются физические лица - нерезиденты, наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные финансовые организации, в том случае, когда они выделяются на обособленных подстатьях КОСГУ.
Участники бюджетного процесса (п. 13.5.1 Порядка):
- главные распорядители бюджетных средств;
- распорядители бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств;
- государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
- иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
- главные администраторы доходов бюджета;
- администраторы доходов бюджета;
- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
- администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
- органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющих составление и исполнение соответствующих бюджетов.
Наднациональная организация - организация, созданная для обеспечения общих потребностей нескольких государств, наделенная нормоустановительными, исполнительными, контрольными правомочиями, которые имеют эффект на государства и частных лиц. Она имеет полномочия принимать решения, издавать правила, исполнять решения обязательные для государств-членов. Примерами наднациональных организаций являются следующие:
- Организация Объединенных Наций (ООН);
- Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);
- Экономический и Социальный Совет ООН;
- Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК);
- Международный олимпийский комитет (МОК);
- Всемирный банк (ВБ);
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Европейский центральный банк (ЕЦБ);
- Международный суд ООН;
- Европейский суд по правам человека;
- Суд Европейского союза и др.
2. Классификация расходов
Основные расходные операции сгруппированы следующим образом:
1) оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (210);
2) приобретение работ и услуг (220) - представляет собой стоимость работ и услуг, закупленных сектором государственного управления для использования в своей деятельности.
Приобретение работ и услуг не включает работы и услуги, приобретенные сектором государственного управления для использования физическими лицами в целях удовлетворения их потребностей, в качестве их социального обеспечения;
3) обслуживание государственного (муниципального) долга (230) - представляют собой расходы, понесенные должником в связи с использованием средств другой институциональной единицы1;
4) безвозмездные перечисления организациям (субсидии) (240, 280) - это текущие либо капитальные трансферты, которые перечисляются государственными (муниципальными) органами организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (исходя из уровня их производственной деятельности, либо на основе количества или стоимости товаров или услуг, которые они производят, продают, импортируют и т.п.). В данную категорию также включаются субсидии организациям, предназначенные для компенсации их убытков;
6) безвозмездные перечисления бюджетам (250) - это трансферты в денежной или натуральной форме, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, международной, наднациональной организации, правительству иностранного государства;
7) социальное обеспечение (260) - социальные выплаты населению для покрытия нужд, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или по иным обстоятельствам;
8) прочие расходы (290) включают все расходные операции, не отнесенные к другим категориям (например, налоги, штрафы и пени и пр.).
Классификация предусматривает разграничение выплат физическим лицам на социальные и несоциальные, а также по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной) (п. 7 Порядка).
По типу получателей социальные выплаты делятся на социальные выплаты физическим лицам, действующим работникам и бывшим работникам (служащим).
Выплаты относят к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица.
Несоциальными выплатами являются заработная плата, выплаты работодателей, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также выплаты работодателей, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере трудовой деятельности, стипендии, а также выплаты компенсаций за ущерб (например, имуществу физического лица), причиненный сектором государственного управления, в том числе по решению суда.
К социальным пособиям в натуральной форме относится приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, либо выплаты физическим лицам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов физическим лицам на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, услуги или работы на момент ее предоставления получателям (п. 7 Порядка).
Когда социальные пособия выплачиваются в натуральной форме, физическое лицо не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать пособия.
2.1. Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (210)
Оплата труда работников представляет полное вознаграждение, подлежащее выплате лицу в рамках отношения между работодателем и наемным работником за работу, выполненную в течение определенного периода времени. Эти суммы подлежат выплате в порядке обмена за предоставляемые физическими лицами услуги (физического или умственного труда), используемые в процессе операционной деятельности, в процессе производства, оказания услуги.
Оплата труда работников не включает суммы, уплачиваемые вне отношений между работодателем и работником (например, подрядчикам и лицам, работающим не по найму, такие суммы, подлежащие выплате, классифицируются как оплата работ, услуг).
Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда состоит из:
- заработной платы (211);
- несоциальных выплат персоналу, не отнесенных к заработной плате (212, 214);
- начислений на выплаты по оплате труда (213).
Оплата труда работников измеряется величиной вознаграждения, которое работник имеет право получить от работодателя за работу, выполненную в течение соответствующего периода, и выплачиваемого авансом, по мере выполнения работы или же после ее завершения.
2.1.1. Заработная плата (211)
Заработная плата - это оплата труда работников государственных (муниципальных) учреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных работников государственных (муниципальных) органов, не являющихся государственными (муниципальными) служащими, военнослужащих и приравненных к ним лиц, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - персонал, работник, работники), выплачиваемая в денежной и (или) натуральной форме.
Заработная плата включает суммы, удерживаемые из заработной платы работодателем, такие как налоги на доходы и другие вычеты (удержания), подлежащие уплате работником (т.е. суммы, уплачиваемые напрямую налоговым органам и т.д. от имени работников).
Заработная плата в денежной форме представляет собой суммы, подлежащие выплате работникам в форме денежных средств в обмен на выполненную работу.
В данную категорию включаются следующие виды вознаграждения:
- базовая заработная плата, выплачиваемая регулярно раз месяц или иные промежутки времени, включая оплату по результатам работ и сдельную оплату; дополнительную плату или специальные надбавки за сверхурочную работу, работу в ночные часы или в выходные дни или другие виды ненормированного рабочего времени; надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и т.п.;
- заработная плата, подлежащая выплате работникам, не работающим в течение коротких промежутков времени, например, находящимся в отпусках;
- ежегодные дополнительные выплаты, такие как премии;
- разовые премии или другие выплаты, связанные с общими результатами работы организации, в рамках программ стимулов.
ПРИМЕРАМИ выплат, относящихся к заработной плате являются следующие:
1) базовая заработная плата:
- выплаты по должностным окладам, по ставкам заработной платы, по почасовой оплате, по воинским и специальным званиям;
- ежемесячное денежное вознаграждение судьи;
- доплаты к заработной плате до минимального размера оплаты труда;
- выплата заработной платы, осуществляемая на основании судебных решений;
- выплата заработной платы за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;
- за сверхурочную работу;
- выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличение объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы (ст. 151 ТК РФ);
- и тому подобное;
2) премии:
- выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год;
- выплата надбавки в виде ежемесячного денежного поощрения;
- единовременная выплата к юбилейным датам работникам;
- выплата работникам материальной помощи за счет фонда оплаты труда;
- и тому подобное;
3) специальные надбавки:
- надбавки за выслугу лет;
- выплата заработной платы за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплата оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
- ежемесячные доплаты работникам за почетное звание;
- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг, за классность по специальности);
- за шифровальную работу, за знание иностранного языка, ученую степень, ученое звание, должности доцента и профессора;
- за особые условия государственной гражданской и иной службы;
- за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Сибири и Дальнего Востока;
- за сложность, напряженность, специальный режим работы;
- и тому подобное;
4) оплата отпусков:
- оплата ежегодных отпусков, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск;
- единовременные выплаты при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;
- выплаты сотруднику при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск (ст. 127 ТК РФ);
- отпусков за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям;
- дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- и тому подобное.
Заработная плата не включает возмещение работодателем расходов, понесенных его работниками для того, чтобы они могли занять свои рабочие места или выполнять свою работу, например:
- возмещение расходов на поездки, переезд или связанные с ними расходы, производимые работниками, когда они заступают на новые рабочие места, или требуемые работодателями для переселения в другие части страны или в другую страну;
- возмещение понесенных работниками расходов на инструменты, оборудование, спецодежду или другие предметы, которые необходимы для того, чтобы они могли выполнять свою работу. В этих случаях возмещенные суммы отражаются как приобретение работ и услуг (220).
Заработная плата также не включает социальные пособия, подлежащие выплате работодателем работникам в виде:
- пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы;
- выходных пособий и компенсаций работникам при их увольнении, потере трудоспособности и т.п.
2.1.2. Несоциальные выплаты персоналу (212, 214)
Несоциальные выплаты персоналу представляют собой суммы денежных средств, а также оплату товаров, работ, услуг, выплачиваемые (предоставляемые) работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации в пользу персонала и (или) их иждивенцев, членов семей, не относящиеся к заработной плате дополнительные выплаты (за исключением компенсаций расходов персонала, связанных с трудовой деятельностью), обусловленные условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников).
К несоциальным выплатам работникам относятся выплаты, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности, такие как:
- компенсация (оплата) найма жилья, проезда к месту работы и обратно (за исключением обеспечения должностных лиц проездными документами в служебных целях, компенсации (оплаты) расходов работников, имеющих разъездной характер работы);
- оплата (компенсация расходов за оплату) жилого помещения и коммунальных услуг;
- компенсация (предоставление) продуктов питания на регулярной основе;
- оплата (компенсация расходов) за пользование спортивными сооружениями, объектами для проведения досуга, базами отдыха для работников и членов их семей, детскими садами и яслями для детей сотрудников;
- оплата парковки (за исключением оплаты в служебных целях).
Аналогичные выплаты, производимые в связи с необходимостью реализации возложенных на работника функций, в связи с осуществлением трудовой деятельности, процессом производства, отражаются как использование (оплата) работ и услуг (220).
2.1.3. Денежная и натуральная форма выплат (212, 214)
Натуральная форма выплат
К выплатам в натуральной форме относится оплата товаров, работ, услуг, предоставляемых работникам, а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Выплаты в натуральной форме имеют денежный эквивалент, выраженный в стоимости (полной или частичной) товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам.
Выплаты в натуральной форме, как правило, состоят из товаров и услуг, приобретенных у производителя от имени работника, а также компенсаций, связанных с возмещением расходов работника на приобретение товаров, работ и услуг. Данные выплаты могут, например, включать оплату (компенсацию) медицинских услуг работникам и иных товаров, услуг. Хотя эти возмещения (частичные или полные), как правило, выплачиваются в денежной форме, они отражаются как выплаты в натуральной форме, так как предполагается, что они производятся непосредственно за совершенную покупку.
Под выплатами в натуральной форме понимается полная либо частичная оплата (компенсация) работодателем товаров, работ и услуг, предоставленных в личное пользование работников (т.е. работники могут использовать по своему усмотрению для удовлетворения своих собственных потребностей или потребностей членов их семей).
При осуществлении работодателем выплат в натуральной форме, работник не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать выплату; выплата просто освобождает его от необходимости финансирования расходов за счет доходов из других источников.
Так, например, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим выплатам в натуральной форме (подстатья 214 "Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме"), поскольку данная выплата осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников в целях стимулирования занятости в определенных местностях.
ПРИМЕРАМИ выплат, относящихся к прочим выплатам в натуральной форме (214), являются следующие:
- приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов;
- ежемесячные денежные выплаты работодателем своим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей; компенсация стоимости проезда к месту отпуска и обратно судьям;
- компенсация (возмещение) расходов по проезду к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно военнослужащим;
- компенсация работодателем своим работникам стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно;
- компенсация расходов, связанных с проездом и провозом багажа при переезде из районов Крайнего Севера к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных;
- компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
- возмещение персоналу дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания);
- выплата спортсменам, состоящим в штате учреждения, на питание;
- компенсация проезда сотрудников к месту нахождения образовательной организации.
Денежная форма выплат
В случае невозможности отнесения по вышеуказанным критериям выплаты к натуральной форме, выплата является денежной.
Выплата может быть рассчитана из определенных физических и денежных показателей, например, выплата на ремонт жилого помещения, рассчитанная из нормативной стоимости ремонта квадратного метра жилья и площади жилого помещения, предоставляемая работнику с определенной периодичностью (например, раз в 10 лет), но не обусловленная наличием конкретных расходов физического лица, представляет денежную форму выплат работнику.
ПРИМЕРАМИ несоциальных выплат в денежной форме (выплат денежных средств, которыми работник может распоряжаться по своему усмотрению, не обусловленных фактическим потреблением товаров, работ и услуг) (212) являются следующие:
- подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- подъемное пособие при переезде на новое место службы военнослужащим и приравненным к ним лицам;
- единовременное пособие при перезаключении трудового договора;
- выплата на первоначальное обзаведение хозяйством сотрудникам учреждений, исполняющих наказания;
- дополнительные ежемесячные выплаты к пенсиям работникам-пенсионерам;
- выплата стипендий ученым, научным работникам, являющимся сотрудниками учреждения;
- суточные на военнослужащего и каждого члена его семьи, переезжающих в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы;
- единовременное денежное поощрение молодым специалистам из числа педагогических работников в целях материальной поддержки, создания условий для развития образования и обеспечения населения качественными и доступными образовательными услугами, а также в целях повышения процента закрепления молодых специалистов в системе образования.
2.1.4. Начисления на выплаты по оплате труда (213)
К начислениям на выплаты по оплате труда относятся расходы по уплате страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонда социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федерального фонда обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Начисления на выплаты по оплате труда представляют собой отчисления на социальные нужды, выплачиваемые работодателями в фонды в целях обеспечения своих работников правом на получение социальных пособий.
2.2. Оплата работ, услуг (220)
Статья 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ группирует расходы на приобретение работ и услуг, используемых для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, учреждения. Данная статья не включает расходы на приобретение работ и услуг в целях социального обеспечения работников, бывших работников, населения.
Под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для обеспечения потребностей сектора государственного управления.
Под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Расходы на приобретение работ, услуг делятся на текущие расходы (221 - 227, 229) и расходы, осуществляемые в целях капитальных вложений (228).
2.2.1. Граница между оплатой работ и услуг и оплатой труда работников
Вознаграждение работника, как правило, основано либо на времени, проведенном на работе, либо на другом объективном показателе объема выполненной работы.
Оплата труда работников не включает суммы, подлежащие уплате физическим лицам по заключенным с ними гражданско-правовым договорам. Такие суммы отражаются как оплата работ и услуг (220).
Следует отметить, что некоторые товары и услуги не используются органами государственной (муниципальной) власти и учреждениями непосредственно в процессе своей деятельности, но потребляются работниками, занятыми в этом процессе. В случае если товары или услуги используются работниками во внерабочее время и по их собственному усмотрению для непосредственного удовлетворения их потребностей или желаний, они представляют собой вознаграждение в натуральной форме (214).
Однако если такое использование товаров или услуг работниками необходимо для выполнения ими своей работы, оно отражается как использование товаров и услуг, а их оплата осуществляется по соответствующим подстатьям статьи 220 КОСГУ. Примерами последнего случая являются следующие виды использования товаров и услуг:
- инструменты или оборудование, применяемые исключительно или главным образом на работе;
- одежда или обувь, которую обычные потребители не покупают и не носят и которую носят исключительно или главным образом на работе (например, защитная одежда, комбинезоны или форменная одежда и т.д.);
- жилищные услуги на рабочем месте, которыми не могут пользоваться члены семей работников (например, казармы, бытовки, общежития и т.п.);
- специальная еда и напитки, необходимость потребления которых вызвана особыми условиями труда, потребляемые по время деловых поездок или еда и напитки, предоставляемые работникам, находящимся при исполнении обязанностей;
- средства оказания первой помощи, медицинские осмотры или другие проверки состояния здоровья, обусловленные характером работы.
2.2.2. Услуги, работы для целей капитальных вложений
В целях применения классификации операций сектора государственного управления под услугами, работами для целей капитальных вложений (228) понимаются услуги, работы, приобретение (использование) которых влечет увеличение (формирование) стоимости основных фондов, принимаемых к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов (за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной казны Российской Федерации, казны республик в составе Российской Федерации, казны краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования), отражаемых на счете бухгалтерского учета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".
К основным фондами относятся движимые и недвижимые основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы.
Работы и услуги для целей капитальных вложений (228) по своему экономическому смыслу могут быть аналогичны работам и услугам, включенным в текущие расходы (226).
В случае, если в рамках единого контракта не вся стоимость работ, услуг, а только ее часть может быть отнесена на увеличение стоимости основных фондов, то в целях применения классификации операций сектора государственного управления расходы по данному контракту относятся к текущим расходам.
Например, расходы в рамках капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства) на установку (расширение) единых функционирующих систем, таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", стоимость которых будет включена в стоимость объекта капитального строительства (реконструкции), либо сформирует стоимость отдельных объектов основных средств, в целях применения классификации операций сектора государственного управления являются расходами для целей капитальных вложений.
Расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем в здании, введенном в эксплуатацию, в случае, если только часть работ будет принята к учету для включения (формирования) в стоимость объектов основных средств, отражаются как текущие расходы (226). В данном примере к работам, не влекущим изменение стоимости основного средства - здания, введенного в эксплуатацию, могут быть отнесены работы по установке коммуникаций внутри здания (протяжке кабеля, установке розеток и т.п.).
ПРИМЕРАМИ расходов, относящихся к услугам, работам для целей капитальных вложений (228) являются следующие расходы:
- на оплату услуг по проведению строительного контроля и экспертизе проектно-сметной документации при строительстве, реконструкции зданий, авторскому надзору за строительством, реконструкцией объектов капитального строительств и т.п.;
- на оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и тому подобное);
- на оплату пусконаладочных работ "вхолостую" (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);
- на выполнение кадастровых работ, инженерно-геодезические изыскания, технологическое присоединение.
2.2.3. Услуги, работы, относимые к текущим расходам
Под услугами и работами, относимыми к текущим расходам, для целей применения классификации операций сектора государственного управления понимаются работы, услуги, потребляемые сектором государственного управления для обеспечения выполнения своих функций, содержания, обслуживания и поддержания на должном уровне технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов, не влияющие на увеличение стоимости основных фондов.
Приобретение данных работ, услуг может осуществляться, в том числе через подотчетных лиц, также может производиться компенсация расходов работников на приобретение соответствующих работ и услуг.
Расходы на приобретение работ, услуг, относимых к текущим расходам, детализированы следующим образом:
- Услуги связи (221);
- Транспортные услуги (222);
- Коммунальные услуги (223);
- Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) (224);
- Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами (229);
- Работы, услуги по содержанию имущества (225);
- Страхование (227);
- Прочие работы, услуги (226).
Министерство финансов Российской Федерации в дополнение к письму от 27 декабря 2019 г. N 02-08-10/102939 направляет для использования в работе разъяснения по применению классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) в части расходов, включенных в группы 200 "Расходы" КОСГУ и 300 "Поступление нефинансовых активов" (статьи 310 - 340) КОСГУ (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления").
Приложение: на 71 л.
А.М. Лавров
Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 11.12.2020 г. N 02-08-10/109210
Руководство
по применению классификации операций сектора государственного управления
Введение
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок применения КОСГУ), устанавливает единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, а также при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований.
Порядок применения КОСГУ гармонизирован с требованиями руководства по Статистике государственных финансов 2014 года, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
1. Общие положения
Порядок применения КОСГУ содержит следующие понятия, используемые при определении отнесения операций на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ.
Сектор государственного управления (п. 2 Порядка):
- органы государственной власти (государственные органы);
- органы местного самоуправления;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации;
- иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в части деятельности по бюджетным полномочиям.
Организации государственного сектора (п. 7.1 Порядка):
- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
- государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.
Финансовые организации (п. 10.4 Порядка) - банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации.
Нефинансовые организации (п. 10.4 Порядка) - организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ.
Понятие "некоммерческие организации" используется в Порядке применения КОСГУ в том смысле, который определен Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с той лишь особенностью, что в категорию "некоммерческих организаций" в целях Порядка применения КОСГУ не включаются учреждения, государственные корпорации, компании, публично-правовые компании, включенные в иные категории.
Для целей Порядка применения КОСГУ к нерезидентам относятся:
- юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных юридических лиц и организаций;
- иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах".
В группу "нерезиденты" в целях Порядка применения КОСГУ не включаются физические лица - нерезиденты, наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные финансовые организации, в том случае, когда они выделяются на обособленных подстатьях КОСГУ.
Участники бюджетного процесса (п. 13.5.1 Порядка):
- главные распорядители бюджетных средств;
- распорядители бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств;
- государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
- иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
- главные администраторы доходов бюджета;
- администраторы доходов бюджета;
- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
- администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
- органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющих составление и исполнение соответствующих бюджетов.
Наднациональная организация - организация, созданная для обеспечения общих потребностей нескольких государств, наделенная нормоустановительными, исполнительными, контрольными правомочиями, которые имеют эффект на государства и частных лиц. Она имеет полномочия принимать решения, издавать правила, исполнять решения обязательные для государств-членов. Примерами наднациональных организаций являются следующие:
- Организация Объединенных Наций (ООН);
- Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);
- Экономический и Социальный Совет ООН;
- Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК);
- Международный олимпийский комитет (МОК);
- Всемирный банк (ВБ);
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Европейский центральный банк (ЕЦБ);
- Международный суд ООН;
- Европейский суд по правам человека;
- Суд Европейского союза и др.
2. Классификация расходов
Основные расходные операции сгруппированы следующим образом:
1) оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (210);
2) приобретение работ и услуг (220) - представляет собой стоимость работ и услуг, закупленных сектором государственного управления для использования в своей деятельности.
Приобретение работ и услуг не включает работы и услуги, приобретенные сектором государственного управления для использования физическими лицами в целях удовлетворения их потребностей, в качестве их социального обеспечения;
3) обслуживание государственного (муниципального) долга (230) - представляют собой расходы, понесенные должником в связи с использованием средств другой институциональной единицы1;
4) безвозмездные перечисления организациям (субсидии) (240, 280) - это текущие либо капитальные трансферты, которые перечисляются государственными (муниципальными) органами организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (исходя из уровня их производственной деятельности, либо на основе количества или стоимости товаров или услуг, которые они производят, продают, импортируют и т.п.). В данную категорию также включаются субсидии организациям, предназначенные для компенсации их убытков;
6) безвозмездные перечисления бюджетам (250) - это трансферты в денежной или натуральной форме, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, международной, наднациональной организации, правительству иностранного государства;
7) социальное обеспечение (260) - социальные выплаты населению для покрытия нужд, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или по иным обстоятельствам;
8) прочие расходы (290) включают все расходные операции, не отнесенные к другим категориям (например, налоги, штрафы и пени и пр.).
Классификация предусматривает разграничение выплат физическим лицам на социальные и несоциальные, а также по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной) (п. 7 Порядка).
По типу получателей социальные выплаты делятся на социальные выплаты физическим лицам, действующим работникам и бывшим работникам (служащим).
Выплаты относят к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица.
Несоциальными выплатами являются заработная плата, выплаты работодателей, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также выплаты работодателей, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере трудовой деятельности, стипендии, а также выплаты компенсаций за ущерб (например, имуществу физического лица), причиненный сектором государственного управления, в том числе по решению суда.
К социальным пособиям в натуральной форме относится приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, либо выплаты физическим лицам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов физическим лицам на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, услуги или работы на момент ее предоставления получателям (п. 7 Порядка).
Когда социальные пособия выплачиваются в натуральной форме, физическое лицо не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать пособия.
2.1. Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (210)
Оплата труда работников представляет полное вознаграждение, подлежащее выплате лицу в рамках отношения между работодателем и наемным работником за работу, выполненную в течение определенного периода времени. Эти суммы подлежат выплате в порядке обмена за предоставляемые физическими лицами услуги (физического или умственного труда), используемые в процессе операционной деятельности, в процессе производства, оказания услуги.
Оплата труда работников не включает суммы, уплачиваемые вне отношений между работодателем и работником (например, подрядчикам и лицам, работающим не по найму, такие суммы, подлежащие выплате, классифицируются как оплата работ, услуг).
Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда состоит из:
- заработной платы (211);
- несоциальных выплат персоналу, не отнесенных к заработной плате (212, 214);
- начислений на выплаты по оплате труда (213).
Оплата труда работников измеряется величиной вознаграждения, которое работник имеет право получить от работодателя за работу, выполненную в течение соответствующего периода, и выплачиваемого авансом, по мере выполнения работы или же после ее завершения.
2.1.1. Заработная плата (211)
Заработная плата - это оплата труда работников государственных (муниципальных) учреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных работников государственных (муниципальных) органов, не являющихся государственными (муниципальными) служащими, военнослужащих и приравненных к ним лиц, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - персонал, работник, работники), выплачиваемая в денежной и (или) натуральной форме.
Заработная плата включает суммы, удерживаемые из заработной платы работодателем, такие как налоги на доходы и другие вычеты (удержания), подлежащие уплате работником (т.е. суммы, уплачиваемые напрямую налоговым органам и т.д. от имени работников).
Заработная плата в денежной форме представляет собой суммы, подлежащие выплате работникам в форме денежных средств в обмен на выполненную работу.
В данную категорию включаются следующие виды вознаграждения:
- базовая заработная плата, выплачиваемая регулярно раз месяц или иные промежутки времени, включая оплату по результатам работ и сдельную оплату; дополнительную плату или специальные надбавки за сверхурочную работу, работу в ночные часы или в выходные дни или другие виды ненормированного рабочего времени; надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и т.п.;
- заработная плата, подлежащая выплате работникам, не работающим в течение коротких промежутков времени, например, находящимся в отпусках;
- ежегодные дополнительные выплаты, такие как премии;
- разовые премии или другие выплаты, связанные с общими результатами работы организации, в рамках программ стимулов.
ПРИМЕРАМИ выплат, относящихся к заработной плате являются следующие:
1) базовая заработная плата:
- выплаты по должностным окладам, по ставкам заработной платы, по почасовой оплате, по воинским и специальным званиям;
- ежемесячное денежное вознаграждение судьи;
- доплаты к заработной плате до минимального размера оплаты труда;
- выплата заработной платы, осуществляемая на основании судебных решений;
- выплата заработной платы за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;
- за сверхурочную работу;
- выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличение объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы (ст. 151 ТК РФ);
- и тому подобное;
2) премии:
- выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год;
- выплата надбавки в виде ежемесячного денежного поощрения;
- единовременная выплата к юбилейным датам работникам;
- выплата работникам материальной помощи за счет фонда оплаты труда;
- и тому подобное;
3) специальные надбавки:
- надбавки за выслугу лет;
- выплата заработной платы за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплата оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
- ежемесячные доплаты работникам за почетное звание;
- надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг, за классность по специальности);
- за шифровальную работу, за знание иностранного языка, ученую степень, ученое звание, должности доцента и профессора;
- за особые условия государственной гражданской и иной службы;
- за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, в пустынных, безводных местностях, в высокогорных районах, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Сибири и Дальнего Востока;
- за сложность, напряженность, специальный режим работы;
- и тому подобное;
4) оплата отпусков:
- оплата ежегодных отпусков, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск;
- единовременные выплаты при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;
- выплаты сотруднику при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск (ст. 127 ТК РФ);
- отпусков за период обучения работников, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение другим профессиям;
- дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- и тому подобное.
Заработная плата не включает возмещение работодателем расходов, понесенных его работниками для того, чтобы они могли занять свои рабочие места или выполнять свою работу, например:
- возмещение расходов на поездки, переезд или связанные с ними расходы, производимые работниками, когда они заступают на новые рабочие места, или требуемые работодателями для переселения в другие части страны или в другую страну;
- возмещение понесенных работниками расходов на инструменты, оборудование, спецодежду или другие предметы, которые необходимы для того, чтобы они могли выполнять свою работу. В этих случаях возмещенные суммы отражаются как приобретение работ и услуг (220).
Заработная плата также не включает социальные пособия, подлежащие выплате работодателем работникам в виде:
- пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы;
- выходных пособий и компенсаций работникам при их увольнении, потере трудоспособности и т.п.
2.1.2. Несоциальные выплаты персоналу (212, 214)
Несоциальные выплаты персоналу представляют собой суммы денежных средств, а также оплату товаров, работ, услуг, выплачиваемые (предоставляемые) работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации в пользу персонала и (или) их иждивенцев, членов семей, не относящиеся к заработной плате дополнительные выплаты (за исключением компенсаций расходов персонала, связанных с трудовой деятельностью), обусловленные условиями трудовых отношений, статусом работников (сотрудников).
К несоциальным выплатам работникам относятся выплаты, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности, такие как:
- компенсация (оплата) найма жилья, проезда к месту работы и обратно (за исключением обеспечения должностных лиц проездными документами в служебных целях, компенсации (оплаты) расходов работников, имеющих разъездной характер работы);
- оплата (компенсация расходов за оплату) жилого помещения и коммунальных услуг;
- компенсация (предоставление) продуктов питания на регулярной основе;
- оплата (компенсация расходов) за пользование спортивными сооружениями, объектами для проведения досуга, базами отдыха для работников и членов их семей, детскими садами и яслями для детей сотрудников;
- оплата парковки (за исключением оплаты в служебных целях).
Аналогичные выплаты, производимые в связи с необходимостью реализации возложенных на работника функций, в связи с осуществлением трудовой деятельности, процессом производства, отражаются как использование (оплата) работ и услуг (220).
2.1.3. Денежная и натуральная форма выплат (212, 214)
Натуральная форма выплат
К выплатам в натуральной форме относится оплата товаров, работ, услуг, предоставляемых работникам, а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Выплаты в натуральной форме имеют денежный эквивалент, выраженный в стоимости (полной или частичной) товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам.
Выплаты в натуральной форме, как правило, состоят из товаров и услуг, приобретенных у производителя от имени работника, а также компенсаций, связанных с возмещением расходов работника на приобретение товаров, работ и услуг. Данные выплаты могут, например, включать оплату (компенсацию) медицинских услуг работникам и иных товаров, услуг. Хотя эти возмещения (частичные или полные), как правило, выплачиваются в денежной форме, они отражаются как выплаты в натуральной форме, так как предполагается, что они производятся непосредственно за совершенную покупку.
Под выплатами в натуральной форме понимается полная либо частичная оплата (компенсация) работодателем товаров, работ и услуг, предоставленных в личное пользование работников (т.е. работники могут использовать по своему усмотрению для удовлетворения своих собственных потребностей или потребностей членов их семей).
При осуществлении работодателем выплат в натуральной форме, работник не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать выплату; выплата просто освобождает его от необходимости финансирования расходов за счет доходов из других источников.
Так, например, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей относится к прочим выплатам в натуральной форме (подстатья 214 "Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме"), поскольку данная выплата осуществляется в целях обеспечения (компенсации стоимости) услуги, гарантированной законодательством, определенным категориям работников в целях стимулирования занятости в определенных местностях.
ПРИМЕРАМИ выплат, относящихся к прочим выплатам в натуральной форме (214), являются следующие:
- приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов;
- ежемесячные денежные выплаты работодателем своим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей; компенсация стоимости проезда к месту отпуска и обратно судьям;
- компенсация (возмещение) расходов по проезду к местам использования реабилитационных отпусков, на лечение и обратно военнослужащим;
- компенсация работодателем своим работникам стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно;
- компенсация расходов, связанных с проездом и провозом багажа при переезде из районов Крайнего Севера к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных;
- компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством Российской Федерации случаях;
- возмещение персоналу дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания);
- выплата спортсменам, состоящим в штате учреждения, на питание;
- компенсация проезда сотрудников к месту нахождения образовательной организации.
Денежная форма выплат
В случае невозможности отнесения по вышеуказанным критериям выплаты к натуральной форме, выплата является денежной.
Выплата может быть рассчитана из определенных физических и денежных показателей, например, выплата на ремонт жилого помещения, рассчитанная из нормативной стоимости ремонта квадратного метра жилья и площади жилого помещения, предоставляемая работнику с определенной периодичностью (например, раз в 10 лет), но не обусловленная наличием конкретных расходов физического лица, представляет денежную форму выплат работнику.
ПРИМЕРАМИ несоциальных выплат в денежной форме (выплат денежных средств, которыми работник может распоряжаться по своему усмотрению, не обусловленных фактическим потреблением товаров, работ и услуг) (212) являются следующие:
- подъемное пособие при переезде на новое место работы (службы) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- подъемное пособие при переезде на новое место службы военнослужащим и приравненным к ним лицам;
- единовременное пособие при перезаключении трудового договора;
- выплата на первоначальное обзаведение хозяйством сотрудникам учреждений, исполняющих наказания;
- дополнительные ежемесячные выплаты к пенсиям работникам-пенсионерам;
- выплата стипендий ученым, научным работникам, являющимся сотрудниками учреждения;
- суточные на военнослужащего и каждого члена его семьи, переезжающих в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы;
- единовременное денежное поощрение молодым специалистам из числа педагогических работников в целях материальной поддержки, создания условий для развития образования и обеспечения населения качественными и доступными образовательными услугами, а также в целях повышения процента закрепления молодых специалистов в системе образования.
2.1.4. Начисления на выплаты по оплате труда (213)
К начислениям на выплаты по оплате труда относятся расходы по уплате страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонда социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федерального фонда обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Начисления на выплаты по оплате труда представляют собой отчисления на социальные нужды, выплачиваемые работодателями в фонды в целях обеспечения своих работников правом на получение социальных пособий.
2.2. Оплата работ, услуг (220)
Статья 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ группирует расходы на приобретение работ и услуг, используемых для обеспечения деятельности государственного (муниципального) органа, учреждения. Данная статья не включает расходы на приобретение работ и услуг в целях социального обеспечения работников, бывших работников, населения.
Под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для обеспечения потребностей сектора государственного управления.
Под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Расходы на приобретение работ, услуг делятся на текущие расходы (221 - 227, 229) и расходы, осуществляемые в целях капитальных вложений (228).
2.2.1. Граница между оплатой работ и услуг и оплатой труда работников
Вознаграждение работника, как правило, основано либо на времени, проведенном на работе, либо на другом объективном показателе объема выполненной работы.
Оплата труда работников не включает суммы, подлежащие уплате физическим лицам по заключенным с ними гражданско-правовым договорам. Такие суммы отражаются как оплата работ и услуг (220).
Следует отметить, что некоторые товары и услуги не используются органами государственной (муниципальной) власти и учреждениями непосредственно в процессе своей деятельности, но потребляются работниками, занятыми в этом процессе. В случае если товары или услуги используются работниками во внерабочее время и по их собственному усмотрению для непосредственного удовлетворения их потребностей или желаний, они представляют собой вознаграждение в натуральной форме (214).
Однако если такое использование товаров или услуг работниками необходимо для выполнения ими своей работы, оно отражается как использование товаров и услуг, а их оплата осуществляется по соответствующим подстатьям статьи 220 КОСГУ. Примерами последнего случая являются следующие виды использования товаров и услуг:
- инструменты или оборудование, применяемые исключительно или главным образом на работе;
- одежда или обувь, которую обычные потребители не покупают и не носят и которую носят исключительно или главным образом на работе (например, защитная одежда, комбинезоны или форменная одежда и т.д.);
- жилищные услуги на рабочем месте, которыми не могут пользоваться члены семей работников (например, казармы, бытовки, общежития и т.п.);
- специальная еда и напитки, необходимость потребления которых вызвана особыми условиями труда, потребляемые по время деловых поездок или еда и напитки, предоставляемые работникам, находящимся при исполнении обязанностей;
- средства оказания первой помощи, медицинские осмотры или другие проверки состояния здоровья, обусловленные характером работы.
2.2.2. Услуги, работы для целей капитальных вложений
В целях применения классификации операций сектора государственного управления под услугами, работами для целей капитальных вложений (228) понимаются услуги, работы, приобретение (использование) которых влечет увеличение (формирование) стоимости основных фондов, принимаемых к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов (за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной казны Российской Федерации, казны республик в составе Российской Федерации, казны краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования), отражаемых на счете бухгалтерского учета 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы".
К основным фондами относятся движимые и недвижимые основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы.
Работы и услуги для целей капитальных вложений (228) по своему экономическому смыслу могут быть аналогичны работам и услугам, включенным в текущие расходы (226).
В случае, если в рамках единого контракта не вся стоимость работ, услуг, а только ее часть может быть отнесена на увеличение стоимости основных фондов, то в целях применения классификации операций сектора государственного управления расходы по данному контракту относятся к текущим расходам.
Например, расходы в рамках капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства) на установку (расширение) единых функционирующих систем, таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", стоимость которых будет включена в стоимость объекта капитального строительства (реконструкции), либо сформирует стоимость отдельных объектов основных средств, в целях применения классификации операций сектора государственного управления являются расходами для целей капитальных вложений.
Расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем в здании, введенном в эксплуатацию, в случае, если только часть работ будет принята к учету для включения (формирования) в стоимость объектов основных средств, отражаются как текущие расходы (226). В данном примере к работам, не влекущим изменение стоимости основного средства - здания, введенного в эксплуатацию, могут быть отнесены работы по установке коммуникаций внутри здания (протяжке кабеля, установке розеток и т.п.).
ПРИМЕРАМИ расходов, относящихся к услугам, работам для целей капитальных вложений (228) являются следующие расходы:
- на оплату услуг по проведению строительного контроля и экспертизе проектно-сметной документации при строительстве, реконструкции зданий, авторскому надзору за строительством, реконструкцией объектов капитального строительств и т.п.;
- на оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и тому подобное);
- на оплату пусконаладочных работ "вхолостую" (расходы капитального характера на оплату работ по комплексному опробованию и наладке смонтированного оборудования на объектах капитального строительства, осуществляемые в рамках бюджетных инвестиций);
- на выполнение кадастровых работ, инженерно-геодезические изыскания, технологическое присоединение.
2.2.3. Услуги, работы, относимые к текущим расходам
Под услугами и работами, относимыми к текущим расходам, для целей применения классификации операций сектора государственного управления понимаются работы, услуги, потребляемые сектором государственного управления для обеспечения выполнения своих функций, содержания, обслуживания и поддержания на должном уровне технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов, не влияющие на увеличение стоимости основных фондов.
Приобретение данных работ, услуг может осуществляться, в том числе через подотчетных лиц, также может производиться компенсация расходов работников на приобретение соответствующих работ и услуг.
Расходы на приобретение работ, услуг, относимых к текущим расходам, детализированы следующим образом:
- Услуги связи (221);
- Транспортные услуги (222);
- Коммунальные услуги (223);
- Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) (224);
- Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами (229);
- Работы, услуги по содержанию имущества (225);
- Страхование (227);
- Прочие работы, услуги (226).