В первом чтении принят законопроект, который направлен на расширение оснований для пересмотра содержания или порядка исполнения предписаний ФАС в связи с возникновением существенных обстоятельств. Поправками введут возможность продлевать срок рассмотрения заявления о пересмотре предписания антимонопольным органом до двух месяцев в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия решения о пересмотре. В случае принятия закон вступит в силу уже с 1 сентября 2024 года, а его положения распространятся в том числе на выданные ранее предписания. Однако пересмотр заявленного до 1 сентября антимонопольного требования, который приводит к ухудшению положения хозяйствующего субъекта, будет допустим только по вновь установленным существенным обстоятельствам. Законопроект № 632373-8
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 33 и 512 Федерального закона
"О защите конкуренции"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434; 2011, ст. 7343) следующие изменения:
1) часть 11 статьи 33 изложить в следующей редакции:
"11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому
в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание,
а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание
или порядок исполнения предписания в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения
и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения, несоответствие установленного
в предписании порядка формирования цены на товар, предусматривающего использование биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара (далее - порядок формирования цены на товар), общим условиям обращения товара на товарном рынке. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня
его поступления. Срок рассмотрения указанного заявления может быть продлен антимонопольным органом не более чем на два месяца в связи
с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия решения о пересмотре предписания. В случае пересмотра предписания антимонопольным органом по собственной инициативе антимонопольный орган уведомляет лицо, которому выдано такое предписание, о наличии оснований
для пересмотра предписания. Лицо, которому выдано предписание,
в течение десяти рабочих дней с момента получения уведомления антимонопольного органа о наличии оснований для пересмотра предписания вправе представить в антимонопольный орган доводы
в отношении наличия или отсутствия оснований для пересмотра предписания и соответствующие доказательства, которые антимонопольный орган оценивает при принятии решения о пересмотре предписания. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Пересмотр предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано предписание, за исключением случая, если основанием для пересмотра предписания явилось несоответствие установленного в предписании порядка формирования цены на товар общим условиям обращения товара на товарном рынке. В случае пересмотра предписания в связи с таким несоответствием цена товара после пересмотра предписания должна соответствовать цене, установленной на бирже при соблюдении условий, установленных частями 5 - 7 статьи 6 настоящего Федерального закона, либо цене, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации, а при отсутствии такого рынка на территории Российской Федерации - сумме необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. При пересмотре предписания антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о пересмотре предписания.";
2) статью 512 дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. По заявлению лица, которому по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства выдано предписание,
а также по собственной инициативе антимонопольный орган может пересмотреть содержание или порядок исполнения предписания в связи
с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения, несоответствие установленного в предписании порядка формирования цены на товар общим условиям обращения товара на товарном рынке. В случае пересмотра предписания в связи с таким несоответствием цена товара должна соответствовать цене, установленной на бирже при соблюдении условий, установленных частями 5 - 7 статьи 6 настоящего Федерального закона, либо цене, которая сформировалась в условиях конкуренции
на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации,
а при отсутствии такого рынка на территории Российской Федерации - сумме необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября
2024 года.
2. Положения настоящего Федерального закона распространяются
на предписания, выданные антимонопольным органом до дня вступления
в силу настоящего Федерального закона.
3. Пересмотр антимонопольным органом предписания, выданного
до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 33 Федерального закона
от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции настоящего Федерального закона), приводящий к ухудшению положения лица, которому выдано предписание, допускается только в связи
с несоответствием установленного в предписании порядка формирования цены на товар, предусматривающего использование биржевых
и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара, общим условиям обращения товара на товарном рынке.
Президент
Российской Федерации