Минфин разъяснил, как применять 15% скидку к закупке стройматериалов для школы
Введение
Осенью 2024 года Правительство РФ приняло новое Постановление № 1875, которое существенно изменило правила применения национального режима в закупочной деятельности. Однако на практике у заказчиков возник ряд вопросов касательно механизма предоставления преимуществ российским товарам в сложных, комплексных закупках. В частности, оставалось неясным, как именно применять 15% скидку к предложению участника, если контракт включает не только поставку материалов, но и выполнение строительно-монтажных работ. Ответ на этот вопрос дал Минфин России в своем информационном письме от 31 января 2025 года № 24-01-06/8697, разъяснив упрощенный порядок, который применяется, в том числе, при закупках для строительства школ.
1. Суть разъяснения: упрощение процедуры оценки заявок
Ключевое разъяснение Минфина касается механизма предоставления преимущества для товаров российского происхождения в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ.
Сложный подход (распространенное заблуждение):
- Заказчик должен выделить в заявке участника стоимость каждого товара российского происхождения.
- К стоимости этих товаров применяется понижающий коэффициент 15%.
- Пересчитывается итоговая цена контракта с учетом сниженной стоимости российских материалов.
Упрощенный подход (разъяснение Минфина):
- Условное снижение на 15% применяется ко всему ценовому предложению участника (к цене контракта в целом), если его заявка соответствует условиям для предоставления преимущества.
- Заказчику не требуется самостоятельно выделять в заявке стоимость отдельных товаров для применения понижающего коэффициента.
Этот подход кардинально упрощает процедуру оценки заявок в комплексных закупках, включающих как работы, так и поставки материалов, например, при строительстве школы под ключ.
2. Нормативная основа новых правил
Изменения вводятся в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима...». Минфин разработал данное постановление во исполнение поручения Правительства, и настоящее информационное письмо призвано обеспечить единообразие в применении новых норм на практике.
Ключевой документ: Пункт 6.2 Письма Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697.
3. Когда применяется упрощенный порядок?
Упрощенный механизм применяется при одновременном соблюдении двух условий, подробно описанных в письме Минфина.
✅ Условие 1: Объект закупки включает российские товары
Преимущество в виде 15% скидки применяется, если объект закупки включает хотя бы один товар, не указанный в Перечнях № 1 и № 2 к Постановлению № 1875 (товары, в отношении которых установлены запрет и ограничение). При этом не имеет значения, включены ли в контракт также товары из этих перечней.
✅ Условие 2: Сравниваются заявки с иностранными и российскими товарами
Преимущество применяется в случае, если среди заявок, не подлежащих отклонению, есть:
- Заявка, содержащая предложение о поставке только товаров российского происхождения (включая товары из Перечней № 1 и № 2).
- Заявка, содержащая предложение о поставке хотя бы одного товара иностранного происхождения (из государств, не входящих в ЕАЭС).
4. Практический пример применения правил
Ситуация: Закупка на строительство школы, включающая поставку строительных материалов (цемент, арматура, отделочные материалы) и выполнение всех строительно-монтажных работ.
Участники:
- Участник А: Предлагает поставку всех материалов российского происхождения. Цена контракта — 100 млн рублей.
- Участник Б: Предлагает поставку部分 материалов иностранного происхождения. Цена контракта — 98 млн рублей.
Оценка и применение преимущества:
- Обе заявки соответствуют требованиям документации и не подлежат отклонению.
- Заявка Участника А содержит предложение о поставке товаров только российского происхождения, поэтому ей предоставляется преимущество.
- Расчет для сравнения: Ценовое предложение Участника А условно считается как 100 млн руб. - 15% = 85 млн руб..
- Результат: Для целей сравнения заявок предложение Участника А (85 млн руб.) считается более выгодным, чем предложение Участника Б (98 млн руб.). Победителем признается Участник А, а контракт заключается по первоначально предложенной им цене — 100 млн рублей.
5. Кто из заказчиков обязан применять новый порядок?
Письмо Минфина четко разграничивает обязанности для разных групп заказчиков.
Обязаны применять запреты, ограничения и преимущества:
- Все заказчики, осуществляющие закупки по 44-ФЗ.
- Основные заказчики по 223-ФЗ, включая государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия и другие.
Таблица для заказчиков по 223-ФЗ
6. Пошаговый алгоритм действий для заказчика
Чтобы корректно применить новый порядок, заказчику рекомендуется следовать алгоритму.
- Описание объекта закупки: Убедитесь, что в документации правильно описаны товары, работы, услуги.
- Проверка заявок на соответствие: Проведите проверку заявок на соответствие требованиям законодательства, в том числе установленным запретам и ограничениям.
- Выявление заявок для предоставления преимущества: Определите заявки, содержащие предложение о поставке товаров только российского происхождения.
- Применение условного снижения цены: Ко всей цене контракта в указанных заявках примените условное снижение на 15% для сравнения с заявками, предлагающими иностранные товары.
- Определение победителя: Победителем признается участник, заявке которого предоставлено преимущество и чье предложение после условного снижения признано лучшим.
- Заключение контракта: Контракт заключается с победителем на условиях, предложенных в его заявке, без какого-либо реального снижения цены.
Заключение
Разъяснение, содержащееся в письме Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697, вносит существенную ясность в процедуру закупок для таких комплексных объектов, как строительство школ. Установленный порядок позволяет совместить поддержку российских производителей с административным упрощением процесса закупки, избавляя заказчиков от необходимости проводить сложную и часто невозможную процедуру распределения цены контракта между отдельными товарами, работами и услугами.
Источник: Информационное письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31 января 2025 г. № 24-01-06/8697 «О применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875».