Топ-100
 
Ежедневные онлайн встречи на которых эксперты учебного центра Pro-ability
разбирают с вами актуальные вопросы (госзаказа, кадров и бух. учета)
111

Заказчик не применил позицию КТРУ и описал товар по общим правилам

Заказчик при закупке медизделия не применил позицию КТРУ и указал его характеристики вне каталога. Он описал товар по ГОСТу с учетом потребности в высокотехнологичном оборудовании. Контролеры решили, что в каталоге была нужная позиция и заказчику следовало ее использовать. Также товар входит в перечень импортной радиоэлектроники с ограничениями допуска. В закупке их установили. Значит, заказчик не мог приводить параметры вне каталога. Три инстанции не согласились с таким решением: - заказчику нужен был товар с параметрами из ГОСТа из-за специфики деятельности, а также из-за особенностей использования медизделия; - в позиции каталога нет значимых характеристик. Она содержит лишь 4 обязательных параметра. В ГОСТе же их около 80; - заказчик правильно описал товар по общим правилам, поскольку в каталоге не было нужной позиции. Если применить ту, что указывают контролеры, то заказчик получит товар, который не отвечает его потребностям. Это приведет к неэффективному расходованию бюджета; - контролеры не доказали, что товар из позиции КТРУ такой же, как тот, что приобретают. То, что описание продукции ограничило конкуренцию, не подтвердили. На участие в закупке подали 2 заявки. В практике можно встретить иное мнение. Постановление АС Северо-Западного округа от 17.05.2024 по делу № А21-9962/2023



г. Калининград Дело № А21 - 9962/2023

«24» октября 2023 года


Резолютивная часть решения объявлена «17» октября 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме «24» октября 2023 года.


Арбитражный суд Калининградской области в составе:

Судьи Залужной Ю.Д.

при ведении протокола судебного секретарем ФИО1.


рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ГБУЗ «ОКБ Калининградской области»


к УФАС по Калининградской области

третьи лица: ООО «Южно-Уральский центр снабжения» (ООО «ЮУРЦС»)

о признании незаконным и отмене решения №039/06/49-342/2023 от 16.05.2023


при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2, ФИО3, по доверенности, паспорту

от УФАС – ФИО4, по доверенности, удостоверению

от третьего лица – не явился, извещен


ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» (далее – заявитель, Учреждение, Больница) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения УФАС по Калининградской области (далее УФАС, Управление) №039/06/49-342/2023 от 16.05.2023 которым Больница признана нарушившей ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.

В судебном заседании представители Больницы поддержали заявленные требования в полном объёме.

Управление требования не признало, поддержало позицию, изложенную в отзыве.

Третье лицо в заседание не явилось, извещено, отзыв не представило, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.156 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сторонами раскрыты и представлены суду все необходимые доказательства; иных доказательств, а так же ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 25.04.2023 Заказчиком (Больницей) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее ЕИС) размешено извещение о проведении Запроса котировок.

Предметом Аукциона являлась поставка медицинских изделий (Монитор с функциями электрокардиографа, измерения артериального давления, пульсоксиметрии, капнографии, контроля частоты дыхательных сокращений), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.

Заказчиком в документе «Основная часть извещения о проведении электронного аукциона» установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878).

Закупаемый товар входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для пелен осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением № 878, в связи с чем, у Заказчика, по мнению подателя жалобы ООО «Южно-Уральский центр снабжения», а также УФАС, принявшего сторону подателя жалобы, на основании пункта 5 Правил, отсутствовала возможность применения в описании объекта закупки дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, не предусмотренных позицией КТРУ. Однако Заказчик при описании объекта закупки применил код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000944 «Монитор у постели больного многопараметрический общего назначения» и прописал технические характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ.


УФАС вынесено решение, которым заказчик - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница Калининградской области» признан нарушившим часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.

Суд находит требования Больницы об отмене решения обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 2 стати 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б)единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в)описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

При этом, согласно позиции Минфина России заказчик самостоятельно определяет код ОКПД или код позиции КТРУ путем соотнесения предмета закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения. (Письмо Минфина от 17 марта 2020 г. № 24-05-08/20208, письмо Минфина России от 24.01.2022 № 24-03-08/4090).

Объектом закупки является Монитор с функциями электрокардиографа, измерения артериального давления, пульсоксиметрии, капнографии, контроля частоты дыхательных сокращений (далее - Оборудование).

Позиция КТРУ, на которую ссылается ООО «ЮУРЦС» - 26.60.12.119-00000944 "Монитор у постели больного многопараметрический общего назначения", не может быть применена к Оборудованию, закупаемому Заказчиком в рамках электронного аукциона № 0335200001023000218, ввиду нижеследующего.

Закупка Оборудования осуществляется Заказчиком в рамках оснащения операционной травматолого-ортопедического отделения и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 901н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия" с целью оказания специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия".

Характеристики, содержащиеся в приложении "Описание объекта закупки" извещения электронного аукциона, установлены Заказчиком в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ, требованиями действующего ГОСТ Р 56326-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Мониторы пациента многофункциональные. Технические требования для государственных закупок" и отражают потребность Заказчика в высокотехнологичном оборудовании, позволяющем осуществлять мониторинг состояния пациента как во время проведения операции, так и в период восстановления после хирургического вмешательства.

В ходе подготовки к проведению электронного аукциона Заказчиком выявлено, что позиция КТРУ 26.60.12.119-00000944, на которую ссылается Заявитель, содержит лишь 4 (четыре) обязательные к применению характеристики(интеграция с МИС, количество отведений ЭКГ, показатели и совместимость с катетером для легочной артерии), тогда как ГОСТ Р 56326-2017 устанавливает порядка 80 функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик для многофункционального монитора пациента.

При этом, содержащаяся в позиции КТРУ 26.60.12.119-00000944 характеристика количество отведений ЭКГ со следующими значениями характеристик: количество отведений ЭКГ:

- 3-12,

- 3-6,

- неважно.

Исходя из формулировки значения характеристики КТРУ 3-12, 3-6, неважно в случае выбора Заказчиком данной позиции КТРУ, а данная характеристика является обязательной к применению, то в данном случае возможна поставка товара с количеством отведений ЭКГ 3 или 6,что уже не соответствует потребности Заказчика.

Если рассматривать данную характеристику, как диапазонное значение {учитывая, что показатели прописаны через дефис), что является в корне неверным, так как данная характеристика не является диапазонной, и противоречащей пункту 6.1.8 ГОСТ Р 56326-2017, согласно которому число мониторируемых отведений ЭКГ является конкретным показателем (не менее), а не диапазонным как установлено позицией КТРУ.

Следовательно, применяя данную позицию КТРУ, Заказчик может получить Оборудование с недостаточным количеством мониторируемых отведений ЭКГ, что не соответствует потребности Заказчика и повлечет неэффективное расходование бюджетных средств. Поскольку диапазонное значение данной характеристики подразумевает возможность поставки Оборудования с неопределенным количеством отведений ЭКГ.

По общепринятой системе ЭКГ регистрируется в 12 электрокардиографических отведениях: трех стандартных (I. IL III). трех усиленных (aVR. aVL. aVF) и шести грудных (V1-V6). При необходимости сделать ЭКГ можно и в других дополнительный отведениях. Регистрация ЭКГ в 12 отведениях позволяет определить даже небольшие изменения в работе сердца, которые не покажет регистрация ЭКГ в 3 стандартных отведениях.

Учитывая специфику использования Оборудования, а именно оснащение операционной травматолого-ортопедического отделения, такой показатель как число отведений не менее 12 шт. принципиально важен для Заказчика, поскольку оценка активности сердечной мышцы пациента с помощью регистрации электрических сигналов (ЭКГ) во время проведения операции и в период восстановления после хирургического вмешательства необходимо проводить в 12 отведениях (6 грудных и 6 на конечности (правая и левая руки, а также левая нога) для наиболее точного и информативного мониторинга состояния пациента, ввиду наличия повышенного риска возникновения осложнений при проведении операционного вмешательства и в период восстановления.

Закупаемое Оборудование является сложным и технологичным медицинским оборудованием, которое невозможно закупить на основании 4 (четырех) характеристик, часть которых не определяют функциональность оборудования. В случае выбора данной позиции, у Заказчика присутствует риск закупить технически устаревшее оборудование, не отвечающее потребностям и целям проведения закупки. Следовательно, на основании данных характеристик невозможно закупить современное, технологичное оборудование, с рядом значимых для Заказчика характеристик.

Позиция КТРУ 26.60.12.119-00000944 не содержит следующие необходимые и значимые для Заказчика технические и эксплуатационные характеристики оборудования, предусмотренные ГОСТ Р 56326-2017:

№ п/п

Наименование показателей

Значение показателей

Обоснование

Доп .обоснование

2.1.1.

Размер по диагонали, дюйм

Не менее 15

ГОСТ Р 56326-2017п.6.1.2

Чем больше размер монитора, тем больше информативности он несет для медицинского персонала: большее

число кривых, трендов, графиков, числовых параметров

2.1.2.

Число пикселей по горизонтали, шт

Не менее 1024

ГОСТ Р 56326-2017п.6.1.2

Чем выше разрешение монитора, тем выше качество визуализации

2.1.3.

Число пикселей по вертикали, шт

Не менее 768

ГОСТ Р 56326-2017 п.6.1.2


3.2.

Число типов световой и звуковой сигнализации по приоритету, шт.

Не менее 3

ГОСТ Р 56326-2017п.6.1.3

Уровень тревог классифицируется по степени важности (приоритету) и дает медицинскому

персоналу визуальную и

звуковую информацию,

позволяя дистанционно принимать решение о состоянии пациента и оперативности вмешательства

4.2.

Длительность записи трендов, ч

Не менее 72

ГОСТ Р 56326-2017п.6.1.4

Позволяет наблюдать одного пациента разными лечащими врачами и контролировать состояние пациента в динамике в

течение длительного промежутка времени

6.1.7.

Защита от разряда дефибриллятора

Наличие

ГОСТ Р МЭК 60601-2-27-2013 таблица 201.101

Позволяет проводить непрерывное





наблюдение за состоянием пациента при сердечно-легочной реанимации с использованием дефибриллятора и оперативно реагировать на клиническую картину

7.1.

Время работы от резервного источника питания, мин

Не менее 60

ГОСТ Р 56326-2017п.6.1.24.

Возможность работы монитора в



Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, определяя требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.

При описании товара Заказчик вправе указывать требования к объекту закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика. Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.

Описание объекта закупки составлено Заказчиком, исходя из своей фактической потребности, обусловленной спецификой основного вида деятельности Заказчика.

В Описание объекта закупки Заказчиком включены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, имеющим для него важное значение.

Заказчик принимает решение и устанавливает соответствующие требования к объекту закупки, исходя из своей потребности с учетом специфики деятельности, а именно оказание медицинских услуг надлежащего качества.

В целях определения начальной максимальной цены контракта 21.04.2023г. Заказчиком был размещен в БИС запрос № 0335200001023000061 на получение ценовой информации, со сроком предоставления информации до 16:00 24.04.2023 г.

В ответ на данный запрос Заказчиком получены коммерческие предложения от ООО «ТМЦ» исх. № 04-50 от 21.04.2023 (предложено к поставке оборудование - Монитор прикроватный реаниматолога и анестезиолога переносный МПР6-03-«Тритон» по ТУ26.60.12.-011-32119398-2019 (Комплектация Р3.22), производителя -ООО Фирма «Тритон-ЭлектроникС», Российская Федерация), ООО «Ординем» исх. № 7918 от 21.04.2023 (предложено к поставке оборудование - Монитор прикроватный реаниматолога и анестезиолога переносный МПР6-03-«Тритон», производителя -ООО Фирма «Тритон-ЭлектроникС», Российская Федерация), ИП Муравский А.Н. исх. № 76 от 24.04.2023 (предложено к поставке оборудование - Монитор пациента CARESCAPE В850 с принадлежностями, производителя-GE HealthcareFinland Оу, Финляндия).

Заказчиком также были направлены запросы официальным представителям производителя GE Healthcare - ООО «ДжиИХэлскеа», ООО «М.П.А. медицинские партнеры», ООО «БИМК-Кардио-Волга» исх. № 45 от 24.04.2023, и производителю ООО Фирма «Тритон-ЭлектроникС» исх.№ 46 от 24.04.2023о соответствии оборудования указанных производителей требованиям приложения "Описание объекта закупки" извещения о проведении электронного аукциона.

Согласно полученным ответам от ООО «М.П.А. медицинские партнеры» (официальный дистрибьютор компании GE Healthcare)BX. № 640 от 24.04.2023, ООО Фирма «Тритон-ЭлектроникС» (производитель, держатель регистрационного удостоверения)вх. № 227/2.3 от 25.04.2023 оборудование производителей GE HealthcareFinland Оу, ООО Фирма «Тритон-ЭлектроникС» соответствует приложения "Описание объекта закупки" извещения о проведении электронного аукциона.

Таким образом, согласно полученным коммерческим предложениям и ответам производителей и официальных представителей производителей оборудования требованиям Описания объекта закупки соответствует оборудование не менее 2-х производителей - GE HealthcareFinland Оу, ООО Фирма «Тритон-ЭлектроникС ».

На участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки отООО «ТМЦ» и от ООО «Ординем», согласно которым участниками к поставке предложено следующее оборудование: Монитор прикроватный реаниматолога ианестезиолога переносный МПР6-03-"Тритон" по ТУ26.60.12-011-32119398-2019,производитель - ООО Фирма "Тритон-ЭлектроникС", Российская Федерация.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.05.2023 № 0335200001023000218 заявки ООО «ТМЦ» и ООО «Ординем» признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, снижение в результате электронного аукциона составило 10,39%.

Кроме того, в соответствии с частью части 4 статьи 106 Закона № 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

ООО «ЮУРЦС» в составе жалобы, не представлено документов, подтверждающих обоснованность указанных в жалобе доводов и невозможность его участия в электронном аукционе, не представлено доказательств того, что закупка была необоснованной, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствовали фактическим потребностям и тем самым повлекли неэффективность использования бюджетных средств. Не представлены и подтверждения того обстоятельства, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По смыслу статьи 33, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств и достижение цели закупки.

Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 №304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.

Таким образом, как следует из положений Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований к предмету закупки.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Заявленные требования к поставке медицинских изделий (Монитор с функциями электрокардиографа, измерения артериального давления, пульсоксиметрии, капнографии, контроля частоты дыхательных сокращений) для нужд Заказчика установлены исходя из их потребностей и необходимы для качественного оказания заказчиками услуг в сфере своей профессиональной деятельности.

С учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом их потребностей.

В пункте 1 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Также из представленных материалов и пояснений установлено, что Техническое задание рассматриваемой закупки формировалось с учетом возможности поставки товаров разных производителей.

Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения, установленные обжалуемым решением антимонопольного органа.

Согласно части 3 статьи 198 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд




Р Е Ш И Л:


Признать незаконным и отменить решение УФАС по Калининградской области №039/06/49-342/2023 от 16.05.2023г..

Взыскать с УФАС по Калининградской области в пользу ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» расходы по госпошлине в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.


Судья

Залужная Ю.Д.


(подпись, фамилия)