Одна из мер поддержки отечественных производителей государством — это использование национального режима в госзакупках. Правила национального режима регулируют закупку товаров, работ и услуг иностранного производства с помощью запретов, преференций и ограничений. Давайте подробнее разберем, какие из них действуют в 2024 году и чем они отличаются.
Одним из основных критериев для оценки заявки участника госзакупки является страна происхождения товара. Перечни товаров, попадающих под национальный режим, постоянно обновляются и дополняются. Для товаров, на которые действует нацрежим, заказчик должен проводить отдельные тендеры. Он не может смешивать в одной закупке обычные товары, и те, на которые действует запрет или ограничение.
При проведении госзакупок правила национального режима по 44-ФЗ устанавливают:
· Запреты
Постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 устанавливает запрет на допуск импортных промышленных товаров. В приложении к этому постановлению содержится конкретный перечень продукции и разъяснения.
Запрет для закупок программного обеспечения, включая исключительные права и права использования такого обеспечения, устанавливают в общеустановленном порядке (п. 2 ПП № 1236).
· Ограничения
Если категория товара попадает под ограничение – это значит, что заказчик обязан отклонить все товары иностранного происхождения, если есть хотя бы одна допущенная заявка с предложением товара из РФ и стран ЕАЭС. Под такие категории попадают следующие категории товаров:
o промышленная продукция (ПП № 617 от 30.04.2020);
o лекарственные препараты (ПП № 1289 от 30.11.2015);
o медицинские изделия (ПП № 102 от 05.02.2015);
o радиоэлектроника (ПП № 878 от 10.07.2019);
o продукты питания (ПП № 832 от 22.08.2016).
· Условия допуска (преференции)
Если применяются преференции при проведении госзакупки, то преимущество предоставляется участникам, которые предложили товары из ЕАЭС и заявки которых соответствуют требованиям извещения. Преференции выражаются в ценовом преимуществе для отечественных производителей в размере 15-20%.
Это значит, если закупка подпадает под действие приказа, устанавливающего преференции (Приказ № 126н), то предложения которых соответствуют установленным требованиям, получают преимущество по цене в 15 (20) % по сравнению с иностранной продукцией.
Заказчики должны применять два перечня по приказу 126н. Для продукции, которая попала в перечень № 1, преференция по цене контракта составляет 15 %. А в перечень № 2 включили продукцию, для которой ценовая преференция составляет 20 % при условии, что она приобретается в рамках нацпроектов.
Поставщик несёт ответственность за достоверность информации, указанной в своей заявке. Бывает, что в требованиях к закупке не указано, какой документ необходимо представить для подтверждения страны происхождения ТРУ, или указана неверная информация. Чтобы правильно составить заявку, участнику закупки необходимо руководствоваться соответствующим постановлением.
Одним из основных критериев для оценки заявки участника госзакупки является страна происхождения товара. Перечни товаров, попадающих под национальный режим, постоянно обновляются и дополняются. Для товаров, на которые действует нацрежим, заказчик должен проводить отдельные тендеры. Он не может смешивать в одной закупке обычные товары, и те, на которые действует запрет или ограничение.
При проведении госзакупок правила национального режима по 44-ФЗ устанавливают:
· Запреты
Постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 устанавливает запрет на допуск импортных промышленных товаров. В приложении к этому постановлению содержится конкретный перечень продукции и разъяснения.
Запрет для закупок программного обеспечения, включая исключительные права и права использования такого обеспечения, устанавливают в общеустановленном порядке (п. 2 ПП № 1236).
· Ограничения
Если категория товара попадает под ограничение – это значит, что заказчик обязан отклонить все товары иностранного происхождения, если есть хотя бы одна допущенная заявка с предложением товара из РФ и стран ЕАЭС. Под такие категории попадают следующие категории товаров:
o промышленная продукция (ПП № 617 от 30.04.2020);
o лекарственные препараты (ПП № 1289 от 30.11.2015);
o медицинские изделия (ПП № 102 от 05.02.2015);
o радиоэлектроника (ПП № 878 от 10.07.2019);
o продукты питания (ПП № 832 от 22.08.2016).
· Условия допуска (преференции)
Если применяются преференции при проведении госзакупки, то преимущество предоставляется участникам, которые предложили товары из ЕАЭС и заявки которых соответствуют требованиям извещения. Преференции выражаются в ценовом преимуществе для отечественных производителей в размере 15-20%.
Это значит, если закупка подпадает под действие приказа, устанавливающего преференции (Приказ № 126н), то предложения которых соответствуют установленным требованиям, получают преимущество по цене в 15 (20) % по сравнению с иностранной продукцией.
Заказчики должны применять два перечня по приказу 126н. Для продукции, которая попала в перечень № 1, преференция по цене контракта составляет 15 %. А в перечень № 2 включили продукцию, для которой ценовая преференция составляет 20 % при условии, что она приобретается в рамках нацпроектов.
Поставщик несёт ответственность за достоверность информации, указанной в своей заявке. Бывает, что в требованиях к закупке не указано, какой документ необходимо представить для подтверждения страны происхождения ТРУ, или указана неверная информация. Чтобы правильно составить заявку, участнику закупки необходимо руководствоваться соответствующим постановлением.