Новости учебного центра Pro-ability бухучет1

Запрет упрощенного производства по делам о взыскании с бюджетов в 2025 году: Разбор письма Минфина № 08-04-07/74674

Минфин запретил упрощенное рассмотрение дел о взыскании бюджетных средств: Детальный анализ новых разъяснений

В августе 2025 года Министерство финансов Российской Федерации выпустило важные разъяснения, которые ужесточают процедуру взыскания денежных средств с бюджетов всех уровней и казенных учреждений. Письмо Минфина России от 01.08.2025 № 08-04-07/74674 подтверждает строгий запрет на применение упрощенного и приказного производства по таким спорам, а также детализирует особенности досудебного урегулирования требований. Этот документ имеет критическое значение для всех контрагентов государственных учреждений, бухгалтеров и юристов, работающих в сфере госзакупок и бюджетного права, так как устанавливает единые правила игры и предотвращает риск признания судебных решений недействительными.

✅ Правовая суть разъяснений Минфина

Позиция Минфина, изложенная в письме, не является новым нормативным актом, а служит строгим напоминанием и разъяснением уже существующих норм Бюджетного кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ). Ключевые тезисы документа заключаются в следующем:
  1. Запрет упрощенного и приказного производства: Споры о взыскании средств из бюджетов бюджетной системы РФ (федерального, региональных, местных) подлежат рассмотрению исключительно в порядке общего искового производства.
  2. Распространение на казенные учреждения: Этот запрет в полной мере относится и к спорам о взыскании денежных средств с казенных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств.
  3. Запрет мировых соглашений: Казенные учреждения не вправе заключать мировые соглашения по спорам о взыскании бюджетных средств, так как это может привести к нецелевому использованию бюджетных денег.
  4. Досудебный порядок: При недостаточности лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) казенное учреждение обязано обратиться к главному распорядителю (ГРБС) за их получением для расчетов с кредиторами.

📖 Подробный разбор ключевых ограничений и их последствий

1. Почему запрещено приказное и упрощенное производство?
Данный запрет прямо вытекает из положений статьи 239.1 Бюджетного кодекса РФ. Его основная цель — обеспечить полноценную судебную защиту интересов публично-правового образования (государства или муниципалитета).
  • Приказное производство (Глава 11 ГПК РФ) проходит без вызова сторон и заслушивания их объяснений. Судья выдает судебный приказ на основании представленных документов.
  • Упрощенное производство (Глава 21.1 ГПК РФ) также ограничивает состязательность процесса, часто проводя его без судебных заседаний.
Минфин подчеркивает, что такие формы не позволяют в полной мере проверить обоснованность требований к бюджету, оценить соблюдение бюджетного законодательства (например, наличие ЛБО) и предотвратить необоснованное списание государственных средств. Таким образом, обязательное общее исковое производство позволяет бюджету быть полноценной стороной в споре, представлять доказательства и возражения.
2. Особенности работы с казенными учреждениями
Казенные учреждения (казенные школы, больницы, администрации и т.д.) являются наиболее зависимыми от бюджета. Они действуют на основании сметы и не имеют права распоряжаться доходами самостоятельно. В связи с этим для них установлены самые строгие ограничения:
  • Запрет мировых соглашений: Казенное учреждение не может по своей инициативе пойти на уступки в суде и заключить мировое соглашение, так как это изменяет объем его бюджетных обязательств, утвержденных сводной бюджетной росписью. Такое действие возможно только с согласия главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), что на практике происходит крайне редко.
  • Обязанность запрашивать ЛБО: Если у кредитора (поставщика, подрядчика) возникает обоснованное требование к казенному учреждению, а денег на счете нет, учреждение обязано в досудебном порядке обратиться к своему ГРБС с запросом о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для погашения задолженности. Это важнейший механизм защиты контрагентов.
3. Статус бюджетных и автономных учреждений
На бюджетные и автономные учреждения (которые имеют большую самостоятельность) запрет упрощенного производства распространяется напрямую только в случаях, когда взыскание обращается на средства, полученные из бюджета. Однако Минфин указывает на повышенную ответственность их руководителей.
Доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности (платные услуги, аренда), являются средствами публичной собственности. Поэтому руководитель обязан распоряжаться ими рационально и экономно, а любое судебное взыскание на эти средства также должно быть максимально обоснованным и проходить через стадию общего судебного разбирательства, чтобы избежать рисков оспаривания.
Таблица: Сравнение правил для разных типов государственных учреждений
Запрет на отказ от иска и мировое соглашение: сравнение казённых и иных учреждений
Критерий Казённые учреждения Бюджетные/Автономные учреждения
Применение запрета Полностью, на все споры о взыскании средств В основном, на споры, связанные с бюджетными средствами; к доходам от деятельности — с оговорками о рациональности
Мировое соглашение Запрещено Возможно, но должно соответствовать целям деятельности и принципу рациональности
Источник выплат Только лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) Бюджетные средства (ЛБО) и собственные доходы от деятельности
Действия при нехватке средств Обязаны запросить дополнительные ЛБО у ГРБС Используют собственные средства; при их отсутствии может быть возбуждено дело о банкротстве

💡 Практические рекомендации для контрагентов и учреждений

Для контрагентов (поставщиков, подрядчиков):
Правильно определяйте ответчика: В исковом заявлении указывайте в качестве ответчика соответствующее публично-правовое образование (Российскую Федерацию, субъект РФ, муниципальное образование) в лице своего финансового органа, если спор идет непосредственно о бюджетных средствах. Казенное учреждение будет выступать соответчиком.

Готовьтесь к длительному процессу: Отказ от упрощенных процедур означает, что судебный спор займет больше времени. Заранее закладывайте этот фактор в свои планы.

Требуйте досудебного направления запроса на ЛБО: Перед обращением в суд направьте учреждению претензию с требованием уведомить вас о направлении запроса главному распорядителю о выделении средств для погашения задолженности. Это усилит вашу позицию в суде.
Для государственных и муниципальных учреждений:
Четко следите за процедурой: При получении судебного приказа или уведомления о рассмотрении дела в упрощенном порядке необходимо немедленно подать возражения, ссылаясь на ст. 239.1 БК РФ и письмо Минфина № 08-04-07/74674.

Соблюдайте досудебный порядок: Казенные учреждения при возникновении задолженности должны без промедления инициировать процедуру запроса дополнительных ЛБО у своего ГРБС.

Консультируйтесь с вышестоящими органами: Любые действия в суде, особенно касающиеся возможности заключения мирового соглашения, должны согласовываться с главным распорядителем бюджетных средств.

💎 Заключение

Письмо Минфина России от 01.08.2025 № 08-04-07/74674 является важным ориентиром для всех участников споров с участием бюджетных средств. Оно подтверждает курс государства на максимальную защиту казны от необоснованных и бесконтрольных взысканий.
Для контрагентов это означает необходимость более тщательной подготовки к судебным процессам и понимания специфики работы с государственным сектором. Для учреждений — строгое следование бюджетной дисциплине и процедурам. В конечном счете, данные разъяснения способствуют повышению прозрачности и законности финансовых взаимоотношений между государством и бизнесом.