Обзор изменений в законодательстве о закупках
Будут организованы мероприятия для обсуждения актуальных вопросов с поставщиками. В повестке дня — изменения в национальном режиме и использование отечественного программного обеспечения. Продлеваются антикризисные меры, включая возможность закупок у единого дистрибьютора (ЕДП). Устанавливаются новые правила для строительных закупок под ключ. Отменяется возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта. Для запроса котировок устанавливается фиксированная сумма в размере 10 миллионов рублей. Будет дано подробное разъяснение процедуры списания неустойки по контрактам. Поставщику может быть направлена претензия даже через два года после завершения контракта.
Национальный режим в закупках
Федеральный закон №44 не претерпел значительных изменений в части национального режима. Основные ограничения распространяются на промышленные товары, программное обеспечение, лекарственные препараты, медицинские изделия, продукты питания и радиоэлектронную технику. Преимущества, ранее установленные приказом №126, теперь включены непосредственно в текст федерального закона. Товарные группы для заказчиков и поставщиков определены в постановлении правительства №1875. Национальный режим разделен на категории: запреты, ограничения и преимущества, чтобы избежать их смешивания. Если заказчик устанавливает запрет и исключения, нет необходимости дополнительно указывать преимущества для данного товара.
Преимущества и ограничения в закупках
Для позиций с преимуществом требуется реестровый номер. При наличии ограничений необходимо подтвердить страну происхождения товара, например, через ОКСМ. Заказчик может объединять товары с различными статусами (запреты, ограничения, преимущества) в одном лоте, но участники должны подтвердить страну происхождения товара, иначе их заявки будут отклонены. Если есть хотя бы одна заявка с подтвержденной страной происхождения (Россия или ЕАЭС), то остальные иностранные заявки могут быть отклонены. Победителем становится участник с минимальной ценой после снижения на 15% (при условии соответствия законодательству).
Производители регистрируют свою продукцию в реестре Минпромторга. Однако данные в реестре могут устаревать, поэтому электронные площадки проверяют актуальность информации. Закон №44-ФЗ регулирует заключение контрактов на основе данных из реестра, а срок действия выписки из реестра имеет важное значение для участия в закупках.
Некоторые белорусские предприятия отказываются от новых заказов из-за высокой загрузки, тогда как российские производители сталкиваются с недостатком спроса. Срок пребывания производителя в реестре ограничен, и важно следить за его актуальностью. Подделка документов для подтверждения российского происхождения товара не рекомендуется; вместо этого можно использовать декларирование преимуществ. Информацию о внесении продукции в реестр можно найти в приказе №7 Минпромторга.
Особенности применения национального режима
В извещениях о закупках иногда отсутствуют конкретные основания для ограничений или преимуществ, что вызывает вопросы у участников. Заказчики могут избегать установленных ограничений, если подробно объяснят причины выбора товаров. Исключения допустимы для малоценных закупок (до 300 тысяч рублей) или приобретения комплектующих для уже установленного оборудования. Если товар не производится в России, заказчик может обратиться в Минпромторг за специальным разрешением.
Необходимо внимательно выбирать коды КПД, так как ошибки в их указании часто приводят к проблемам в закупках. Преимущества предоставляются только для товаров, не попавших в приложения 1 и 2. Автоматизация процесса закупок требует от электронных площадок поддержки функционала для применения национальных режимов. Заказчики обязаны направлять запросы цен на продукцию, особенно при государственных закупках. Минимальное количество запросов и ответов должно составлять 5 и 3 соответственно.
Контрольные органы играют важную роль в проверке корректности описания объектов закупки и применения кодов КПД. Антимонопольная служба рассматривает обращения поставщиков по спорным вопросам. Рассмотрение заявок включает проверку страны происхождения товара. Если страна происхождения не подтверждена, цена контракта может быть снижена на 15%.
Требования к участникам закупок
Для регистрации в реестре Минпромторга дилеры не имеют необходимых документов. Белорусским компаниям рекомендуется обращаться в Торгово-промышленную палату и МИД Беларуси для консультаций по выходу на российский рынок. Посредники могут участвовать в госзакупках, если предоставят выписку о производстве товара на территории России.
Применение национального режима зависит от стоимости контракта: свыше 1 миллиона рублей — национальный режим применяется обязательно. Для контрактов менее 1 миллиона рублей национальный режим может не применяться, если общая стоимость всех товаров составляет менее 300 тысяч рублей или каждая единица товара стоит менее 300 тысяч рублей.
Дробление закупок
Ослабление контроля за дроблением закупок пока не утверждено официально. Явное дробление происходит при разделении контракта на несколько частей без объективных причин. Планируется введение четкого определения, что считается дроблением закупки.
Особенности исполнения контрактов
Сложности возникают при исполнении контрактов с неопределенным объемом поставки, например, количеством лекарств. Планируется упрощение требований к участникам закупок, включая ссылки на достоверные источники информации. Заказчики ограничены в проверке задолженностей участников закупок, хотя в некоторых случаях могут запросить бухгалтерскую отчетность.
Форма заключения контракта
Форма контракта в государственных закупках будет преимущественно письменной. Хотя устная форма возможна, сейчас обсуждается переход к письменной форме. Минфин планирует выпустить официальные разъяснения по данной норме.
Подтверждение опыта и квалификации
Опыт и квалификация подтверждаются контрактами, прошедшими полный цикл в Единой информационной системе (ЕИС). Госзаказчики могут запрещать использование коммерческих договоров для подтверждения опыта.
Коды ОКПД 2 и регистрационные удостоверения
Могут возникнуть трудности при указании разных кодов ОКПД 2 в извещении и реестре Минпромторга. Платформа может помочь запросить разъяснения у соответствующих органов. Все пользователи рассматриваются как поставщики, независимо от роли производителя или посредника.
Изменения и дополнения
Обсуждаются новые требования по постановлению №2571 и другие аспекты законодательства о закупках. Методические материалы для начинающих поставщиков будут направлены участникам.