статьи госзаказ

Национальный режим в госзакупках

Одна из мер поддержки отечественных производителей государством — это использование национального режима в госзакупках. Правила национального режима регулируют закупку товаров, работ и услуг иностранного производства с помощью запретов, преференций и ограничений. Давайте подробнее разберем, какие из них действуют в 2024 году и чем они отличаются.

Одним из основных критериев для оценки заявки участника госзакупки является страна происхождения товара. Перечни товаров, попадающих под национальный режим, постоянно обновляются и дополняются. Для товаров, на которые действует нацрежим, заказчик должен проводить отдельные тендеры. Он не может смешивать в одной закупке обычные товары, и те, на которые действует запрет или ограничение.

При проведении госзакупок правила национального режима по 44-ФЗ устанавливают:

· Запреты

Постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 устанавливает запрет на допуск импортных промышленных товаров. В приложении к этому постановлению содержится конкретный перечень продукции и разъяснения.

Запрет для закупок программного обеспечения, включая исключительные права и права использования такого обеспечения, устанавливают в общеустановленном порядке (п. 2 ПП № 1236).

· Ограничения

Если категория товара попадает под ограничение – это значит, что заказчик обязан отклонить все товары иностранного происхождения, если есть хотя бы одна допущенная заявка с предложением товара из РФ и стран ЕАЭС. Под такие категории попадают следующие категории товаров:

o промышленная продукция (ПП № 617 от 30.04.2020);

o лекарственные препараты (ПП № 1289 от 30.11.2015);

o медицинские изделия (ПП № 102 от 05.02.2015);

o радиоэлектроника (ПП № 878 от 10.07.2019);

o продукты питания (ПП № 832 от 22.08.2016).

· Условия допуска (преференции)

Если применяются преференции при проведении госзакупки, то преимущество предоставляется участникам, которые предложили товары из ЕАЭС и заявки которых соответствуют требованиям извещения. Преференции выражаются в ценовом преимуществе для отечественных производителей в размере 15-20%.

Это значит, если закупка подпадает под действие приказа, устанавливающего преференции (Приказ № 126н), то предложения которых соответствуют установленным требованиям, получают преимущество по цене в 15 (20) % по сравнению с иностранной продукцией.

Заказчики должны применять два перечня по приказу 126н. Для продукции, которая попала в перечень № 1, преференция по цене контракта составляет 15 %. А в перечень № 2 включили продукцию, для которой ценовая преференция составляет 20 % при условии, что она приобретается в рамках нацпроектов.

Поставщик несёт ответственность за достоверность информации, указанной в своей заявке. Бывает, что в требованиях к закупке не указано, какой документ необходимо представить для подтверждения страны происхождения ТРУ, или указана неверная информация. Чтобы правильно составить заявку, участнику закупки необходимо руководствоваться соответствующим постановлением.